Распространённые способы профилактики конфликтов




Вопрос 35. Причины конфликтов и их профилактика

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

· Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

· Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.

· Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.

· Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

· Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

· Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

 

Распространённые способы профилактики конфликтов

Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы

сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных

традиций, привычек, институтов.

Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут

быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на:

· зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений

· незрелые, с отношениями низкого уровня.

Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в

значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного

характера, способствует их автоматическому отторжению.

Только такие коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.

Тот или иной уровень взаимоотношений в группе проявляется во всех

сферах её жизнедеятельности и прежде всего в таких её параметрах, как:

·. прочность связей между членами группы, в том числе и

неформальных, внепроизводственных;

·. наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой

основе устойчивых традиций;

·. возможность для раскрытия работниками своих творческих

способностей, заинтересованность их своим трудом;

·. частота и характер возникающих в группе разногласий и

конфликтов, успешность их разрешения.

К числу незрелых, коллективов, с низким уровнем взаимоотношений

относятся те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:

·. активный поиск виновных в случае каких-либо производственных

неудач;

·. недооценка коллективных методов руководства, авторитарные

тенденции в стиле руководства;

·. проведение затяжных и безрезультатных производственных

· совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;

·. оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном

уровне;

·. равнодушие сотрудников к содержанию принимаемых решений и итогам

их выполнения;

·. частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.

Проявление подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях

свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости

коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: