Голос, вызывающий доверие, не должен быть слишком тихим.




Понятие точности речи

Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. Содержательная точность и ясность речи в целом достигается за счёт соблюдения двух уровней точности.

Во-первых, это предметная точность, то есть точность в самом отражении действительности.

Например, в одном из школьных сочинений встречается фраза: Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку. В данном случае мы сталкиваемся с явной предметной неточностью, поскольку няня Татьяны Лариной не могла иметь бороды!

Подобного рода неточность содержится и в одном из рассказов В. Кондрашова:

Железнодорожник постукивал молоточком по чугунным колесам паровоза. Все колёса паровозов, тепловозов и железнодорожных вагонов делаются только из стали (чугун – очень хрупкий сплав!), а автор этого явно не знает.

Примеры предметной неточности можно обнаружить в газетах, в теле- и радиопередачах.

Так, в одном из репортажей встречается фраза: Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. Слово континент здесь совершенно недопустимо, потому что Арктика таковым не является.

Столь же грубую предметную неточность содержит фраза:

В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. Сутки всегда равны 24 часам, а вот световой день может менять свою продолжительность.

Во-вторых, в речи необходимо соблюдать не только предметную, но и понятийную точность, то есть точность в выражении мысли.

Понятийная неточность может проявляться в отсутствии конкретности в выражении мысли.

Например, достаточно часто этот вид неточности встречается в ответах нерадивых чиновников на те или иные жалобы граждан: Этот вопрос будет рассмотрен (какой? где? когда? кем? как?); Намечены соответствующие меры (какие? кем?).

Понятийная неточность может проявляться также в неполноте выражения мысли (например, в отсутствии примеров, доказательств), что приводит к декларативности текста или даже к его непониманию. Такого рода неточности часто встречаются в школьных сочинениях. Но можно обнаружить неполноту выражения мысли и в официальных документах, и в публицистических текстах, и в научных докладах.

Можно привести и такой забавный эпизод из жизни знаменитого физика Э. Ферми. На одном из теоретических семинаров физик не понял содержания доклада коллеги, хотя темой сообщения была теория самого Ферми.

Очень часто недостаточная информативность текста бывает вызвана тем, что в предложении опущены важные слова и словосочетания. Это может привести даже к абсурдности высказывания.

Например. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходила в сарай по проволоке. В предложении опущено одно слово – «держась за проволоку», а без него можно подумать, что слепая старушка демонстрировала чудеса эквилибристики.

Наконец, понятийная неточность может быть связана с неправильным или неточным словоупотреблением. Обычно неточный выбор слова так или иначе связан с незнанием, непониманием или недостаточным учётом значения слова, его сочетаемости и т.д.

Можно выделить целый ряд типичных лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении; неразграничение паронимов, значений многозначного слова и т.д. Вечный командировочный – Вечный командированный!

Неправильный порядок. Стулья заменили ящики из-под помидоров.

 

 

Работа над дикцией

Голос, вызывающий доверие, не должен быть громким.

Доверие создается в условиях равноправных отношений. Громкий голос часто связан со стремлением нарушить это равновесие.

 

Голос, вызывающий доверие, не должен быть слишком тихим.

Слишком тихий голос воспринимается как признак неуверенности и готовность к подчинению.

 

Отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки, поэтому каждый раз перед выступлением обязательно проводи подготовительные упражнения для губ и языка.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Упражнение №1

Сведите губы в пучок, далее разведите губы в улыбку, не обнажая зубы. Выполняйте упражнение с ускорением не менее 15 раз.

 

Упражнение №2

Раскройте артикуляционный аппарат, разомкните зубы, вытащите кончик языка и подведите его к левому уголку губ. Проведите языком по верхней губе направо.

 

Продолжайте движение по верхней губе от 4-х до 8-ми раз. То же самое упражнение проделать с нижней губой.

 

Упражнение №3

Покусывая, вытащить язык изо рта, и так же покусывая вернуть его в исходное положение. Выполнять упражнение не менее 10-ти раз.

 

Упражнение №4

Сомкните зубы, и проговаривайте текст, для выступлений сквозь зубы.

 

Упражнение №5

Как можно сильнее вытащите язык, зажмите его зубами так, чтобы он не шевелился, и пытайтесь проговорить текст.

 

 

Скороговорки

 

Маланья – болтунья молоко болтала-болтала,

да не выболтала.

 

 

Яша с Пашей ели кашу,

Саша с Ташей простоквашу,

А Мишутка – селедку под шубкой.

 

 

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

 

 

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

 

 

Шелест шелестит листвой.

Шепот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише...», – слышно мне.

 

  На мели мы лениво налима ловили, И меняли налима вы мне на линя, О любви не меня ли так мило молили И в туманы лимана манили меня?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: