Педагогические отклонения.





Тема. Понятие нормы и отклонения от нормы

В социальной педагогике

Понятие «норма» широко используется в медицине, педагогике, социологии и др.науках. Единого определения нет (в медицине до 200 определений).

Социальные, нравственные нормы зависят от конкретного устройства общества. (курение в США после второй мировой войны – норма, сейчас – ЗОЖ)

Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующей в ней.

Пример. Идеальный газ в физике. Его нет, но с помощью него можно выявить много законов.

То, что не соответствует норме, называется отклонением.

Понятие «нормы и отклонение от нормы» очень важные в социально педагогике, т.к. характеризуют процесс социализации ребенка.

Типы отклонений

Отклонения делим на 4 группы: физические, психические, педагогические, социальные. Рассмотрим каждую.

1. Физические отклонения– связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Классификации отклонений.

ВОЗ , 1980 приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющих какую-либо деятельность.

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Существуют и другие классификации отклонений.

2.Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка.

- ЗПР

- умственная отсталость ( легкая степень – дебильность, глубокая – идиотия)

- нарушения речи ( заикание, нарушения чтения и письма)

- нарушения эмоционально-волевой сферы (крайние формы аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении и суицид – попытка к самоубийству)

- одаренность – сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

(Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 его закончил;

Винер- основатель кибе6рнетики в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел ученую степень

Моцарт в 5 лет сочинил свои знаменитые произведения

Китайцы – 60% с абсолютным слухом)

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (1 комиссия на 10.000 детей).

Т.о. эта комиссия так же является субъектом деятельности.

Педагогические отклонения.

Педагогической нормой является стандарт образования и если его ребенок не усвоил, то это может расцениваться как отклонение.

Согласно закону «Об образовании» обязательным является общее среднее образование.

Отклонениями от педагогической нормы считаются :

- дети, не получившие общего среднего образования

- дети, не получившие профессионального образования

1. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма»

«социальная норма» - это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

На начальном этапе , общество, подчиняясь законам самосохранения вводило социальные ограничения6 мифы, табу (запреты), традиции, религиозные заповеди.

Далее появились правовые и нравственные позиции людей по отношению к отклоняющемуся поведению.

- правовые – система штрафов, законов, административная и уголовная ответственность

- нравственные (мораль и нравственность) , регуляция – совесть, общественное мнение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

Мы рассмотрели 4 вида отклонений. Но практически никогда они не бывают в чистом виде.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», которое интегрирует все 4 вида отклонений.

Для работы социального педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.

Любая пограничная зона характеризуется определенными искажениями в личностно-деятельностной сфере ребенка и общении. Это нужно вовремя замечать и работать с этим.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице:

 





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!