каков доминирующий мотив педагогической деятельности, могущий в наибольшей степени поддержать цель воспитания? Какой мотив может придать наибольший личностный смысл формированию личности, способной строить жизнь, Достойную человека? ‘
С позиции этого вопроса высвечивается и ответ. Забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение сформулированной цели воспитания.
Нельзя отрицать огромной роли научно-педагогического интереса как мотива деятельности педагога. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что педагог своей профессиональной работой зарабатывает себе средства существования. Не стоит исключать некоторые режимно-временные удобства педагогической профессии, особенно важные для педагога-женщины. Заслуживает уважения и мотив геронтологический, связанный с желанием сохранить активность и молодость духа, отодвигая старение. Но ни один из перечисленных и достойных мотивов не могут служить такой крепкой опорой и поддержкой, как это способен делать мотив заботы о счастье детей, вступающих во взрослую суровую жизнь.
3.4, Педагогические цели и образовательные стандарты
Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов. Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ— входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение
Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: “Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”. При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.
Закон Российской Федерации об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образовательные госстандарты (Статья 7). Государственные образовательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.
Основополагающее для 'будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов, которых готовят в вузах.
Обратимся к характеристике государственных стандартов высшего педагогического образования, уже принятые официально как временные. Получили свое утверждение стандарты высшего педагогического образования по таким направлениям, как “540100 — Естествознание”. Выпускники вуза обретают в результате 4-летнего обучения статус “бакалавра образования”. Бакалавр образования в соответствии со стандартом готовится для работы в пяти сферах деятельности: преподавание по предметам в средних учебных заведениях, культурно-просветительной деятельности, социально-педагогической деятельности, научно- исследовательской деятельности. Он же готовится к продолжению образования по программе магистратуры, т.е. третьего уровня высшего профессионального образования.
В содержание образования входит несколько обязательных блоков вузовских дисциплин, а именно: общекультурный (философия, логика, политология, право, языки, экономика, бизнес и др.); психолого-педагогический (более 10 названий дисциплин); общепредметный (математика, физика, экология, информатика, космология и др.); предметный блок (математика, физика, химия, информатика, экология и др.).
В структуре стандарта предусматриваются, далее, требования к уровню образованности выпускника по этому направлению. Характерно, что разработчики стандарта оперируют удачными терминами: “владеет”, “обладает”, “умеет”, “может решать”, “готов к...”, “понимает”. Интегральное представление профессионализма бакалавра образования по естествознанию формулируется лаконично:
“Бакалавр образования — личность, освоившая культурный опыт человечества и способная стать субъектом творческой профессиональной деятельности”.
При ознакомлении с содержанием этого госстандарта будущие математики, физики, преподаватели химии, биологии, географии, экологии, информатики встретят немало туманных формулировок и “размельченных” атрибутов профессиональной готовности работать в системе образования, например, в состав стандартных требований к уровню образованности будущего историка, математика, географа и так далее введено такое, как готовность “к творческому решению различных жизненных ситуаций”. Что имелось в виду в этом случае, приходится лишь угадывать. Все это означает, что рассматриваемый документ требует своей доработки и прежде всего в аспекте его прагматизации.
Характерной особенностью педагогического блока стандартов естественного и гуманитарного направлений высшего педагогического образования является его идентичность по всем направлениям бакалавриата. Приведем его полностью.
Обязательный психолого-педагогическнй минимум содержания образования специалистов всех направлений.
Ориентирующий (введение в педагогику и психологию, педагогическая информатика, основы саморазвития личности).
Теоретико-методологический (педагогические теории и системы, история образования, психология развития, психология и педагогика межнационального общения).
Деятельностный (педагогические предметные технологии, основы моделирования образовательных дисциплин).
Психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору.
Пользуясь правом на творчество и автономности разработок моделей высшего педагогического образования, научные коллективы многих российских вузов создают свои варианты оперативных управленческих документов по технологии использования стандартов профессионального образования. Как рабочий инструментарий. В рамках ГОСТов появляются новые ‘дидактические конструкции. Они ускоряют прогрессивные нововведения в систему подготовки учителей для работы их в современной школе.
Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принудительных критериев профессионализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя. Но при всей противоречивости единых требований к педагогическому профессионализму, предписанных сверху, и неповторимости индивидуальности каждого человека, это противоречие легко преодолевается.
Проблема педагогического целеобразования и целепо- лагания подлежит решению на всех уровнях функционирования и развития образовательно-воспитательных систем. Ее рассматривают как системообразующий компонент педагогической политики государства. К ее практическому решению должны быть готовы все категории специалистов, чья деятельность опосредованно или непосредственно связана с воспитанием подрастающих поколений.