Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия




 

Полученные в процессе обследования навыка чтения результаты следует соответственно оформить, чтобы логопед мог достаточно ясно представить себе непосредственные причины нарушения того или иного компонента или навыка чтения в целом, выделить ведущий фактор нарушения, определить необходимость и направление логопедического воздействия. Результаты обследования также необходимо соотнести с особенностями устной речи и письма.

В качестве образца приведем таблицу, которую можно использовать при анализе нарушений чтения. В данной таблице мы также попытались сразу же обозначить возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения.

 

Компонентнавыка чтения Симптоматика нарушения чтения Примеры иколичествоошибок Психологические иречевые причинытрудностей Операциональные причинытрудностей
         
Способ чтения Побуквениое чтение Послоговое чтение   Несформироваиность звуко-слогового синтеза; недостаточный объем зрительного восприятия Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния. навыка целостного восприятия читаемого (глобального чтения)
Правильность чтения Замены букв: а) по фонематическому сходству б) по оптическому сходству в) другие виды замен (а--у, п-с) Недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; слабая концентрация внимания Недостаточность зрительного анализа и синтеза; информированность пространственных представлений Недоразвитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза Не автоматизирована связь между звуком и буквой Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия
Нарушения звуко-слоговой структуры: пропуски букв; пропуски слогов; добавления букв. слогов: перестановки букв. слогов Ошибки угадывания Повторное считывание, пропуск строки, считывание верхней строки вместо нижней, потеря строки Повторы букв, слогов, слов Грамматические ошибки: нарушение согласования; нарушение управления   Недостаточность зрительного анализа и синтеза Невнимательность Несформированность пространственных представлений; неустойчивость произвольного внимания Несформированность морфологических и синтаксических обобщений Не сформирован навык целостного восприятия читаемого Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия; Несформированность навыка лексико-грамматического предвидения
Выразительность чтения Отрывистое или слитное чтение. Отсутствие дифференциации в использовании пауз (паузы одинаковой длительности на точках и запятых). Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому   Недостаточное понимание читаемого; Недоразвитие устной речи Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения. Несформированность навыка интонационного оформления предложений в соответствии с конечными знаками препинания
Сознательность чтения: а) пересказ б) понимание смысла прочитанного Опускание смысловых частей текста; непоследовательность изложения; исключение, добавление, искажение фактов; отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам Непонимание причинно-следственных отношений; непонимание временных отношений; трудности вычленения из текста новой информации; трудности в выделении главной мысли произведения   Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Несформированность структуры мыслительной деятельности Несформированность связной речи Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Недоразвитие словесно-логического мышления Несформированность антиципирующего чтения Несформированность навыка вычленения смысловых частей текста (составление плана) Несформированность навыка соотнесения отдельных отрезков текста друг с другом Несформированность семантических дифференцировок
Скорость чтения Медленный темп чтения Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения   Аналитический тип ВНД Небольшой объем зрительного восприятия Синтетический тип ВНД Несформированность антиципирующего чтения Не сформирован навык целостного восприятия читаемого

 

Анализ таблицы показывает, что одна и та же причина может определять отклонения в формировании различных компонентов чтения, т.к. они взаимосвязаны между собой. Например, недоразвитие фонематических обобщений может привести и к послоговому чтению на более поздних этапах формирования навыка, и к ошибкам на замены букв по фонематическому сходству, и к нарушениям звуко-слоговой структуры, и к трудностям понимания.

Но в то же время эти нарушения могут усугубляться причинами другого порядка (психологическими и операциональными). Так, причиной нарушения формирования продуктивных способов чтения традиционно считают недостаточную сформированность звукового и слогового синтеза. Но не менее важную роль в этом играет и объем зрительного восприятия, который определяется уровнем развития симультанных процессов. Наши исследования позволили выявить определенную зависимость между объемом зрительного восприятия и способом чтения у учащихся школы для детей с ОНР. Для преобладающего количества учащихся, даже 3-4-х классов, имеющих недостаточный объем зрительного восприятия, характерно либо послоговое чтение, либо слоговое с переходом на целостное чтение коротких слов, соответствующих слогу. По мнению некоторых исследователей (Л. Е. Журова, М. Б. Мирианашвили), что совпадает и с нашими наблюдениями, несмотря на длительную работу по слоговому анализу и синтезу в устном плане, у детей возникают специфические для чтения трудности при переходе к графической системе языка. Поэтому причиной непродуктивных способов чтения может стать неумение этих детей ориентироваться в печатном слове и определять визуально границы и количество слогов в нем, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук.

Следует отметить, что логопедическое воздействие должно осуществляться в том случае, если преобладают причины речевого плана в сочетании с психологическими и операциональными. Если же нарушения чтения обусловлены преимущественно психологическими причинами (невнимательностью, низким уровнем памяти, мыслительной деятельности и т.д.), то такие варианты отклонений не входят в сферу деятельности логопеда.

Основными направлениями коррекционного воздействия логопеда в преодолении трудностей чтения должны стать следующие:

1. Развитие фонематических, морфологических и синтаксических обобщений в зависимости от уровня и особенностей недоразвития устной речи детей (фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи; преобладание фонетико-фонематических, лексико-грамматических или семантических нарушений при ОНР). Данная работа может осуществляться в основных моментах по той же схеме, что и при устранении нарушений письма.

2. Развитие психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения.

3. Формирование операций чтения.

Литература

 

1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. — Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998.

2. Бугрименко Е. А., Цукерман. ГА. Чтение без принуждения. — М., 1993.

3. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.

4. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: