Цель: формирование правильного отношения к проблеме и знакомство со способами поведения родителей в ситуации сексуализированного поведения ребенка.
Задачи:
1. Прояснение чувств родителей и ребенка.
2.Выявление в процессе игры различных способов реагирования родителей на сексуализированное поведение ребенка.
3. Демонстрация связи между чувствами, оценками взрослого с выбранными способами воздействия.
Характеристика оптимальной группы участников: группа принимающих родителей, столкнувшихся с сексуализированным поведением детей или интересующихся этой проблемой в количестве 10 — 15 человек. Упражнение можно проводить как с действующими принимающими родителями, так и с потенциальными, например, в рамках темы трудного поведение приемного ребенка.
Оборудование: флипчарт, скотч или канцелярские кнопки, листы бумаги для флипчарта (по три на подгруппу), маркеры, карточки с описанием ситуаций.
Описание упражнения: упражнение проводится до знакомства участников с теоретическим материалом, в начале занятия, после знакомства с темой и вводной части. Участники делятся на 2 — 3 группы (в зависимости от количества человек, желательно, чтобы в каждой подгруппе было 4 — 5 человек). Каждой группе раздаются разные карточки с описанием ситуации. Если группы две, можно дать каждой группе по две карточки, но важно, чтобы одной из групп досталась карточка, в которой поведение ребенка на самом деле не является сексуализированным (карточка № 2).
Инструкция: внимательно прочитайте свою карточку. Выберите из вашей группы двух участников, один будет играть роль ребенка, другой — родителя. Представьте себе, что вы столкнулись с ситуацией, описанной в карточке. Саму ситуацию проигрывать не нужно. Участнику, играющему роль приемного родителя необходимо принять меры по разрешению данной ситуации. Остальные члены группы должны внимательно наблюдать за происходящим. На выполнение задания у вас 5-7 мин.
После выполнения этой части упражнения, участники каждой группы должны обсудить между собой и написать на одном листе чувства родителя, которые он испытывал в связи с той ситуацией, которая описана в карточке и в процессе проигрывания; на другом листе действия, способы, меры воспитания, которыми родитель пытался воздействовать на ребенка с обоснованием их выбора; на третьем листе — чувства ребенка, которые он испытывал в процессе воздействия родителя.
Затем тренер просит выбрать в каждой группе спикера, который разместит свои листы на стене и представит ситуацию и результаты работы группы.
После того, как выступят спикеры от каждой группы, тренер подводит итоги: выделяет общие и различные моменты в результатах работы групп, акцентирует внимание группы на чувствах родителей, а также на том, что разные меры воспитательного воздействия вызывают разные чувства у ребенка. Тренер сообщает участникам, что они еще вернуться к результатам упражнения в ходе занятия и переходит к информационному сообщению на тему сексуализированного поведения детей и способах его коррекции.
После этого группа возвращается к совместному обсуждению упражнения.
Вопросы для обсуждения:
- Все ли ситуации, описанные в карточках, относятся к сексуализированному поведению?
- Соответствовали ли выбранные меры поступку ребенка, его возрасту, способности понять происходящее?
- От чего зависели выбранные способы воздействия на ребенка?
- Изменился ли ваш взгляд на ситуацию, описанную в карточке?
- Предложить сравнить чувства ребенка и взрослого и обсудить, может ли взрослый в таком состоянии помочь ребенку?
- Обсудить, какие варианты действий из предложенных группами возможны, а какие нет в каждой описанной на карточках ситуации.
- Какие действия были бы оптимальны в каждом конкретном случае?
Сокращенная версия упражнения:
План упражнения:
1. Разделение участников на группы и выдача карточек.
2.Получение участниками инструкции.
3.Работа в малых группах.
4.Представление результатов спикерами.
5.Информационное сообщение ведущего.
6.Обсуждение упражнения.
На защите проекта будет продемонстрирована часть упражнения с обсуждения ситуации в малых группах без проигрывания. Участникам будет предоставлена одна карточка. Они должны обсудить между собой и написать на одном листе чувства родителя, которые он испытывал в связи с той ситуацией, которая описана в карточке и в процессе проигрывания; на другом листе действия, способы, меры воспитания, которыми родитель пытался воздействовать на ребенка с обоснованием их выбора; на третьем листе — чувства ребенка, которые он испытывал в процессе воздействия родителя.