Вопросы для подготовки к экзамену
По курсу нормальной физиологии – 2007-2008 год
(педиатрический факультет)
1. Роль нормальной физиологии в медицинском образовании. Связь с другими науками.
2. Вклад отечественных ученых в развитие мировой физиологии: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.Ф.Овсянников, Л.А.Орбели, П.К.Анохин и др.
Кровь
1. Внешняя и внутренняя среда организма (К.Бернар). Механизмы поддержания гомеостаза. Особенности внутренней среды новорожденных.
2. Кровь, ее свойства и функции. Возрастные изменения содержания эритроцитов и лейкоцитов.
3. Характеристика форменных элементов крови. Их роль в организме. Клиническое значение и методы определения количества эритроцитов и лейкоцитов.
4. Гемоглобин. Свойства гемоглобина как переносчика кислорода. Количество и методы определения в крови. Виды гемоглобина и его производные. Функциональные особенности гемоглобина новорожденных.
5. Антигенные свойства крови. Понятие об антигене и антителе. Естественные и иммунные антитела. Группы крови системы АВО. Методы их определения, правила переливания крови. Особенности реакции агглютинации у новорожденных.
6. Антигены системы резус. Метод определения. Механизмы и виды резус-иммунизации.
7. Плазма крови и ее состав. Гематокрит. Основные физиологические константы крови и механизмы их регуляции.
8. Ионный состав плазмы. Понятие об осмотической концентрации и осмотическом давлении. Единицы измерения. Исследование осмотической стойкости (резистентности) эритроцитов.
9. Белки плазмы крови, их виды, количество и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль в обмене жидкости между кровью и тканями.
10.Буферные системы крови. Роль легких и почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия крови.
11.Свертывание крови. Фазы гемостаза. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Особенности свертывания крови у детей.
12.Противосвертывающая система организма. Первичные и вторичные антикоагулянты, фибринолиз. Методы определения скорости свертывания крови.
Общие свойства возбудимых тканей
1. Рефлекторный принцип регуляции функций (Р.Декарт, И.Прохазка) и его развитие в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина. Строение рефлекторной дуги соматического и вегетативных рефлексов.
2. Современные представления о строении и функции клеточных мембран возбудимых клеток.
3. Активный и пассивный транспорт веществ через клеточные мембраны.
4. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. История их открытия (Л.Гальвани, Э.Дюбуа-Реймон, Ю.Бернштейн, А.Ходжкин).
5. Мембранный потенциал покоя и его происхождение.
6. Потенциал действия, его фазы, ионный механизм возникновения.
7. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Сравнительная характеристика локального ответа и потенциала действия.
8. Изменение возбудимости мембраны нервного волокна в различные фазы потенциала действия (начертить график).
9. Механизмы распространения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым волокнам. Скорость проведения возбуждения по волокнам типа А, В, С.
10.Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
11.Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Соотношение потенциала действия и возбудимости с фазами одиночного сокращения. Суммация сокращений и виды тетануса.
12.Молекулярный механизм мышечного сокращения и расслабления.
13. Вегетативная нервная система: особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов, медиаторы. Особенности Вег. Н.С. у новорожденных и детей первого года жизни.
14.Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
Кровообращение
1. Общий план строения сердечно-сосудистой системы. Роль сердца и сосудов. Особенности строения и функции сердечно-сосудистой системы у новорожденных детей.
2. Сердечный цикл и его фазы. Возрастные особенности сердечного цикла и продолжительность его фаз.
3. Гемодинамическая функция сердца: изменение давления в полостях сердца и положение клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла.
4. Автоматия сердца. Градиент автоматии (опыты Станниуса). Современные представления о субстрате и природе автоматии, ионный механизм развития потенциала действия у клеток водителей ритма.
5. Скорость проведения возбуждения по различным отделам проводящей системы сердца. Механизм и физиологическое значение атриовентрикулярной задержки. Полный и неполный сердечный блок.
6. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, закон «все или ничего».
7. Особенности потенциала действия рабочих кардиомиоцитов.
8. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости миокарда в различные фазы сердечного цикла. Механизм возникновения желудочковой экстрасистолы.
9. Дипольная теория формирования различных компонентов ЭКГ. Клиническое значение ЭКГ. Метод регистрации и принцип расчета величины зубцов и длительности интервалов. Возрастные изменения ЭКГ.
10.Регуляция сердечной деятельности: гетеро- и гомеометрическая регуляция, внутрисердечная рефлекторная саморегуляция. Механизмы действия парасимпатических и симпатических нервов на работу сердца. Особенности нервной регуляции сердечной деятельности у новорожденных и причины их изменения с возрастом.
11.Гемодинамические сердечные рефлексы.
12.Объемная скорость кровотока. Факторы, определяющие ее величину. Изменение сопротивления
и давления в различных отделах сосудистого русла (начертить график).
13.Систолический и минутный объемы крови, их величина и причины изменения при физической нагрузке. Величины систолического и минутного объемов крови у новорожденных и детей разного возраста.
14.Механизм формирования сосудистого тонуса: базальный и нейрогенный тонус сосудов. Гуморальная регуляция тонуса сосудов.
15.Рефлекторная регуляция тонуса сосудов. Афферентные нервы (И.Ф.Цион, Э.Геринг). Сосудодвигательный центр, сосудодвигательные нервы (К.Бернар). Медиаторы и механизмы их действия. Функциональные особенности сосудистых рефлексогенных зон в раннем онтогенезе.
16.Условия возникновения артериального давления в сосудистой системе. Причины непрерывности тока крови по сосудам. Возрастные изменения артериального давления у детей.
17.Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления.
18.Фазовые изменения артериального давления: механизм возникновения волн первого, второго и третьего порядка.
19.Артериальное давление как одна из основных физиологических констант организма. Периферические и центральные механизмы саморегуляции артериального давления. Особенности саморегуляции артериального давления у детей.
20.Особенности кровообращения в капиллярах. Размеры, количество, скорость кровотока, давление, емкость капиллярного русла. Регуляция капиллярного кровообращения.
21.Морфофункциональные особенности микроциркулярного русла. Обмен жидкости и других веществ между кровью и тканями.
Дыхание
1. Механика вдоха и выдоха, её особенности у новорожденных. Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании. Механизм формирования отрицательного давления у детей. Модель Дондерса.
2. Легочные объемы и ёмкости. Спирометрия и спирография. Минутный объем дыхания (МОД) у детей разного возраста.
3. Газообмен в легких. Процентное содержание и парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови. Возрастные изменения состава альвеолярного воздуха.
4. Газообмен в тканях. Напряжение кислорода и углекислого газа в артериальной, венозной крови и тканевой жидкости.
5. Транспорт О2 кровью. Гемоглобин, его формы. Кислородная ёмкость крови.Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Особенности кривой диссоциации оксигемоглобина в раннем онтогенезе.
6. Транспорт СО2. Роль карбоангидразы. Значение углекислого газа в регуляции дыхания. Механизм первого вдоха новорожденных.
7. Дыхательный центр (Н.А.Миславский). Современные представления о его структурах и их взаимодействии. Особенности функции дыхательного центра новорожденных.
8. Регуляция дыхания, механизм смены дыхательных фаз, роль хемо- и механорецепторов. Возрастные изменения функции хемо- и механорецепторов.
9. Дыхание в условиях пониженного атмосферного давления и механизмы адаптации.
Пищеварение
1. Функции пищеварительной системы. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и места действия ферментов.
2. Роль И.П. Павлова в создании учения о пищеварении. Значение метода хронического эксперимента в изучении функции пищеварительных желез. Основные операции, разработанные в лаборатории И.П.Павлова.
3. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции.
4. Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Методы изучения. Регуляция слюноотделения. Клеточный механизм секреции. Возрастные особенности слюноотделения.
5. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Роль ферментов, соляной кислоты и слизи. Клеточные механизмы секреции соляной кислоты. Особенности пищеварения в желудке у новорожденных и детей первого года жизни.
6. Регуляция желудочной секреции, ее фазы. Методы изучения.
7. Роль двенадцатиперстной кишки в пищеварении. Роль гастроинтестинальных гормонов в регуляции секреции пищеварительных желез.
8. Суточное количество, ферментный состав и свойства поджелудочного сока.
9. Рефлекторная и гуморальная регуляция секреции панкреатического сока (И.П.Павлов, У.Бейлис, Э.Старлинг).
10.Пищеварительное значение желчи. Рефлекторная и гуморальная регуляция желчеобразования и желчевыделения.
11.Состав и свойства кишечного сока. Методы получения. Полостное и пристеночное пищеварение. Соотношение этих типов пищеварения у грудных детей и взрослых.
12.Гидролиз белков в желудочно-кишечном тракте. Механизм всасывания в кишечнике конечных продуктов гидролиза белков. Особенности переваривания белков у детей.
13.Роль липолитических ферментов желудочного, панкреатического и кишечного соков в гидролизе жира. Особенности переваривания жира у детей.
14.Всасывание веществ в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Механизмы всасывания. Изучение скорости всасывания солевых растворов в опыте Р.Гейденгайна.
15.Двигательная функция желудочно-кишечного тракта. Особенности двигательной деятельности желудка и кишечника у новорожденных и грудных детей. Регуляция моторики.
16.Физиологические основы рационального питания. Принципы составления пищевых рационов. Особенности пищевого рациона детей и подростков.
17.Энергетический обмен организма. Методы определения расхода энергии. Возрастные изменения энергетического обмена.
Водно-солевой обмен и почка
1. Основные этапы процесса мочеобразования. Роль различных отделов нефрона в образовании мочи.
2. Образование первичной мочи. Факторы, определяющие эффективное фильтрационное давление. Скорость клубочковой фильтрации у детей. Состав ультрафильтрата и его осмотическая концентрация. Определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) методом очищения.
3. Реабсорбция в проксимальных канальцах. Клеточные механизмы реабсорбции. Величина реабсорбции различных веществ. Определение величины реабсорбции методом очищения.
4. Механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи. Роль противоточно-поворотно-множительной системы. Особенности функции этого механизма у новорожденных.
5. Реабсорбция в дистальных извитых канальцах и собирательных трубках. Роль гормонов в образовании окончательной мочи. Влияние АДГ на почки новорожденных.
6. Регуляция объема жидкости при гипер - и гиповолюмии. Возрастные изменения объема жидкости в организме.
7. Регуляция осмотической концентрации внутренней среды при гипер - и гипоосмии. Реакция новорожденных и грудных детей на гипергидратацию и дегидратацию.
8. Роль почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия внутренней среды.
Эндокринология
1. Сравнительная характеристика нервной и гормональной регуляции функций.
2. Взаимодействие между нервной системой и эндокринными железами. Прямые и обратные связи в регуляции деятельности эндокринных желез.
3. Физиологическая роль гормонов. Общие свойства, биохимическая классификация и механизм действия на клетки-мишени.
4. Роль инсулина и контринсулярных гормонов в регуляции уровня глюкозы в крови.
5. Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции основного обмена и формообразовательных процессов. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы в детском возрасте и у взрослых.
6. Роль кальция в организме. Регуляции уровня кальция в крови. Причины и последствия нарушения обмена кальция в детском возрасте.
7. Нейрогипофиз, его анатомические и функциональные связи с гипоталамусом. Физиологическая роль гормонов и возрастные особенности их действия.
8. Аденогипофиз, его анатомические и функциональные связи с гипоталамусом. Физиологическая роль его гормонов. Гипо- и гиперфункция аденогипофиза в детском возрасте.
9. Гормоны коры надпочечников, их влияние на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен.
10.Роль гормонов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в защитных реакциях организма. Общий адаптационный синдром (Г.Селье).
11.Роль гормонов аденогипофиза и половых желез в становлении и регуляции менструального цикла.
12.Роль женских и мужских половых гормонов в формировании пола, обмене веществ и общем развитии организма. Результаты удаления половых желез в детском возрасте.
13.Роль гормонов гипофиза, половых и щитовидной желез, плаценты в протекании нормальной беременности.
14.Значение эпифиза и вилочковой железы в становлении иммунитета и биологических ритмов.
ЦНС
1. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его физиологические свойства и взаимосвязь с глиальными клетками.
2. Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС (иррадиация, трансформация ритма и др.).
3. Передача возбуждения в синапсах ЦНС. ВПСП и ТПСП, механизм их возникновения.
4. Торможение в ЦНС (И.М.Сеченов), его роль в регуляции функций организма. Основные виды торможения, современные представления об их механизмах.
5. Механизм поддержания равновесия тела: статические и статокинетические рефлексы (рецепторы, центры, эффекторы). Развитие двигательной активности у детей первого года жизни.
6. Роль спинного мозга в регуляции деятельности скелетных мышц. Рефлекторная дуга спинномозгового тонического рефлекса. Причины и физиологическое значение гипертонуса новорожденных.
7. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Перекрестный спинномозговой рефлекс.
8. Роль продолговатого и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса.
9. Ретикулярная формация ствола мозга. Ее нейронная организация и физиологическая роль, влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга и кору больших полушарий.
10.Роль мозжечка в координации двигательных актов. Характер нарушения движений после его удаления.
11.Роль коры больших полушарий и подкорковых (базальных) ядер в регуляции движений. Развитие двигательной активности у детей первого года жизни.
12.Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Гипоталамус как высший подкорковый отдел вегетативной нервной системы.
13. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, в управлении гомеостатическими процессами. Его участие в формировании мотиваций, эмоций, биоритмов.
Физиология анализаторов
1. Рецепторный отдел анализаторов: классификация, функциональные свойства, механизмы рецепции (рецепторный и генераторный потенциалы).
2. Обонятельный анализатор. Механизм восприятия запахов. Проводниковый и корковый отдел анализатора.
3. Вкусовой анализатор. Механизм восприятия вкуса. Проводниковый и корковый отдел анализатора. Методы исследования вкусового анализатора. Созревание вкусового анализатора у детей.
4. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппараты. Рецепторный отдел звукового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала. Проводниковый и корковый отделы слухового анализатора. Значение слухового анализатора в становлении 2ой сигнальной системы у детей.
5. Зрительный анализатор. Рецепторный аппарат, фотохимические процессы в сетчатке. Проводниковый и корковый отделы анализатора. Восприятие цвета и основные формы нарушения цветового зрения. Основные причины и профилактика развития близорукости у детей.
6. Роль вестибулярного аппарата в восприятии и оценке положения тела в пространстве и его перемещении. Результат одностороннего разрушения лабиринтов.