Теория эволюции Вселенной




В. Половников.

 

БЫЛ ЛИ ГОМЕР УЧЕНЫМ?

Научная фантастика в "Илиаде"

 

https://www.fandom.ru/about_fan/polovnikov_1.htm


© В. Половников, 1989. В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков. - М.: Мол. гвардия, 1989. - С. 50-74. Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001.

Подобно как великий поэт-художник, перечитавший много всяких творений, исполненных многих прелестей и величавых красот, оставлял, наконец, себе настольною книгою одну только "Илиаду" Гомера, открыв, что в ней все есть, чего хочешь, и что нет того, чтобы что не отразилось уже здесь в таком глубоком и великом совершенстве.

Н. В. Гоголь

Миф - устная книга

Поставленный вопрос - был ли Гомер, создатель великих поэм "Илиады" и "Одиссеи", профессиональным мыслителем в эпоху, когда еще не было письменности, или же он являлся просто талантливым аэдом-сказителем, - имеет принципиальное значение. Если Гомер - представитель науки, следовательно, в ту пору уже существовали научные школы, имелись научные и художественные центры, были научные теории, учения; если же ничего этого не было и быть не могло, то тогда версия о Гомере как слепом певце, бродячем рапсоде правдоподобна...

По преданиям, Гомер жил в XIII - XII веках до нашей эры. По мнению одних специалистов, он был свидетелем троянской войны, которая случилась согласно археологическим и другим подтверждениям около 1260 до нашей эры. По другим версиям, автор "Илиады" и "Одиссеи" жил много позже. По мнению третьих специалистов, никакого Гомера вообще не было, а имя Гомер - собирательное, оно обозначает всех аэдов, которые из поколения в поколение создавали, заучивали, дополняли, обрабатывали сказания о троянской войне; и в VI веке до нашей эры эти сказания были записаны по приказу афинского правителя Писистрата.

В "Илиаде" наряду с героями, участниками войны, действуют и многочисленные чудовища, страшные гиганты, либо красивые, но жестокие боги и богини; причем люди не только верят в их существование, поклоняются им, вымаливают у ник различные удачи, но, как показано в поэмах, они буквально зависят от этих сверхъестественных существ, ибо боги вмешиваются по все поступки людей, да к тому же еще ссорятся между собою.

Все это дало основание французскому философу Люсьену Леви-Брюлю создать теорию о первобытном "дологическом мышлении", которая нашла много сторонников и среди советских ученых, полагающих, как и Леви-Брюль, что древние люди имели еще недоразвитое, "синкретическое", детское, диффузное, мифологическое мышление. В таком случае ни о каком Гомере-мыслителе или ученом не может быть и речи.

Мудрецы моделировали личность и создавали различные учения за многие тысячи лет до Гомера. Отсутствие письменности не позволяло зафиксировать время разработки тех или иных теорий. Не только в Греции, но и во многих других странах наука и литература существовали в устной форме, а не в письменной. Священные веды в Древней Индии заучивались наизусть и хранились в жреческой среде, в семьях певцов, передавались от отца к сыну. "Техника запоминания текстов была очень точной: не менее двух тысяч лет веды существовали только в устной традиции, упоминания о рукописи "Ригведы" относится только к XI веку, но и по сей день устный канон "Ригведы" не отличается от письменного. Рукописи "Ригведы" дошли до нас в одной редакции..." - пишет в предисловии к ведийским гимнам "Да услышат меня земля и небо" (М., "Художественная литература", 1984) Т. Я. Елизаренкова.

Советский востоковед, переводчик с аккадского эпоса о Гильгамеше И. М. Дьяконов, исследователь еще более древ них сказаний, чем "Илиада" (сказание о Гильгамеше старше "Илиады" более чем на тысячу лет), считает, что древний человек думал точно так, как и современные цивилизованные люди, что вообще не было никакого "первобытного мышления". Но в таком случае нельзя таковое искать в эпоху Гомера, и у нас вновь возникает вопрос: а не был ли автор "Илиады" поэтом-ученым?

Принципиальное отличие поэта от ученого в том, что первый пользуется художественным языком, тогда как ученый строит теории с помощью строгих логических категории. По нашему мнению, все множество имен богов в "Илиаде", "Одиссее", да и вообще в греческой мифологии, - это строгие категории устного периода развития науки, причем все они имеют отношение к целостным научным системам, взаимосвязанным учениям: космогоническому, теории о зарождении и развитии Земли, эволюционной теории происхождения растений, животных, человека, к учению о функциях человека и о государстве.

Тут возникает еще один вопрос: если имена богов - научные категории, обозначающие какие-либо тела, планеты, стихни, явления, свойства, функции, то зачем они, эти боги-категории, действуют как живые существа? Скажем, Гелиос-солнце. Согласно мифу Гелиос каждое утро с востока выезжает в колеснице, запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней, и вечером опускается в Океан на западе.

Ничего мистического тут нет. Наука устного периода развития могла сохранять свои категории, теории, системы доказательств только в художественных произведениях, в "устных книгах" - мифах. Люди и рапсоды могли заучить и воспроизвести по памяти только художественные произведения, изложенные образными средствами языка, метафорами, гиперболами, сравнениями, а для того чтобы запомнить роль, которую играет та или иная стихия в природе, необходимо было придать каждой стихии образ фантастического существа да еще рассказать о каком-то ее действии. Солнце поднимается над горизонтом утром на востоке и опускается за горизонт вечером на западе, это знали и древние земледельцы, охотники. Но миф говорит, что оно вечером опускается в Океан. Мудрецы художественными средствами говорили больше, чем видел обычный материковый человек.

Выходит, что мифы - это устные художественные "книги", своеобразные "пакеты" знаний, Рапсоды, заучивавшие большие поэтические сказания или миниатюрные научно-художественные мифы, были живыми энциклопедиями, ходячими библиотеками, носителями не только эпических произведений, песен, но и философских трактатов.

Поэтому решительно нельзя согласиться с мнением, что "мифы - бессознательный уровень мысли, где реальное сливается с идеальным", либо с концепциями, где утверждается, будто бы мифы не имеют научно-познавательного смысла.

Зная принцип, как древние философы кодировали знания, то есть наделяли планеты, космические тела, солнце, землю, воду, воздух не только именами живых существ, но с помощью художественных средств изображали их действия, заставляли их разговаривать между собой, мы теперь, имея массу записанных мифов, можем освободить научные категории от метафорической оболочки, от фантастических действий, а принять имена чудовищ и богов как чистые логические категории и получить системы понятий. Благодаря этому мы сумеем понять глубину научно-философских теорий, которые были созданы до Гомера, с участием Гомера или после него.

В "Илиаде", "Одиссее", гимнах Гомера, в поэмах Гесиода и у других древних поэтов легко обнаруживается стройная теория развития Вселенной, учение об эволюции Земли, о возникновении жизни и растительности...

Теория эволюции Вселенной

В XVIII Песне "Илиады" 1 рассказывается, как Гефест по просьбе Фетиды, дочери Нерея, кует оружие ее сыну Ахиллесу.

И в начале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.

Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо, и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плиады, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

Очевидно, что Гомер показывает здесь свои знания астронома, причем обходится без фантастических приемов. В других же местах он говорит о Гее, Эребе, Ночи, Тартаре, Кроне, Рее, Фемиде, Понте, Океане, Посейдоне, Гиперионе, Тефии, Нерее, Дориде, Фетиде, Аиде и других богах.

Что это за фантастические существа и какое они имеют отношение к космогонической теории той эпохи? Ответить на вопрос нетрудно, если принять во внимание, что все боги находятся в родстве, что есть старшие, которые являются дедушками, бабушками, а есть младшие, которые им приходятся сыновьями, внуками, внучками, что у них, в свою очередь, имеются опять-таки дети и внуки. Столь стройная зависимость одного фантастического существа от другого не может быть случайной, на создание ее потребовалось немало усилии многих поколений мудрецов. Это и есть философская модель Вселенной, эволюционная теория развития Земли из хаоса, возникновение стихий, живых организмов, растений и людей.

В отличие от Гомера, который превосходно знал это учение, но "вплел" его органично в повествование о Троянской войне, Гесиод собрал систему научных мифов в одну большую поэму "Теогония".

Древние мудрецы поняли, что люди - неделимая часть Вселенной, космоса, как бы мы сейчас сказали, часть биосферы, взаимосвязанной со всей Веселенной; люди - одна из веточек эволюции этой Вселенной, они, как и растения, животные, нарождаются, умирают, вновь нарождаются; и они возникли только в определенный, а точнее в 6-й период эволюции.

Обращаясь к Музам, Гесиод просит их:

Все расскажите, - как боги, как наша земля зародилась,

Как беспредельное море явилося шумное, реки,
Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами;
Кто из бессмертных подателей благ от чего зародился,

Как поделили богатства и почести между собою,
Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом.
С самого это начала вы все расскажите мне, Музы,
И сообщите при этом, что прежде всего зародилось
2.

Далее он излагает известные ему по мифам научные представления о происхождении Земли.

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.

Следуя за Гесиодом и за Гомером, зная, что оба они излагают одну и ту же систему представлений о развитии Вселенной, используя, конечно, большую работу, проделанную составителями мифологических словарей, без особых затруднений воспроизведем генеалогическую таблицу научных категорий (имен богов), обрубая для удобства многие "ветви".

Мудрецы древности остроумно разделили всю историю эволюционного развития Вселенной, а также и жизни на периоды, ведя счет каждого нового этапа от начала воцарения очередного бога-царя до его свержения.

Хаос - царь № 1,

Гея - царица № 2,

Уран - царь № 3,

Кронос - царь № 4,

Зевс - царь № 5.

Кронос свергает с Олимпа своего отца Урана, а Зевс, в свою очередь, свергает с Олимпа своего отца Кроноса. Смена царей и является сменой периодов; и все нарождающиеся во время правления того или иного царя родственники и его сыновья - это то новое, что возникло в данную эпоху эволюции 3.

Самая древняя эпоха - первый период - это возникновение хаоса, который называется пустотой, эфиром; этот период царя № 1 - бога Хаоса. Во второй период из хаоса возникла Земля, именуемая царицей № 2, и вместе с нею глубокое подземелье, то есть вещество внутри нее, которое называется Эребом; одновременно была вокруг земли Ночь и появились какие-то элементы жизни - Эрос.

Третий период эволюции - это эпоха, когда от Земного шара (Геи) родился воздух (Уран, царь № 3), который окружал Землю, появилась на земле бесплодная вода (Понт, вода-1), и образовались горы. Одновременно в этом же периоде возник светлый эфир и сияющий день от Эреба и Ночи, а также миропорядок, называемый эриниями. Тьма произвела смерть (Танатоса) и сон (Гипноса), а также более близкое к поверхности земли подземелье (Тартар).

Четвертый период в истории Земли характеризуется "рождением" от Земли и от воздуха (Урана) нового состояния воздуха (Кронос, царь № 4) и нового состояния земли (Реи), а также появления нового состояния воды, по-видимому, с водорослями, именуемой Океаном, и нового порядка вокруг (порядок-2 Фемида), а также появлением живых существ с памятью (Мнемосина); и не совсем ясных форм жизни (Тефия, Тейя); от Понта и Геи - Нерей; от Нерея - нереиды, которые известны как все живые существа в воде.

В пятом периоде, то есть еще более молодой эре, в Океане родилось мышление (Метида) и такие "формы жизни", как Дорида, мать нереид; в эту же эпоху возникло солнце (Гелиос), луна (Селена), утренняя заря, то есть восходы и заходы солнца, - Эос; а также Фетида, старшая из нереид, мать Ахиллеса. От Кроноса и Реи, то есть особого переходного состояния земли и воздуха, родились Зевс, его братья Посейдон, Аид, их сестры: Гера, Деметра, Гестия.

Тут необходимы пояснения.

Некоторые категории в теогонии непонятны, другие ясны. Все они указывают на переходные состояния в эволюции земли, воды, воздуха, огня, форм водной и наземной растительности и жизни.

Скажем, градация массы вещества внутри земного шара ясна:

ядро земли - Эреб,

ближе к поверхности - Тартар,

еще ближе - Аид,

еще ближе, вернее - плодородная почва - Деметра,

и сама растительность, которую возделывают люди, - Персефона (дочь Зевса и Деметры).

Понятна и эволюция развития жизни. Сперва возник Эрос. Что это такое? Древние мыслители не могли сказать, как мы, что это белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), ибо жизнь - существование белка, организованного в живой организм программой ДНК-РНК.

Радиоизотопный анализ углеродных веществ и горных пород уже обнаружил "визитные карточки" живых организмов, которые существовали три и четыре миллиарда лет назад. Значит, и люди - дети очень длительной эволюции жизни; и древние мудрецы оказываются правы, утверждая, что Эрос - очень древняя стихия.

Некоторые исследователи ошибочно отождествляют Эроса с Эротом, то есть сыном человеческой любви Афродиты. Это неверно. Эрот - функция человеческой любви, а Эрос - функция всего живого на земле.

В третьем периоде возникли горы, над землей появился воздух, а на поверхности земного шара - Понт, и этот понт - "бесплодная вода", как отмечает Гесиод, "шумное море бесплодное", не содержит еще в себе жизни.

Опять-таки нельзя отождествлять эту "бесплодную воду" с водой другой эпохи - с Океаном (водой-2),

или с Посейдоном (водой-3)...

Это разные стадий эволюционного изменения воды. Гесиод прямо указывает, говоря о Гее: "А потом, разделив Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий". Ясно, что Понт старше Океана, а Океан, в свою очередь, старше Посейдона. Если в Понте родился Нерей, от которого нереиды, играющие с тритонами; то в Океане возникли уже океаниды. От Посейдона, по-видимому, - все морские животные и рыбы: Посейдон - вода, оплодотворяющая поверхность земли - почву (Деметру); Посейдон первоначально считался подземной водой или пресной водой водоемов.

Художественные средства устного периода развития науки позволили передать представления древних логиков о возникновении животного и растительного миров; в третьем периоде появилась Смерть (Танатос), Сон (Гипнос); в четвертом возник порядок жизни (Фемида), это уже порядок-2, память (Мнемосина); в пятом - мышление (Метида), но еще не человеческое мышление; удача (Тихе), неудача (Немезида), которые можно понять как природный "эксперимент"; появились также норы, гнезда, жилища - Гестия.

Космогоническая теория Гомера и Господа была разработана, конечно, задолго до них, ибо эта же научная система обнаруживается в орфическом учении, а полулегендарный Орфей, по преданиям, жил до троянской войны.

Таким образом, космогеническая и эволюционная теории древних мыслителей во многом предвосхищают современное учение о происхождении Земли и планет, разработанное академиком О. Ю. Шмидтом. По теории О. Ю. Шмидта, Земля образовалась путем аккумуляции твердого рассеянного вещества мельчайших частиц и тел. Когда-то рой астероидов окружал Землю, за миллионы лет он рассеялся, падение метеоритов прекратилось, планеты приобрели размеры, которые имеют сейчас. Пять-четыре миллиарда лет назад Земля была разогрета. Геологические процессы на ней делят на два типа. Во-первых, подземные вулканические силы выбрасывали плазму, что приводило к опусканию земной коры. Во-вторых, шла эрозия горных пород, которые переносились водами и ветром по земной поверхности.

Главная тайна Гомера

Доказывая, что Гомер был выдающимся философом и поэтом, мы вступаем в спор только с некоторыми современными теоретиками, ибо в Древней Греции и в Риме ни у кого из самых выдающихся умов не возникало сомнений относительно принадлежности великого аэда к числу ученых - основоположников олимпийского учения. Именно как великий мыслитель и поэт он почитался на протяжении почти тысячи лет, пока его учение являлось законом для строительства греческой и римской государственности. Последователи других учений, конечно, нападали на Гомера, но это особая тема.

Вот что говорит о Гомере в одном из диалогов Платона философ Протагор:

"Хотя я и утверждаю, что софистическое искусство - " древнее, однако владевшие им древние мужи, опасаясь враждебности, которую оно вызывало, скрывали его: одним служила прикрытием поэзия, как Гомеру, Гесиоду и Симониду, другим - таинства и прорицания, как последователям Орфея и Мусея, а некоторым, я знаю, даже гимнастика, как, например, Икку тарентинцу и софисту нашего времени Геродику селимбрийцу, мегарцу по происхождению, который никому в этом не уступит; музыку же сделал прикрытием ваш Агафокл, великий софист, и Пифоклид Кеосский, и многие другие. Все они, как я говорю, опасаясь враждебности, прикрывались этими искусствами.

Я же со всеми ними в этом не схожусь, ибо думаю, что они вовсе не достигли желаемой цели и не укрылись от тех, кто имеет власть, - а только ради них и существуют прикрытия. Толпа ведь, попросту говоря, ничего не понимает, и что они затянут, тому и подпевает" 4.

В то время, когда Протагор ведет беседу с Сократом в диалоге Платона, учение Гомера уже в полную меру господствовало в Греции.

Основой учения Гомера о государстве была антропомодель. Впрочем, всякое философское учение начинается именно с моделирования функций личности. При этом первичные рассуждения очень просты. Всякий крестьянин, а не только мудрец, видит, что колос овса вырастает из положенного в почву зернышка, что цыпленок вылупляется из яйца, так же как любое животное развивается из оплодотворенного семенем яйца самки. Не составляет исключения из этого правила и зарождение, развитие ребенка. Следовательно, в первозернышке находится вся программа ребенка со всеми его функциями. Эти функции философы древности назвали "тайными силами", или "богами". Сколько же "тайных сил" в одном первозернышке (сейчас бы мы сказали - в первоклетке - зиготе)? По подсчетам древних мудрецов, их было 12. В диалоге Платона Сократ прямо говорит об этом числе:

"Великий предводитель на небе, Зевс, на крылатой колеснице едет первым, все упорядочивая и обо всем заботясь. За ним следует воинство богов и демонов, выстроенное в одиннадцать отрядов, - только Гестия не покидает дома богов, а из остальных богов главные, что входят в число двенадцати, предводительствуют каждый порученной ему ратью".

Кто же эти 12 главных богов? Зевс-отец и его дети!

Почему Гестия не покидает дома богов? Потому что Гестия - это Жилище.

Таким образом, Зевс - это 5-й царь, либо пятый период эволюции, который порождает шестой период, характерный тем, что в нем возникла человеческая первоклетка с 11 "тайными силами". Об этом говорится в "Илиаде", в Песне XV. Зевс требует от своего брата, Посейдона, чтобы он прекратил помощь троянцам, предлагая ему возвратиться в "собор небожителей или в священное море"; на этот приказ, переданный богиней-радугой, Посейдон отвечает:

" Так, могуществен он; но слишком надменно вещает,

Ежели равного честью, меня, укротить он грозится!
Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи:
Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка;

Натрое все делено, и досталося каждому царство:
Жребий бросившим нам, в обладание вечное пало
Мне волношумное море, Аиду подземные мраки,
Зевсу досталось меж туч и эфира престранное небо;

Общею всем остается земля и Олимп многохолмныи.
Нет, не хожу по уставам я Зевсовым; как он ни мощен,

С миром пусть остается на собственном третьем уделе;

Силою рук он меня, как ничтожного, пусть не стращает!

Дщерей своих и сынов для Зевса приличнее будет
Грозным глаголом обуздывать коих на свет произвел он.

Кои уставам его покоряться должны поневоле! 5

Всех богинь и богов, которых Зевс произвел на свет, сосчитать нетрудно, они являются главными действующими "лицами" в "Илиаде", влияющими на жизнь и поступки людей. В Песне I есть фраза " С оной поры наконец двенадцать денниц совершилось, И на светлый Олимп возвратилися вечные боги Все совокупно; предшествовал Зевс ", которую можно истолковать как намек на 12 главных антропобогов. В гомеровском "Гимне Гермесу" указывается еще более ясно на 12:

А потом, разложивши
Жирное мясо на камне широком и гладком, разрезал
Радостнодушный Гермес на двенадцать частей это мясо,
Жребий метнув. И почет соответственный каждой воздал он
6.

По мнению специалистов, "Гимн Гермесу" относится к VII - VI векам до нашей эры. С этого времени и вплоть до времен Апулея, автора знаменитого "Золотого осла" (II в. н. э.), писателя, философа и жреца Карфагена, олимпийская религия признавала 12 главных "тайных сил" человека и общества.

В "Илиаде" все-таки нет прямого указания на то, что главными функциями личности являются именно 12, и при нашем подсчете главных детей Зевса получается 15.

Итак, в шестом периоде развития Вселенной возник человек разумный. Его произвел Зевс (царь № 5), и этот первочеловек состоит из 15-12 функций; то есть Зевс-отец является отцом этих функций, он и управляет этими функциями - своими детьми. Что это за функции?

1. Сам Зевс и его супруга Гера - Управление и Соуправительница, то есть Оппозиция управлению, критикующая своего мужа.

2. Афина - Наука в государстве, дочь Зевса и Метиды (мышления).

3. Персефона - Растениеводство, Хлебопашество, дочь Зевса и Деметры (плодородного слоя почвы).

4. Арей - Армия, Война, сын Зевса и Геры.

5. Гефест - Ремесло, Строительство, сын Зевса.

6. Аполлон - Искусство, Здравоохранение, Эмоции, сын Зевса и Лето.

7. Артемида - Охота на зверей, животных, дочь Зевса и Лето.

8. Гермес - Связь, Торговля, Транспорт, сын Зевса и Майи.

9. Дионис - Виноделие, Питание, сын Зевса и Семелы.

10. Афродита - Брак и Семья, дочь Зевса и Дионы.

11. Илифия - Деторождение, дочь Зевса и Геры.

12. Мойры - Правопорядок, дочери Зевса и Фемиды.

13. Геба - Возраст людей, дочь Зевса и Геры.

14. Хариты - Красота человеческая, дочери Зевса и Евриномы.

15. Музы - Виды искусств, дочери Зевса и Мнемосины. Другие дети Зевса не входят в число главных.

Эта строгая антропомодель указывает на 12-15 функций личности и соответствующих им сфер деятельности людей в государстве. Дионис у Гомера еще не входит в число главных функций, трудно сказать, были ли главными при Гомере и Музы и Хариты; в последующей, после Гомера, традиции Дионис вошел в число главных, а Музы и Хариты, наоборот, стали вспомогательными богами. И в VI - V веках до нашей эры утвердился культ 12 главных функций.

Не человек управляет своими функциями, а функции управляют человеком; функции вечны и неизменны для всех поколений людей, поэтому они бессмертные боги; эти функции порождают сферы деятельности людей в государстве. Вот в чем заключается смысл олимпийской теории и культа. На основе 12 антропобогов в Риме в 451-450 гг. до н. э. специальной коллегией децемвиров было выработано XII Таблиц законов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: