Кораническое обоснование трех видов единобожия




С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобоязненных рабов! Мир и благословение пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Эта краткая статья посвящена разъяснению коранических доводов и доказательств каждой из составляющих единобожия. Она подтверждает справедливость разделения единобожия на три составляющие: единобожие в Господстве (таухид ар-рубубиййа), единобожие в Божественности (таухид аль-улухиййа), единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма уа ас-сыфат).

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ هَـذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» Сура 17 «Ночной перенос», аят 9.

В этом аяте Всевышний Аллах сообщает нам, что этот Коран указывает на самый правильный путь. То есть, разъясняет людям самые справедливые и самые прекрасные убеждения, деяния и нравственные качества. И если человек руководствуется этими кораническими наставлениями, то он становится самым совершенным, самым правильным и самым справедливым человеком. Именно для таких людей, выполняющих обязательные и добровольные предписания религии, уготовано вознаграждение в обители Божьей милости, обо всей прелести которого известно только одному Аллаху[1].

Коран указал людям на самый правильный путь. И этот путь-Единобожие. Коран разъясняет, что единобожие делится на три категории. Это единственность Всевышнего Аллаха в Господстве, в Божественности (которая предполагает, что Он Один достоин поклонения), а также в Его Именах и Атрибутах.

1. Единобожие в Господстве (таухид ар-рубубиййа — توحيد الربوبية). Этот вид Единобожия осознает каждый разумный человек.

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ

Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины!»;

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

также: «Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура 29 «Паук», аяты 61 и 63;

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

также: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не знает» Сура 31 «Лукман», аят 25;

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلْ أَفَرَأَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ قُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ الْمُتَوَكِّلُونَ

также: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?” Скажи: “Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие”» Сура 39 «Толпы», аят 38;

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ

а также: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины!» Сура 43 «Украшения», аят 87.

Обратите внимание, язычники не отрицали, что Аллах есть, и Он единственный Творец, но все равно, Аллах не считал их единобожниками.

Поэтому, этот вид единобожия не приносит человеку пользы, если только он не сопровождается поклонением Одному лишь Аллаху, или иными словами, признанием Аллаха в качестве единственного объекта поклонения и отказа от поклонения кому-либо или чему-либо, наряду с Ним.

وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَهُم مُّشْرِكُونَ

Как сказал Всевышний Аллах: «И большая часть их верует в Аллаха, придавая Ему сотоварищей» Сура 12 «Йусуф» (библ. Иосиф), аят 106.

Ат-Табари сказал, комментируя этот аят, что их вера заключается в их словах: «Аллах — наш Творец, и Он дарует нам удел, и Он умерщвляет нас». Однако при этом они придают Ему сотоварищей, поклоняясь кому-то или чему-то наряду с Ним[2].

Катада сказал о том же аяте: «Кого бы из них ты ни встретил, он обязательно скажет тебе, что Аллах — его Господь, и именно Он сотворил его и дарует ему удел. И вместе с тем он придает Ему сотоварищей в поклонении».

Аятов, указывающих на это, великое множество.

2. Единобожие в Божественности (таухид аль-улюхиййа — توحيد الألوهية).

Этот вид единобожия есть претворение в жизнь смысла свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Свидетельство состоит из утверждения и отрицания.

Отрицание («Нет божества») означает отказ от обращения любых видов поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха.

Утверждение («кроме Аллаха») означает искреннее обращение всех видов поклонения к Одному лишь Аллаху так, как велел Он Сам через Своих посланников, да благословит их Аллах и приветствует.

Большинство коранических аятов содержат указание именно на этот вид единобожия. Именно этот вид единобожия стал предметом споров посланников со своими соплеменниками и причиной их враждебного отношения к посланникам:

أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهاً وَاحِداً إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ

«Неужели он превратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» Сура 38 «Сад», аят 5.

Ниже приводятся некоторые аяты, указывающие на этот вид единобожия.

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ

Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» Сура 16 «Пчелы», аят 36.

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

Также Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» Сура 21 «Пророки», аят 25.

وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رُّسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِن دُونِ الرَّحْمَنِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ

И также Всевышний сказал: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» Сура 43 «Украшения», аят 45.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ. الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура 2 «Корова», аяты 21-22.

Слова: «Поклоняйтесь вашему Господу» — указание на утверждение, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

А слова: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» — совершенное, полноценное указание на отрицание, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

В этом аяте Всевышний Аллах дал нам неопровержимое доказательство правильности свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», которое включает отрицание и утверждение — сотворение небес, земли и того, что между ними.

Сотворение земли и небес — указание на величайшую истину и неопровержимое доказательство единственности Аллаха. Из многочисленных аятов ясно, что способность творить — признак, отличающий ложные объекты поклонения от истинного. Поклонения достоин только тот, кто способен творить, а кто не способен творить, тот сам — нуждающееся творение, не достойное поклонения ни в коем случае.

أَمْ جَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء خَلَقُواْ كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

Это подтверждают многие аяты, в том числе и Слова Аллаха: «…Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: “Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий”» Сура 13 «Гром», аят 16.

Из аята можно понять, что верно и обратное: достоин поклонения только Творец.

Всевышний Аллах разъяснил это в суре «Пчелы», упомянув неопровержимые доказательства единобожия: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!», до: «А по звездам они находят правильную дорогу». Эти слова Аллах завершил словами: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» Сура 16 «Пчелы», аяты 3-17.

Из приведенных аятов ясно видно, что достоин поклонения лишь тот, кто творит. Следовательно, тот, кто ничего не сотворил, недостоин поклонения…

أَيُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ

И Всевышний Аллах сказал: «Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены» Сура 7 «Ограды», аят 191.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَاباً وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ

Всевышний Аллах также сказал в суре «Хадж»: «О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого» Сура 22 «Паломничество», аят 73.

То есть, тот, кто не является творцом, не достоин поклонения в любом случае.

Разъясняя в начале суры «Различение» качества того, кто достоин поклонения, и того, кто не достоин поклонения, Всевышний Аллах сказал о качествах того, кто достоин поклонения:

الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَمْ يَتَّخِذْ وَلَداً وَلَمْ يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيراً

«Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру». А о качествах тех, кто недостоин поклонения, Всевышний сказал:

وَاتَّخَذُوا مِن دُونِهِ آلِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ

«Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены» Сура 25 «Различение», аяты 2-3.

В Коране великое множество аятов, подтверждающих, что Всевышний Аллах создал небеса, землю и то, что между ними не просто так, без смысла и назначения.

Когда неверующие решили, что Аллах сотворил небеса землю и то, что между ними, не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, Всевышний Аллах пригрозил им горем от Огня за эти их скверные предположения. Это отражено в Словах Всевышнего:

وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاء وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَاطِلاً ذَلِكَ ظَنُّ الَّذِينَ كَفَرُوا فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُوا مِنَ النَّارِ

«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» Сура 38 «Сад», аят 27.

Всевышний Аллах опроверг предположения тех, кто считал, что Он сотворил все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, и разъяснил, что это не приличествует Ему. Так, Всевышний Аллах сказал:

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ. فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа благородного Трона» Сура 23 «Верующие», аяты 115-116.

То есть Аллах превыше того, чтобы сотворить все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей и воскрешения, расчета и воздаяния.

Аят в суре «аль-Хиджр»:

وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا إِلاَّ بِالْحَقِّ

«Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, только ради истины» свидетельствуют о том, что Всевышний Аллах сотворил все это не ради забавы, не просто так и не без смысла. Таким образом, свидетельство «Ля иляха илля Ллах» означает: нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха.

Во многих аятах в качестве довода против неверующих приводится их признание Господства Аллаха, которое естественным образом предполагает поклонение только Ему, поэтому в Коране неверующим задаются вопросы, целью которых является продемонстрировать, что они признают Единобожие в Господстве. Продемонстрировав это, Всевышний Аллах показывает также, что прямым следствием этого признания должно быть поклонение Ему Одному, поскольку Он Один достоин поклонения. И Всевышний Аллах жестко порицает людей за то, что они придают Ему сотоварищей притом, что они признают, что Он — единственный Господь. Ведь признающий, что Аллах — единственный Господь, обязан принять и то, что только Аллах достоин поклонения.

В качестве примера можно привести Слова Всевышнего:

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ والأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ

«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”» И после их признания Всевышний Аллах осудил их и высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» Сура 10 «Йунус» (библ. Иона), аят 31.

Всевышний также сказал:

قُل لِّمَنِ الْأَرْضُ وَمَن فِيهَا إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ.سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ.قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ.سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ. قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ. سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَأَنَّى تُسْحَرُونَ

«Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?”» потом сказал: «Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”». И снова, как и в предыдущих аятах, Всевышний Аллах высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» потом сказал: «Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “До чего же вы обмануты!”» Сура 23 «Верующие», аяты 84-89.

Всевышний Аллах сказал:

قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ قُلِ اللّهُ قُلْ أَفَاتَّخَذْتُم مِّن دُونِهِ أَوْلِيَاء لاَ يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ نَفْعاً وَلاَ ضَرّاً

«Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?”» Сура 13 «Гром», аят 16.

Всевышний также сказал:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!» Сура 43 «Украшения», аят 87.

Всевышний Аллах сказал:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ

«Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!» Сура 29 «Паук», аят 61.

Всевышний Аллах сказал:

آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ. أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ لَكُم مِّنَ السَّمَاءِ مَاء فَأَنبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَّا كَانَ لَكُمْ أَن تُنبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ. أَمَّن جَعَلَ الْأَرْضَ قَرَاراً وَجَعَلَ خِلَالَهَا أَنْهَاراً وَجَعَلَ لَهَا رَوَاسِيَ وَجَعَلَ بَيْنَ الْبَحْرَيْنِ حَاجِزاً أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ. أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ. أَمَّن يَهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَن يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْراً بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ. أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«“…Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?” Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Ответ один — Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все, что упоминается вместе с ними, вне всяких сомнений, лучше неодушевленных предметов. И, уже с учетом их признания, Всевышний Аллах упрекнул их: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)»; Потом Аллах сказал: «Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями». И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого»; Потом Аллах сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Всевышний Аллах сказал: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»; Всевышний также сказал: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Вне всяких сомнений, ответ все тот же, и Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» Сура 27 «Муравьи», аяты 59-64.

Всевышний Аллах сказал:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ هَلْ مِن شُرَكَائِكُم مَّن يَفْعَلُ مِن ذَلِكُم مِّن شَيْءٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого?» Все тот же ответ: нет, нет среди этих сотоварищей и ложных объектов поклонения никого, кто способен был бы творить, даровать удел, оживлять и умерщвлять. И Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» Сура 30 «Римляне», аят 40.

И подобных аятов в Коране не счесть. Поэтому мы и сказали в другом месте: все вопросы, связанные с единобожием в Господстве — риторические, и под каждым таким вопросом подразумевается утверждение. В аятах мы видим, что вопрос задается с целью показать, что неверующие утверждают на этот вопрос положительно, то есть признают единобожие в Господстве. И за этим признанием неизменно следует порицание за то, что они не признают другой вид единобожия — единобожие в Божественности, поскольку признающий единобожия в Господстве должен неизбежно признавать и единобожие в Божественности[3].

В качестве примера таких вопросов можно привести Слова Всевышнего: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе?» Сура 14 «Ибрахим» (библ. Авраам), аят 10. А также Слова Всевышнего: «Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха”» Сура 6 «Скот», аят 164.

Некоторые ученые полагают, что это вопросы, подразумевающие отрицание. Однако внимательное изучение коранических аятов опровергают это предположение. Все указывает на то, что эти вопросы призваны как раз утверждать, поскольку те, о ком идет речь, не отрицают единобожие в Господстве. Напротив, они признают его, как видно из многих аятов.

Единобожие бывает связанным с устремлением — это единобожие в Господстве. А бывает единобожие, связанное с Тем, к Кому устремляются — это единобожие в Божественности.

Божественность включает в себя Господство, а Господство подразумевает Божественность. Таким образом, они взаимосвязаны, однако это не мешает нам понимать каждый вид в своем значении при их совместном упоминании, как в Словах Всевышнего: «Скажи: Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей», а также в Словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров». В этих аятах Он назван и Господом, и Богом. А Бог — это Тот, Кто достоин поклонения. А Господь — Тот, Кто распоряжается делами Своего раба и заботится о нем. Поэтому поклонение связано с Его именем «Аллах», а вопрос (испрашивание) связан с Его именем «Ар-Рабб» (Господь).

Молящийся, говоря: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», упоминает сначала о цели (поклонении), а потом о средстве достижения этой цели (испрашивании помощи).

Поскольку поклонение Аллаху неразрывно связано с Его именем (Аллах), так как в словах поминания упоминается это имя. Вспомним слова азана: «Аллах Велик! Аллах Велик!», а также слова свидетельства: «Свидетельствую, что нет божества, достойного полокнения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». И ташаххуд начинает словами: «Приветствия Аллаху…». И так же слова: «Пречист Аллах», «Хвала Аллаху», «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и «Аллах Велик».

Если же говорить о просьбах, то есть обращении к Аллаху с мольбами, то в этих случаях как раз очень часто употребляется имя Аллаха «Ар-Рабб» означающее «Господь».

В качестве примеров можно привести озвученные Кораном слова Адама и Хаввы, мир им обоим: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» Сура 7 «Преграды», аят 23.

Также обращение пророка Нуха, мир ему: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю» Сура 11 «Худ», аят 47.

И слова пророка Мусы, мир ему: «Господи! Я поступи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: