Конституционные основы судебной власти.




Принципы представляют собой основные, исходные положения какой-нибудь теории, учения, мировоззрения. То есть, это руководящие начала, которые в своей совокупности образуют тот каркас, который служит опорой для всех законодательных предписаний. Они являются основополагающими для всех предписаний по вопросам организации суда, его роли и месте в системе государственных органов, осуществления правосудия.

Общие положения (принципы) являются обязательными не только

для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы, обязаны считаться с существующими демократическими требованиями в той или иной сфере.

Содержание демократических основ правосудия постоянно совершенствуется, учитывается в разумных пределах положительный опыт других государств, а равно опыт международного сотрудничества.

В Конституции (глава шестая) демократическими основами (принципами) являются следующие руководящие начала.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и только судам. Образование чрезвычайных судов запрещено. Без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. Законность и обоснованность судебных решений обеспечивается осуществлением правосудия только судом, его организацией и юридической деятельностью.

Основной Закон содержит лишь исходные начала построения судебной системы. Систему судов детально определяет Кодекс «О судоустройстве и статусе судей», который детально регулирует все вопросы организации и деятельности судебной организации.

Только суд, действующий на основе предписаний закона, может признать лицо виновным в преступлении и назначить ему уголовное наказание.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Это непременное условие осуществления правосудия.

Важно не только провозгласить, но и гарантировать судейскую независимость. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требования ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых административных и организационно-технических условий для деятельности судов, а также достойным материальным и социальным обеспечением судей.

Недопустимо какое бы то ни было давление на судей, присяжных и народных заседателей со стороны любых государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц, депутатов, политических партий и формирований, средств массовой информации и отдельных граждан. Исключаются также направления в адрес судов всякого рода обращений и резолюций, проведение митингов и демонстраций с требованием «осудить по всей строгости закона». Вместе с тем, судебные решения могут быть подвергнуты критике, если имеются основания сомневаться в их законности и обоснованности.

Одной из важнейших гарантий независимости судей при принятии решений является тайность совещания судей. Для принятия решения по гражданскому делу или постановления приговора по уголовному делу судья или состав суда удаляется в совещательную комнату, в которой кроме него (кроме них) никого не должно быть. Решение принимается самостоятельно, на основании тех материалов, которые были предметом судебного разбирательства и были рассмотрены в этом судебном заседании.

Принцип законности устанавливает порядок осуществления правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Законность – это строгое и неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и общественными организациями, политическими партиями и объединениями, должностными лицами и гражданами. Законность является универсальным, общеправовым принципом, конкретизируется и находит свое выражение в независимости судей и подчинении их только закону. Гарантии законности и обоснованности решений, принимаемых судами, которые обеспечивают осуществление правосудия в точном соответствии с законом, содержатся в законодательных нормах, регламентирующих порядок и условия проведения судебных заседаний. Эти нормы устанавливают порядок и условия досудебного производства, досудебной подготовки дел (предварительное следствие и т. д.), а также правила проверки законности и обоснованности принятых решений вышестоящими судебными инстанциями.

Если, при рассмотрении конкретного дела, суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и, после вступления в законную силу судебного постановления, ставит соответственно перед Верховным Судом вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Рассмотрение дел в судах – коллегиальное, а в случаях, предусмотренных законодательными актами – единоличное. Отправление правосудия требует особой взвешенности, осмотрительности, осторожности при принятии решений.

В Кодексе «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. введена 15-я глава, предусматривающая деятельность народных заседателей, требования, предъявляемые к ним, порядок формирования и утверждения списков народных заседателей и т. д. Таким образом, граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

В соответствии с действующим законодательством дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьей. Так, согласно ст. 10 ГПК гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями всех судов единолично, за исключением гражданских дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда. Дела по первой инстанции, в кассационном порядке и в порядке надзора рассматриваются в данной коллегии коллегиально.

Статья 114 Конституции закрепила принцип открытого рассмотрения дел во всех судах. Разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Не допускаются разглашение сведений, относящейся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено законодательством.

Открытое рассмотрение дел в судах предполагает гласность, которая, в свою очередь, обеспечивает нравственно-правовое воспитание населения, контроль над судебной деятельностью, является гарантией законности при осуществлении правосудия.

Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или задевает их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании.

По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело. Кроме того, закрытое судебное заседание допускается по определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях.

Обсудив практику применения судами законодательства, регламентирующего обеспечение гласности при осуществлении правосудия и распространение информации о деятельности судов, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что соблюдение судами положений действующего законодательства о гласности судебного разбирательства, своевременное распространение достоверной информации о деятельности судов способствуют защите прав и законных интересов участников процесса, повышению качества и эффективности осуществления правосудия, укреплению авторитета судебной власти, реализации гражданами своего конституционного права на получение информации. В целях правильного и единообразного применения судами законодательства, регламентирующего вопросы гласности судебного разбирательства, а также своевременного распространения объективной информации о деятельности судов, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принялПостановление от 20 декабря 2013года №11 «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и распространения информации о деятельности судов». Соблюдение принципа гласности не должно приводить к вмешательству в судебную деятельность, так как суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Судам следует иметь в виду, что основной формой реализации принципа гласности при осуществлении правосудия является возможность присутствовать в открытом судебном заседании лицам, не являющимся участниками процесса, журналистам средств массовой информации. Необоснованное ограничение доступа граждан в зал суда не допускается. При этом по общему правилу нахождение в зале судебного заседания лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, не разрешается (часть 3 статьи 271 ГПК, часть 7 статьи 287 УПК).

Состязательность и равенство сторон в процессе как принцип правосудия отражен в ст. 15 Конституции. Состязательность как принцип

правосудия обеспечивает при рассмотрении и разрешении дел в судах равные возможности участвующих в процессе лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов. Правосудие является состязательным только тогда, когда стороны (участники) судебного процесса могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия.

Суду при этом принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нём, контролирует правомерность

действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.

Состязательность и равенство сторон – важный показатель демократичности правосудия. Полная их реализация предполагает последовательное проведение в жизнь, прежде всего, равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Конкретные проявления состязательности прослеживаются во многих положениях гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. В судебном разбирательстве равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств, пользуются: государственный обвинитель, обвиняемый, защитник (представитель), гражданский истец и ответчик, а также их представители, потерпевший, свидетели, эксперт, специалист, переводчик и другие носители информации, если с их помощью можно получить сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 269 ГПК суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, пояснения специалистов, заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства.

Одним из важнейших демократических принципов осуществления правосудия по уголовным делам является презумпция невиновности – обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26 Конституции, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека). В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен презюмироваться, то есть предполагаться (от лат. praesumptio – предположение) добропорядочным, пока иное не будет доказано. Уголовно-процессуальное законодательство содержит положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на подозреваемого, обвиняемого.

Из презумпции невиновности вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого, подсудимого (ст. 16 УПК).

Право на защиту в гражданском и уголовном судопроизводстве является важным условием выполнения задач правосудия. Гражданам Рес-

публики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному, оправданному право на защиту и строгое соблюдение при этом законодательства – это важная гарантия установления истины по делу и вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. Нарушение права на защиту следует считать существенным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, влекущим безусловную отмену судебного решения. Подозреваемый обеспечивается защитником с момента задержания или ареста. Показания, данные подозреваемым в отсутствие защитника, должны рассматриваться как полученные с грубым нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательства по делу. Если же участие защитника не обеспечено с момента предъявления обвинения, то это существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства, влекущее направление дела на дополнительное расследование. Таким образом, подозреваемый, обвиняемый (и другие участники процесса) наделяются комплексом прав, реализуя которые он может эффективно защищаться. Он вправе знать, в чём его обвиняют, давать показания и объяснения, заявлять отводы, ходатайства, обжаловать действия лиц, ведущих следствие, дознание, осуществляющих прокурорский надзор, пользоваться услугами защитника. В качестве защитников в деле могут выступать лица, имеющие право заниматься адвокатской деятельностью.

На лиц, ведущих дознание, следственных и прокурорских работников, судей возлагается обязанность осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых.

Указанные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие, так и оправдывающие подозреваемого, обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Право-судие осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом. Все равны перед за коном и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции).

В статье 12 ГПК указано, что граждане Республики Беларусь равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.

Понятие «равенство» граждан (индивидуальных предпринимателей и др.) перед судом не отличается существенно от понятия «равенство» перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями.

Принцип равенства участников судебного процесса перед законом и судом согласуется с установившимся в государстве правилом о едином суде и едином для всех законе. Законодательство распространяется на всех. Суд должен (и обязан) применять его так, чтобы не предоставлять привилегии одним лицам и дискриминировать других. Он должен заботиться о том, чтобы реализовать права и законные интересы каждого человека. Следует отметить, что в законодательстве предусмотрен определенный порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, работников органов прокуратуры. Например, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, который его избрал либо назначил, с учетом заключения квалификационной коллегии судей.

Принцип равенства участников судебного процесса перед законом и судом реализуется всеми судами без исключения и при рассмотрении любого дела.

Язык национального судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство во всех судах Республики Беларусь ведутся на белорусском или русском языке. То есть, на одном из государственных языков. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика. В этих случаях указанные лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: