АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса.
Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.
ЭТАПЫРАЗВИТИЯ
Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения.
|
Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость.
Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.
На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.
На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения.
На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. К таким особенностям относят:
· абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;
|
· стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;
· заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;
· страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;
· наличие стереотипов в мышлении и поведении;
· тревожность;
· избегание любых форм ответственности;
· стремление манипулировать окружающими.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:
· Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
· Склонность ко лжи.
· Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
· Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
· Избегание ответственности.
· Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
· Высокая тревожность.
· Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:
- Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
- Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
- Низкая адаптация к условиям школы.
- Нестабильность, незрелость личности.
- Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
|
Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:
· Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
· Азартность, стремление к острым ощущениям.
· Незрелость личности.
· Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
· Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
· Чувство одиночества, беззащитности.
· Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
· Эмоциональная скудность.
СПОСОБЫБОРЬБЫСО СТРЕССОМ
1. Активный спорт. Не будем подвергать сомнению слова Аристотеля «движение — жизнь». В случае с тренировками в фитнес-клубе или экстремальными направлениями это жизнь насыщенная, яркая, здоровая, полная новых впечатлений и знакомств. Каждый раз, стоя перед выбором «жалеть себя или стать чуточку красивее», вспомните про эндорфины, гормоны счастья: пока вы лежите на диване, они не синтезируются.
2. Пассивный отдых. Может показаться, что второй пункт противоречит первому. На самом деле все хорошо в меру: физическую нагрузку нужно чередовать с отдыхом. Олимпийские рекорды для организма не меньший стресс, чем прогрессирующая лень. Выбирайте любые виды деятельности, направленные на расслабление и синтез дофамина, гормона удовольствия: хатха-йога, массажи и обертывания, флоатинг, теплая ванна с морской солью.
3. Правильное дыхание. Чтобы дышать правильно, то есть дышать и забывать обо всех проблемах, нужно учесть два нюанса. Во время стресса человек дышит грудью, это поверхностное дыхание. Поэтому нужно дышать животом. Представьте, что у вас в животе воздушный̆ шарик, который̆ надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Второе правило — концентрация внимания на процессе: вдох должен быть глубоким, выдох медленным.
4. Сон. Одному достаточно пяти часов сна, другому не хватит и десяти. Только необходимое количество часов отдыха гарантирует бодрость и ясность мыслей. Стоит прислушаться к себе и подстроить график под свои потребности, а не себя под график.
5. Вкусная еда. Дефицит свободного времени грозит питанием по системе «чего-нибудь и как-нибудь». Выделите выходной день под неторопливое приготовление завтрака, обеда или ужина. Переедать не стоит, сделайте упор на здоровые рецепты и красивое оформление блюд. Мясо, молоко, сухофрукты и шоколад стимулируют выработку гормона хорошего настроения, серотонина.
6. Арт-терапия. Речь не о походах в театр или на концерт, а о создании собственных произведений. Лечение искусством включает в себя живопись, скульптуру, инсталляции, игру на музыкальных инструментах, танцы. Выбирайте подходящий вариант и избавляйтесь от страхов, заниженной самооценки, плохого настроения.