Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя




каков доминирующий мо­тив педагогической деятельности, могущий в наи­большей степени поддержать цель воспитания? Какой мотив может придать наибольший личностный смысл формированию личности, способной строить жизнь, Достойную человека? ‘

С позиции этого вопроса высвечивается и ответ. Забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направлен­ной на достижение сформулированной цели воспита­ния.

Нельзя отрицать огромной роли научно-педа­гогического интереса как мотива деятельности педагога. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что педагог своей профессиональной работой зарабатывает себе сред­ства существования. Не стоит исключать некоторые режимно-временные удобства педагогической профессии, особенно важные для педагога-женщины. Заслуживает уважения и мотив геронтологический, связанный с жела­нием сохранить активность и молодость духа, отодвигая старение. Но ни один из перечисленных и достойных мо­тивов не могут служить такой крепкой опорой и под­держкой, как это способен делать мотив заботы о счастье детей, вступающих во взрослую суровую жизнь.

3.4, Педагогические цели и образовательные стандарты

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагоги­ке теснейшим образом связаны с проблемами образователь­ных стандартов. Под образовательными стандартами пони­маются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандарти­зации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества про­дукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент за­щиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедея­тельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ— входят в систему управления обществом и закрепляются зако­нодательно.

В области образования действуют национальные стан­дарты. Многие из них согласованы с международными об­разовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщен­ные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение

Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: “Российская Федерация устанавли­вает федеральные государственные образовательные стан­дарты, поддерживает различные формы образования и са­мообразования”. При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.

Закон Российской Федерации об образовании выде­ляет федеральные и национально-региональные образова­тельные госстандарты (Статья 7). Государственные образо­вательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Пра­вительством. Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего обра­зования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную поли­тику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы об­разования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное про­странство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможно­стями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.

Основополагающее для 'будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов, которых готовят в вузах.

Обратимся к характеристике государственных стандар­тов высшего педагогического образования, уже принятые официально как временные. Получили свое утверждение стандарты высшего педагогического образования по таким направлениям, как “540100 — Естествознание”. Выпуск­ники вуза обретают в результате 4-летнего обучения статус “бакалавра образования”. Бакалавр образования в соот­ветствии со стандартом готовится для работы в пяти сфе­рах деятельности: преподавание по предметам в средних учебных заведениях, культурно-просветительной деятель­ности, социально-педагогической деятельности, научно- исследовательской деятельности. Он же готовится к про­должению образования по программе магистратуры, т.е. третьего уровня высшего профессионального образования.

В содержание образования входит несколько обяза­тельных блоков вузовских дисциплин, а именно: обще­культурный (философия, логика, политология, право, язы­ки, экономика, бизнес и др.); психолого-педагогический (более 10 названий дисциплин); общепредметный (матема­тика, физика, экология, информатика, космология и др.); предметный блок (математика, физика, химия, информатика, экология и др.).

В структуре стандарта предусматриваются, далее, тре­бования к уровню образованности выпускника по этому направлению. Характерно, что разработчики стандарта оперируют удачными терминами: “владеет”, “обладает”, “умеет”, “может решать”, “готов к...”, “понимает”. Инте­гральное представление профессионализма бакалавра об­разования по естествознанию формулируется лаконично:

“Бакалавр образования — личность, освоившая культур­ный опыт человечества и способная стать субъектом твор­ческой профессиональной деятельности”.

При ознакомлении с содержанием этого госстандарта будущие математики, физики, преподаватели химии, био­логии, географии, экологии, информатики встретят нема­ло туманных формулировок и “размельченных” атрибутов профессиональной готовности работать в системе образо­вания, например, в состав стандартных требований к уровню образованности будущего историка, математика, географа и так далее введено такое, как готовность “к творческому решению различных жизненных ситуаций”. Что имелось в виду в этом случае, приходится лишь уга­дывать. Все это означает, что рассматриваемый документ требует своей доработки и прежде всего в аспекте его прагматизации.

Характерной особенностью педагогического блока стандартов естественного и гуманитарного направлений высшего педагогического образования является его иден­тичность по всем направлениям бакалавриата. Приведем его полностью.

Обязательный психолого-педагогическнй минимум со­держания образования специалистов всех направлений.

Ориентирующий (введение в педагогику и психологию, пе­дагогическая информатика, основы саморазвития личности).

Теоретико-методологический (педагогические теории и системы, история образования, психология развития, пси­хология и педагогика межнационального общения).

Деятельностный (педагогические предметные техноло­гии, основы моделирования образовательных дисциплин).

Психолого-педагогические практикумы и кур­сы по выбору.

Пользуясь правом на творчество и автономности раз­работок моделей высшего педагогического образования, научные коллективы многих российских вузов создают свои варианты оперативных управленческих документов по технологии использования стандартов профессиональ­ного образования. Как рабочий инструментарий. В рамках ГОСТов появляются новые ‘дидактические конструкции. Они ускоряют прогрессивные нововведения в систему подготовки учителей для работы их в современной школе.

Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принуди­тельных критериев профессионализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя. Но при всей про­тиворечивости единых требований к педагогическому профессионализму, предписанных сверху, и неповтори­мости индивидуальности каждого человека, это противо­речие легко преодолевается.

Проблема педагогического целеобразования и целепо- лагания подлежит решению на всех уровнях функциони­рования и развития образовательно-воспитательных си­стем. Ее рассматривают как системообразующий компо­нент педагогической политики государства. К ее практи­ческому решению должны быть готовы все категории спе­циалистов, чья деятельность опосредованно или непосред­ственно связана с воспитанием подрастающих поколений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: