СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ




АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса.

Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

 

ЭТАПЫРАЗВИТИЯ

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения.

Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость.

Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения.

На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

 

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. К таким особенностям относят:

· абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;

· стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;

· заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;

· страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;

· наличие стереотипов в мышлении и поведении;

· тревожность;

· избегание любых форм ответственности;

· стремление манипулировать окружающими.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

· Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.

· Склонность ко лжи.

· Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.

· Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.

· Избегание ответственности.

· Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.

· Высокая тревожность.

· Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

 

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.

 

Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:

· Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.

· Азартность, стремление к острым ощущениям.

· Незрелость личности.

· Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.

· Трудности с самоидентификацией и самовыражением.

· Чувство одиночества, беззащитности.

· Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.

· Эмоциональная скудность.

 

СПОСОБЫБОРЬБЫСО СТРЕССОМ

1. Активный спорт. Не будем подвергать сомнению слова Аристотеля «движение — жизнь». В случае с тренировками в фитнес-клубе или экстремальными направлениями это жизнь насыщенная, яркая, здоровая, полная новых впечатлений и знакомств. Каждый раз, стоя перед выбором «жалеть себя или стать чуточку красивее», вспомните про эндорфины, гормоны счастья: пока вы лежите на диване, они не синтезируются.

2. Пассивный отдых. Может показаться, что второй пункт противоречит первому. На самом деле все хорошо в меру: физическую нагрузку нужно чередовать с отдыхом. Олимпийские рекорды для организма не меньший стресс, чем прогрессирующая лень. Выбирайте любые виды деятельности, направленные на расслабление и синтез дофамина, гормона удовольствия: хатха-йога, массажи и обертывания, флоатинг, теплая ванна с морской солью.

3. Правильное дыхание. Чтобы дышать правильно, то есть дышать и забывать обо всех проблемах, нужно учесть два нюанса. Во время стресса человек дышит грудью, это поверхностное дыхание. Поэтому нужно дышать животом. Представьте, что у вас в животе воздушный̆ шарик, который̆ надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Второе правило — концентрация внимания на процессе: вдох должен быть глубоким, выдох медленным.

4. Сон. Одному достаточно пяти часов сна, другому не хватит и десяти. Только необходимое количество часов отдыха гарантирует бодрость и ясность мыслей. Стоит прислушаться к себе и подстроить график под свои потребности, а не себя под график.

5. Вкусная еда. Дефицит свободного времени грозит питанием по системе «чего-нибудь и как-нибудь». Выделите выходной день под неторопливое приготовление завтрака, обеда или ужина. Переедать не стоит, сделайте упор на здоровые рецепты и красивое оформление блюд. Мясо, молоко, сухофрукты и шоколад стимулируют выработку гормона хорошего настроения, серотонина.

6. Арт-терапия. Речь не о походах в театр или на концерт, а о создании собственных произведений. Лечение искусством включает в себя живопись, скульптуру, инсталляции, игру на музыкальных инструментах, танцы. Выбирайте подходящий вариант и избавляйтесь от страхов, заниженной самооценки, плохого настроения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: