Тема 1.Правовые и нормативные основы безопасности труда




Раздел 1. Управление безопасностью труда

Охрана труда – это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Основными составными частями охраны труда являются:

- трудовое законодательство,

- техника безопасности,

- производственная санитария и противопожарная техника.

1)Трудовое законодательство регламентирует вопросы трудового права(Основным актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс)

2)Техника безопасности и производственная санитария направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда,

3)Противопожарная техника является системой мероприятий по предупреждению пожаров и борьбе с ними

Целью техники безопасности является: минимизация травм и заболеваний, связанных с производством. Несоблюдение техники безопасности приводит к возникновению производственного травматизма.

Травмами называются внезапные повреждения, возникающие вследствие несчастного случая, влекущие за собой нарушение целостности тканей или правильного функционирования отдельных органов

Причины травматизма:

-Технические причины: неудовлетворительное состояние электрохозяйства; наличие открытых движущихся частей технологического оборудования; неудовлетворительное состояние защитных ограждений и экранов; отсутствие или неудовлетворительное состояние предохранительных устройств и блокировок и др.

-Санитарно-гигиенические причины: наличие в воздухе рабочей зоны токсических веществ и пыли с концентрациями выше ПДК; отклонение параметров микроклимата помещений от допустимых значений; превышение нормативных параметров шума, вибрации, неионизирующих электромагнитных и ионизирующих излучений; неудовлетворительное состояние светового климата; превышение нормативных показателей тяжести и напряжённости трудового процесса; отсутствие или неудовлетворительное состояние средств индивидуальной защиты; отсутствие или неудовлетворительное состояние вентиляции помещений и др.

-Личностные причины: профессиональная некомпетентность; отсутствие опыта работы на данном рабочем месте; эмоциональная неустойчивость; слабая воля; низкая способность к самоуправлению; рассеянность; невнимательность; низкое чувство ответственности; недисциплинированность; склонность к аффективным состояниям и др.

 

 

         
Пострадавших Погибших Пострадавших Погибших Пострадавших Погибших Пострадавших Погибших
Число пострадавших на рабочих местах                

Основными видами происшествий на производстве явились:
• падение с высоты — 128;
• воздействие движущихся, разлетающихся предметов — 104;
• транспортные происшествия — 44.

Структура законодательства РФ об охране труда Законодательство Российской Федерации в области охраны труда весьма обширно; в него входят:

-Конституция РФ;

-Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

-Трудовой кодекс РФ (ТК РФ); Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);

другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в соответствии с законодательством являются:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ, субъектов РФ, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда;

-государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

-участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;


Целями трудового (а также гражданского, административного, уголовного и иного – в части норм, связанных с охраной труда) законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, обеспечение их социальной и производственной безопасности.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:

-организация труда и управление трудом;

-трудоустройство у данного работодателя;

-профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

-материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда;

-надзор и контроль (в том числе профсоюзный) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

-разрешение трудовых споров.

Трудовое законодательство определяет основные права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37), Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» (ст. 8) каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.

При приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приемам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок работника сохраняются.

При повреждении здоровья в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профессиональным заболеванием.

В случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет работодателя.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует работникам, участвующим в трудовом процессе, право на охрану труда.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», а также ст. 214 ТК РФ работник обязан:

-соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

-правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

-проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

-немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, произошедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, выполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка организации.

За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Работодатель обязан знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие работников с момента их зачисления в штат организации. Незнание нормативных правовых актов не освобождает от ответственности за их нарушение.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ», ст.14, а также ст. 212 ТК РФ регламентированы обязанности работодателя.

В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т. е. обеспечить:

-режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам;

-обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

-предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;

-выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;

-информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.

Рабочие места должны создаваться в соответствии (или приводиться в соответствие) с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.

Виды ответственности

Всякое нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, карается законом в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий. Предусматриваются следующие виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда:

дисциплинарная;(замечание,выговор, увольнение)

административная;(штраф)

материальная;(в результате нарушения этих правил причинен материальный ущерб государству или пострадавшим. Порядок возмещения материального и морального вреда определяется решением суда или должностными лицами на основе ст. 1064–1101 ГК РФ.)

уголовная. (Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением правил безопасности, предусмотрена следующими статьями УК РФ:Статья 143. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил, Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности.

 

 

Органы контроля и надзора за безопасностью и охраной труда в РФ

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ» государственный контроль и надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ.

Различают следующие виды контроля и надзора за соблюдением законодательства по охране труда:

1. Государственный контроль в сфере охраны труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции:

Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (с 2004 г. – Министерство здравоохранения и социального развития РФ) или Рострудинспекция. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 1994 г. № 850;

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554;

Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 3 декабря 1990 г. № 557. Функции этого органа рассмотрены в разделе «Экспертиза условий труда»;

Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов;

Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 5) организует и осуществляет Государственная противопожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны. До 31 декабря 2001 г. она входила в состав Министерства внутренних дел РФ, а в настоящее время входит в МЧС России.

2. Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения законодательства о труде на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля, о чем уже сказано ранее.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда и безопасности данного предприятия, образовательного учреждения.

3. Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества, основанного на принципах демократии.

По правовому уровню документы регулирующие вопросы безо­пасности труда

           
     
 
 
законодательные акты Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.  
 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: