Образовательные технологии
Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:
· Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения
· Сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения).
· Активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения.
· Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения
· Развитие – наряду со специфическими изучаемыми навыками –приемов эффективного обучения.
При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения (обучение в сотрудничестве), деловые и ролевые игры, кейсы.
Ролевая игра. В процессе подготовки специалиста игра является своеобразной формой имитационного моделирования, т.е. моделью взаимодействия партнёров по общению в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентировочные умения. В рекомендациях по проведению ролевых игр особые требования предъявляются к преподавателю, как к организатору учебного процесса, т.к. успешность игры может быть обеспечена лишь в том случае, если преподаватель сможет: создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, смотря при этом на всё глазами студентов; быть предельно выдержанным; интересно и разнообразно организовать работу с учётом возрастных и профессиональных особенностей обучающихся.
Обучение в сотрудничестве. Это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.
Структура учебной дисциплины «Человек и его потребности»
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Курс | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, в т.ч. СРС и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации | |||
лекции | практич. | семинар. | СРС | |||||||
Человекознание – система наук о человеке | Доклады | |||||||||
1.1. | Проблема потребностей и ее значение в человекознании | Защита реферата | ||||||||
1.2. | О природе и сущности человека | Беседа по теме | ||||||||
1.3. | Развитие представлений о человеке в философии | Фронтальный опрос | ||||||||
1.4. | Представление о человеке как социально-природном существе | Сообщения | ||||||||
Основные аспекты теории потребностей | Фронтальный опрос | К/Р | ||||||||
2.1. | Развитие представлений о потребностях в истории философии | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||
2.2. | Содержание понятия «потребность» | Беседа по теме | ||||||||
2.3. | Структура и классификация потребностей человека | Письменная работа | ||||||||
2.4. | Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности | Беседа по теме | ||||||||
2.5. | Потребности человека и теория ценностей | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||
2.6. | Деятельность как процесс удовлетворения потребностей | Доклады | ||||||||
2.7. | Труд как средство удовлетворения потребностей человека | Защита реферата | ||||||||
2.8. | Динамика потребностей человека | Беседа по теме | ||||||||
3. | Способы и средства удовлетворения потребностей человека | Фронтальный опрос | ||||||||
3.1. | Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека | Сообщения | ||||||||
3.2. | Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей | Фронтальный опрос | ||||||||
3.3. | Потребности человека и системы обслуживания | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||
3.4. | Потребность в образовании и совершенствовании | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||
Общая трудоемкость (час.) |
Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | * | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | * | ||||
Практические занятия (ПЗ) | * | ||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | * | ||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | * | * | |||
Общая трудоемкость, час | * |
Содержание разделов учебной дисциплины