Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной.




Разделение властей необходимо понимать как закрепленную в нормативно-правовых актах самостоятельность законодательной, испол-нительной и судебной властей, когда каждая из властей служит гарантом для реализации не только собственной власти, но и других видов госу-дарственной власти.

Абсолютное разделение властей неосуществимо. Речь может идти в плане общего принципа, которым необходимо руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении их полно-мочий. Единственным источником государственной власти является народ, которому принадлежит вся полнота власти и который доверяет ее осуществление государственным органам, к которым относятся и суды.

Судебная власть занимает особое место в теории и практике разде-ления властей. Дискуссии идут, в основном, о приоритете законодатель-ной или исполнительной власти. В отношении судебной власти достиг-нуто единодушие. Она прочно и надежно выделяется из системы госу-дарственной власти. Более того, возможно благодаря именно ей принцип разделения властей получил такую живучесть.

Судебная власть сможет стоять на страже защиты права и справедливости только в том случае, если она опирается на государство, использует его силу в решении своих задач. Деятельность суда будет надлежащей тогда, когда она направлена на согласование интересов человека и государства. При этом именно государство способно придать суду необходимую мощь, без которой судебные решения не были бы общеобязательными и исполнение их зависело бы от усмотрения сторон.

Судебная власть является интегральной частью государственной власти и осуществляет свою деятельность от имени государства. Как только государство складывается, она берет в свои руки функцию окончательного разрешения юридических конфликтов, которые возникают в обществе.

Реализация судебной власти происходит через специально создан-ные органы судебной власти – суды. Им принадлежит судебная власть, которую они не делят с органами законодательной и исполнительной властей, принимая все свои решения самостоятельно, без вмешательства иных органов, не являющихся судами. Такая полная самостоятельность судебной власти возможна потому, что для осуществления судебной власти в государстве образуется не один суд, а целая их система. Это позволяет суду независимо от того, какое место он занимает в иерархии судебной системы, самому, без воздействия иных судов, принимать все решения, подлежащие его юрисдикции. Главное – не создавать конку-ренцию между судами в решении возникающих конфликтов. Иначе, преследуя защиту своих личных интересов, стороны начнут стремиться обращаться в тот суд, который по их мнению можно легче убедить в своих доводах. Но тогда не исключено, что рассмотрение дела произойдет в ущерб интересов одной из конфликтующих сторон. А это начнет подры-вать авторитет суда, а заодно подтачивать устои государства. Отсюда в законодательстве имеются нормы, регулирующие подсудность дел. Исходя из того, какие суды входят в судебную систему государства, и что собой представляет конфликт, который подлежит разрешению в суде, он должен быть рассмотрен именно этим, а не другим судом. Иное дело, когда в государстве функционируют третейские суды или общественные суды и характер возникшего конфликта позволяет сторонам или одной из них обращаться в такие суды, которые тоже действуют на основе закона и их судьи должны быть беспристрастны, но государство делает уступку сторонам в вопросе выбора суда, чтобы не прилагать усилий к принудительному исполнению решений суда. Тем самым экономятся государственные средства.

Самостоятельность судебной власти в значительной мере пред-определяется тем, что собой представляют судьи как субъекты судебной власти, в состоянии ли они, исходя из уровня своей профессиональной подготовки и личностных качеств, принимать решения по рассматрива-емым делам самостоятельно, без воздействия кого быто ни было. Отсюда в государстве одной из важнейших проблем является проблема.

Каждая из трех ветвей власти осуществляет свои полномочия в пределах своей компетенции, взаимодействуя, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Законодательная власть в лице Национального собрания Республики Беларусь принимает законы, определяющие организацию и деятельность судебной власти. Таким образом, законодательная власть воздействует на систему правосудия, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел не допустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе лишь корректировать судебную деятельность посредством принятия новых законов, контроля за их исполнением, толкования Конституции и законов, принятия решения об амнистии. Конституционный Суд активно участвует в законотворческой процессе, выполняя свою основную функцию: дачи заключения о соответствии Конституции нормативных правовых актов.

Участие всех судов государства в нормотворческой деятельности обеспечивается тем, что если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. \

Еще одна форма взаимоотношений законодательной и исполнительной властей с судебной – участие их в формировании судейского корпуса. Например, назначение Председателей Конституционного и Верховного Судов в соответствии со статьей 84 Конституции республики Беларусь.

Законодательная власть утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: