Курсы повышения квалификации педагогов с дальнейшей диссеминацией полученных знаний внутри ОО.




Модель инклюзивного образования

МБОУ «Школа №12» г. Ачинска, Красноярского края

Слайд

Обучение детей с особыми потребностями является одной из основных задач современного образования. Наша школа простраивает работу с детьми с ОВЗ на протяжении 11 лет с 2008 года. На сегодняшний день 15% учащихся нашей школы являются детьми с особыми образовательными потребностями.

Слайд

Из них:

· 22 обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 5.1 и 5.2;

· 29 обучающихся с задержкой психического развития 7.1 и 7.2;

· 63 обучающихся с умственной отсталостью;

· 2 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· 1 обучающийся с нарушением зрения 4.1;

· 2 обучающихся с РАС.

50 % классов на уровне начального и основного общего образования, являются инклюзивными, имеются и отдельные классы для обучающиеся с УО (интеллектуальными нарушениями).

Слайд

Представляемая модель инклюзивного образования была разработана на основе анализа накопленного опыта по работе с детьми ОВЗ за последние 5 лет и, в соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025г.

Слайд

Цель инклюзивного образования в ОО - создание образовательной среды, способствующей развитию детей ОВЗ с учётом их возможностей и потребностей, для успешной адаптации в социуме.

Слайд

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

· создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ;

· обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом их социального опыта и семейных ресурсов;

· формирование толерантного восприятия и отношения всех участников образовательных отношений к детям с ОВЗ.

· повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ.

Одним из важных направлений по реализации Модели инклюзивного образования школы является организация специального пространства, особой среды.

Слайд

За счет участия в федеральных, краевых и муниципальных программах и проектах («Доступная среда», «Речевая IT-технология БОС», «Здоровье и образование») наша образовательная организация приобрела специальное оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, СБО, оборудование для занятий адаптивной физической культурой, методические и дидактические пособия, учебную литературу.

В школе имеются развивающие и ресурсные зоны: библиотека, игровые зоны для проведения перемен. В каждом классе начальной школы предусмотрено соответствующее пространство для релаксации. В 2018-2019 учебном году запущен проект организации развивающих зон («коворкинг зон»).

В школе осуществляется сопровождение детей ОВЗ, с использованием технологии разноуровневого обучения. Когда обучающиеся по основным предметам делятся на группы с разным уровнем усвоения учебного материала, т.е. сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня. Это дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом по отдельным предметам учебного плана в зависимости от индивидуальных особенностей развития и способностей каждого учащегося.

Кроме того, в каждой параллели создаются большие и малые группы для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в индивидуализированном подходе. По мере адаптации дети постепенно переводятся из малых групп в большие.

Слайд

Не менее важным направлением деятельности ОО по реализации модели ИО – это ранняя профориентация и социализация обучающихся с ОВЗ. Профориентационная работа начинается с начальной школы.

В 1-4 классах профориентационные занятия носят пропедевтический характер. Занятия направлены на формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую. Это осуществляется в урочной (например, через предметную область «Окружающий мир», «Технология») и внеурочной деятельности (классные часы, творческие конкурсы, конкурсы рисунков, работа кружков).

В 5 - 7 классах центральным звеном профориентационной работы выступает профессионально-трудовое обучение. Деятельность педагогического коллектива направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: столярном деле, швейном деле, обслуживающем труде, работа на пришкольном участке (выращивание рассады, подготовка почвы, высадка рассады …) и т.д.

8 – 9 классы - на этом этапе целью является овладение знаниями, умениями и навыками по определенной профессии. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности человека.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего ценностным ориентациям, интересам и способностям. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Слайд

2. Для решения следующей задачи - обеспечения индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ –

Слайд

в школе организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов, учителей-предметников входят педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы/ассистенты.

Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы.

Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты службы психолого-педагогического сопровождения наблюдают за детьми на уроках и переменах, проводят диагностические обследования. После этого проходят заседания школьного консилиума и для каждого ребенка, который обучается в инклюзии, разрабатывается индивидуальная образовательная программа (АОП) или специальная индивидуальная программа развития (СИПР), план коррекционных занятий, индивидуальных или групповых. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов промежуточного мониторинга и внесения необходимой корректировки, а затем в конце года для выработки плана работы на следующий учебный год.

Важными элементами выстроенной модели инклюзивного образования являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения. Постоянная поддержка и взаимозаменяемость, наличие у педагогов базовых знаний из смежных областей.

Инклюзивная среда требует психолого-педагогической поддержки ВСЕХ участников образовательных отношений, поэтому создаются условия не только для обучающихся ОВЗ, но и для родителей и учителей.

Создание доверительных отношений между семьёй и педагогическим коллективом ОО первый шаг на пути к сотрудничеству. Инклюзия невозможна без работы с родителями особых детей и детей нормы.

Слайд

Мы используем разные формы работы с родителями – беседы, индивидуальные консультации, круглые столы, тренинги, консилиумы, индивидуальные занятия с детьми с участием родителей, реализация совместных проектов.

В школе создан и работает родительский клуб «Опора», в рамках которого проводятся совместные встречи родителейособых и детей нормы, обсуждаются проблемы особых детей и оказывается консультативная и поддерживающая помощь родителям детей нормы.

Кроме этого реализуется проект «Мы вместе», направленный на создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся с ОВЗ и их родителей в школе и дома, оказывающий положительное влияние на становление взаимоотношений в семье. Кроме этого осуществляется психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для подготовки к осознанному выбору профессии их детей, в соответствии с их психофизиологическими данными, способностями и потребностями общества.

Слайд

3. С целью реализации 3 задачи «формирование толерантного восприятия и отношения всех участников образовательных отношений к детям с ОВЗ» проводится работа по формированию принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни.

Слайд

Это целая система, включающая в себя тренинги, классные часы, Уроки добра, посвящённые Международному Дню инвалидов, участие в благотворительном фестивале «Дети-детям» (в концертной программе, в ярмарке, вырученные денежные средства были переданы для лечения ребенка-инвалида), добровольческая деятельность по организации и проведению мероприятий для учащихся с ОВЗ «Дорогою добра» (сбор игрушек, настольных игр, проведение мастер-классов, организация досуговых мероприятий в группе продленного дня).

Для развития социальной компетенции обучающихся с нормой развития в школе работает Совет учащихся (5-11 класс). Там обсуждаются все события школьной жизни, планируются и разрабатываются мероприятия на год, в том числе и для обучающихся с ОВЗ.

В свою очередь обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости являются волонтерами отряда «Лучики Надежды и Добра» в рамках городского волонтерского движения. Ребята принимают участие в мастер-классах по изготовлению сувениров. Принимают активное участие в международном благотворительном фестивале «Дети-детям», акциях «Поздравь ветерана с Победой» и «Символы победы», в концертных мероприятиях, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей «Праздник жарких объятий», ежегодно принимают участие в спортивных соревнований по лёгкой атлетике для обучающихся с ОВЗ, в качестве спортсменов и волонтёров.

Для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ.

Слайд

На это работает вся школьная система и система дополнительного образования (кружки, секции, образовательные модули являются инклюзивными). Через систему ДО и ВД реализуются такие направления, как социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное: «Мастерская самоделок», «Наш цветущий школьный двор», «Рукодельники», «Калейдоскоп талантов», «Танцевальные движения. Ритмика», «Танцевальный фитнес», «Дизайн вокруг нас».

Слайд

4. Для реализации 4 задачи «повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ» была выстроена система повышения квалификации педагогических кадров, включающая в себя:

Слайд

Курсы повышения квалификации педагогов с дальнейшей диссеминацией полученных знаний внутри ОО.

В рамках реализации модели инклюзивного образования в ОО проведены педагогические советы, круглые столы, методические дни, конференции, работает ШМО коррекционной педагогики. Свою профессиональную компетентность повысили 90% педагогов, через очные, очно-заочные и дистанционные курсы.

Слайд

Методическая работа обобщается и опубликуется в школьном Методическом сборнике и представлена на сайте образовательной организации (раздел «Пилотная площадка»).

Педагоги образовательной организации на протяжении 5 лет участвовали в практико-ориентированных семинарах, организованных руководителем лаборатории инклюзивного образования КИПКа Диановой В.И. Представляли свой опыт и получали рекомендации.

Слайд

2. Систематизация накопленных знаний была представлена в виде:

- методических рекомендаций по разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Данные методические рекомендации размещены на сайте Учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС», в журналах «Управление начальной школой» и «Справочник заместителя директора школы», электронная Справочная Система Завуч 2019г.);

- методического пособия логопедических занятий для детей с грубым системным недоразвитием речи («Преодоление речевых нарушений у детей с ОВЗ методами игр-занятий с песком»);

- публикации в сборниках методических материалов «Особое детство» - Красноярск, 2017, выпуск 1,2.

Слайд

Активно участвуем в работе Краевого педагогического форума по введению и реализации ФГОС ОВЗ.

Ежегодно проводим дни открытых дверей для педагогов города и района.

Слайд

По итогам VI Всероссийского образовательного форума "Школа будущего" МБОУ "Школа № 12" в 2017 году стала лауреатом конкурса и награждена Дипломом "100 ЛУЧШИХ ШКОЛ РОССИИ", а так же медалью "ШКОЛА БУДУЩЕГО".

В 2018 году МБОУ "Школа №12" включена в список ежегодного Национального Реестра "Ведущие образовательные учреждения России".

Слайд

Несмотря на проделанную работу и полученный результат имеются трудности:

· неготовность родителей детей нормы, к принятию совместного обучения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии;

· непринятие родителями детей с ОВЗ ограниченного круга выбора профессий;

· преемственность между образовательной организацией и СПО;

· кадровое обеспечение. Не владение педтехнологиями, позволяющими работать в новой логике содержания образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: