Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и программы Экономика. Основы экономической теории. Программа для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под ред. С. И. Иванова. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008.
Цель программы:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
- изложение сведений, необходимых для последующего выбора профессии и сферы деятельности, освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере
Изменения, внесённые в программу: тема «Макроэкономическое равновесие» сокращена на 5 часов, а тема «Экономика и государство» увеличена на 1 час, добавлены 2 урока контрольной работы и 2 урока повторения.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2008
Экономика: Основы экономической теории: Учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. (Профильный уровень образования): в 2-х кн. / Под ред. С.И. Иванова. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012.
Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт. – сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ «Боброводворская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
● содержания;
● обучающих средств;
● методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Календарно-тематическое планирование
№ П№п/п | Наименование разделов и тем | Коли чест во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. Подготовка к ЕГЭ | Дата | |
План | Факт | ||||||
Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход Что такое валовой внутренний продукт. | Урок изучения нового материала | Знать определение ВВП. | Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу. | 2.09. | |||
Как исчисляется валовой внутренний продукт | Комбинированный | Знать о способах исчисления ВВП. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 5.09 | |||
Национальный доход. | Комбинированный | Знать о способах исчисления НД. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 9.09 | |||
Располагаемый личный доход | Комбинированный | Иметь представление об источниках формирования располагаемого личного дохода. | Фронтальный опрос. Письменная работа 2.2 | 12.09 | |||
Номинальный и реальный ВВП | Комбинированный | Иметь представление о номинальном и реальном ВВП | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 16.09 | |||
Повторение по теме«Валовой внутренний продукт и национальный доход» | Урок повторения | Тест по определениям | 19.09 | ||||
Тема 12. Макроэкономическое равновесие Доход, потребление и сбережения. | Урок изучения нового материала | Владеть понятиями: доход, потребление, сбережение. Источники формирования доходов, сбережений. | Составить вопросный план по изученному материалу. Моделировать конкретные ситуации темы | 23.09 | |||
Функция потребления Административный входной контрольный срез | Комбинированный | Свойства и функции потребления. | Построить график спроса и предложения. 2.2 | 26.09 | |||
Сбережения и инвестиции | Комбинированный | Иметь представление об источниках формирования сбережений и инвестиций, особенностях инвестиционной деятельности, видах инвестиций. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 30.09 | |||
Автономные и индуцированные сбережения | Комбинированный | Знать, что такое инвестиции, процентная ставка. Иметь представление об источниках формирования сбережений. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 3.10 | |||
Мультипликатор | Комбинированный | Иметь представление о зависимости прироста доходов и прироста автономных затрат. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 7.10 | |||
Равновесие на рынке товаров и услуг | Комбинированный | Иметь представление о влиянии роста процентной ставки на снижение инвестиций. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 10.10 | |||
Процентное реагирование инвестиций | Комбинированный | Иметь представление о влиянии роста процентной ставки на снижение инвестиций. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней Построить график | 14.10 | |||
Процентная ставка и равновесие на денежном рынке | Комбинированный | Уметь: - анализировать различия между кейнсианским и монетаристским подходом к денежно-кредитной политике; - использовать для расчетов формулу денежного мультипликатора | Составить схему 2.3 | 17.10 | |||
Влияние изменения процентной ставки на денежный спрос. Кривая LM | Комбинированный | Иметь представление о зависимости равновесного уровня НД от процентной ставки. | Построить график | 21.10 | |||
Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM | Комбинированный | Уметь теоретически представлять установления равновесной цены. | Построить график | 24.10 | |||
Повторение по теме «Макроэкономическое равновесие» | Урок повторения | тест | 28.10 | ||||
Тема 13. Экономический цикл, занятость и безработица Экономический цикл | Урок изучения нового материала | Знать понятия: «рецессия», «стагфляция». Анализировать поведение экономики в различные фазы цикла. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 31.10 | |||
Механизм экономического цикла | Комбинированный | Объяснять общую картину экономического цикла. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 11.11 | |||
Занятые и безработные | Комбинированный | Знать: виды безработицы и её основные формы. Норма безработицы. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней 2.9 | 14.11 | |||
Причины и формы безработицы | Комбинированный | Уметь, различать понятия «безработные» и «незанятые». | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 18.11 | |||
Последствия безработицы | Комбинированный | Знать о социально-экономических последствиях безработицы. | Письменная работа | 21.11 | |||
Государственное регулирование занятости | Комбинированный | Иметь представление о государственной политике в сфере занятости | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 25.11 | |||
Тема 14. Инфляция Определение инфляции и ее измерение | Комбинированный | Знать понятие инфляции, дефляции ее виды и причины. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 28.11 | |||
Причины инфляции. Инфляционные ожидания | Комбинированный | Уметь решать задачи по денежному обращению. | Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу. | 2.12 | |||
Формы инфляции | Комбинированный | Анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой процента. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 5.12 | |||
Последствия инфляции для различных социальных групп населения | Комбинированный | Знать о социально- экономических последствиях инфляции. | Письменная работа 2.10 | 9.12 | |||
Кривая Филлипса | Комбинированный | Уметь объяснять кривую Филипса. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 12.12 | |||
Государственная антиинфляционная политика | Комбинированный | Знать о социально- экономических последствиях инфляции. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 16.12 | |||
Контрольная работа по темам «ВВП, макроэкономическое равновесие. Инфляция» | Урок контроля | тест | 19.12 | ||||
Тема 15. Экономический рост Содержание экономического роста | Урок изучения нового материала | Знать определение экономического роста, его значение. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 23.12 | |||
Измерение экономического роста | Комбинированный | Знать определение абсолютного прироста ВВП, скорости экономического роста. | Письменная работа 2.11 | 26.12 | |||
Абсолютный прирост ВВП | Комбинированный | Знать определение абсолютного прироста ВВП, скорости экономического роста. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 13.01 | |||
Производственная функция и факторы роста | Комбинированный | Знать: сущность, цели и задачи предпринимательства; какие факторы следует учитывать для того, чтобы реализация предпринимательских идей принесла прибыль, а не убыток | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 16.01 | |||
Экстенсивные и интенсивные факторы роста | Комбинированный | Уметь начертить и объяснить схему производственной деятельности | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 20.01 | |||
Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце XX в | Комбинированный | Знать: - наиболее актуальные для России глобальные проблемы; - чем отличаются экономический рост и экономическое развитие; - что такое устойчивое развитие. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 23.01 | |||
Особенности длинных циклов | Комбинированный | Уметь: - объяснять, в чем состоит причина экономической отсталости; - описывать глобальные экономические проблемы | Фронтальный опрос. Письменная работа 2.12 | 27.01 | |||
Повторение по теме «Экономический рост» | Урок повторения | 30.01 | |||||
Тема 16. Экономика и государство Политика экономической стабилизации | Урок изучения нового материала | Иметь представление об особенностях экономической политики государства | Фронтальный опрос. Письменная работа | 3.02 | |||
Бюджетно-финансовая политика | Комбинированный | Знать понятие: бюджет, источники его формирования. доходная и расходная часть. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 6.02 | |||
Бюджетный дефицит | Комбинированный | Знать понятие: бюджетный дефицит. Причины его возникновения. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 10.02 | |||
Бюджетный профицит | Комбинированный | Знать понятие: бюджетный профицит. Причины его возникновения. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 13.02 | |||
Кредитно-денежная политика | Комбинированный | Знать: - из чего складываются финансовые средства предприятия; - разные виды акций; - определения понятий: фондовый рынок, первичный и вторичный рынок ЦБ; - | Фронтальный опрос. Письменная работа 2.13 | 17.02 | |||
644. | Операции на открытом рынке | Комбинированный | Уметь: - определять цели и средства протекционизма; - доказывать выгоды от международной торговли; - анализировать отношения России и ВТО ь: | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 20.02 | ||
Роль государства в стимулировании экономического роста | Комбинированный | Систематизировать полученные знания, оценивать современную точку. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 24.02 | |||
Политика в отношении бюджетного дефицита. Кривая Лаффера. | Комбинированный | Уметь строить кривую Лаффера | Построить кривую Лаффера | 27.02 | |||
Государственный долг | Комбинированный | Знать понятие государственный долг, источники его формирования. | Фронтальный опрос. Письменная работа 2.14 | 3.03 | |||
Тема17. Международная торговля и валютная система Мировое хозяйство | Комбинированный | Систематизировать полученные знания, оценивать современную точку зрения на фискальную политику: | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 6.03 | |||
Международная торговля | Комбинированный | Знать: Знать: - основные экономические принципы функционирования рынка и государства; - определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 10.03 | |||
Закономерности развития мировой торговли | Комбинированный | Знать: - основные экономические принципы функционирования рынка и государства; - определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 13.03 | |||
Внешнеторговая политика | Комбинированный | Уметь: - определять цели и средства протекционизма; - доказывать выгоды от международной торговли; - анализировать отношения России и ВТО | Фронтальный опрос. Письменная работа | 17.03 | |||
Валютный рынок | Комбинированный | Иметь представление об особенностях функционирования валютного рынка. | Письменная работа 2.15 | 20.03 | |||
Валютная политика | Комбинированный | Знать особенности валютной политики | Фронтальный опрос. Письменная работа | 3.04 | |||
Мировая валютная система | Комбинированный | Знать особенности мировой валютной системы | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 7.04 | |||
Европейская валютная система | Комбинированный | Иметь представление о европейской валютной системе | Фронтальный опрос. Письменная работа | 10.04 | |||
Тема 18. Международное движение капиталов. Платёжный баланс. Международное движение капиталов | Урок изучения нового материала | Знать: - определение спроса и предложения на рынке валют; - понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные риски, платежный баланс страны | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 14.04 | |||
Международные финансовые организации Платежный баланс | Комбинированный Комбинированный | Знать: основные понятия темы; - определение пассивов и активов, составление отчета о прибыли и убытках; - принципы бухгалтерского учета, | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 17.04 | |||
Международная экономическая интеграция | Комбинированный | Знать: - основные экономические принципы функционирования рынка и государства; - определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 21.04 | |||
Проблемы интеграции в СНГ | Комбинированный | экономические принципы функционирования рынка и государства; - определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки. | Фронтальный опрос. Письменная работа 2.16 | 24.04 | |||
Тема 19. Экономика России на современном этапе. Рыночные преобразования в России в конце XX – начале XX1 в. | Урок изучения нового материала | Уметь: - объяснять, в чем состоит причина экономической отсталости; - описывать глобальные экономические проблемы | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 28.04 | |||
Либерализация экономики | Комбинированный | Знать особенности социально- экономического развития. | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 5.05 | |||
Макроэкономическая стабилизация | Комбинированный | Знать: - наиболее актуальные для России глобальные проблемы; - чем отличаются экономический рост и экономическое развитие; - что такое устойчивое развитие. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | 8.05 | |||
Структурные преобразования. Институциональные преобразования и преобразования в социальной сфере | Комбинированный | Знать: - итоги первого десятилетия реформ; - суть современной экономической политики; - ресурсы российской экономики. | Фронтальный опрос. Письменная работа | 12.05 | |||
Потенциал России и возможности экономического роста | Комбинированный | Знать: - определение рыночной экономики; - экономическую историю России до 1917 г.; - особенности административно-командной экономики СССР; - проведенные реформы и их суть | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации | 15.05 | |||
Повторительно - обобщающий урок по теме «Мировая экономика» | Урок обобщения и закреплении материала | Письменная работа | 19.05 | ||||
Контрольная работа по теме «Мировая экономика» | Урок контроля | Тест | 20.05 | ||||
Итоговое повторение | Итоговый урок | 22.05 |
Содержание программы учебного предмета
Тема №11. Валовой внутренний продукт и национальный доход. (6 часов)
Как определить размер национального продукта. Валовой внутренний продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Номинальный и реальный ВВП.