"Для человека наделенного различающим знанием все существующее есть поистине Страдание – в силу непрерывного изменения, беспокойства, обусловленности, несчастья и по причине взаимной противоположности в проявлении гун".
НЕведение и есть принятие всего этого за счастье. Гунна – это качество, свойство. Существует три гуны:
1. Сатва – олицетворяет все доброе, благородное, возвышенное.
2. Раджас – означает деятельность, динамизм, страсть.
3. Тамас – символизирует инертность, неподвижность, невежество.
"Тот, кто постигнув некоторую сущность – проявленную или непроявленную – как свойство "Я", радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, или печалится ее упадком, полагая это своим собственным несчастьем, тот абсолютно непросветленный".
Пять аффектов
Аффекты – это пять ложных наполнителей сознания, - таково значение слова.
1. НЕВЕДЕНИЕ
2. ЭГОИЗМ
3. ВЛЕЧЕНИЕ
4. ВРАЖДЕБНОСТЬ
5. ЖАЖДА ЖИЗНИ
Пребывая в постоянном движении, они усиливают функцию гун, поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы т.е. причин и следствий.
1. НЕВЕДЕНИЕ – является полем для следующих за ним аффектов, пребывающих в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом состояниях.
а) "Дремлющее" состояние только как потенциальности, обретают состояние семян, способных плодоносить.
Пробуждение такого аффекта происходит при актуальной встрече с объектом. Однако, для обладающего Высшим знанием, то есть для того, у кого семя аффектов сожжено, это пробуждение более не наступает даже при встрече с объектом, ибо как может взойти прокаленное семя? Именно потому мудрый, чьи аффекты исчерпаны, называется "пребывающим в последнем теле". Только в нем, но не в ком-либо другом, существует это пятое состояние прокаленного семени. В таком случае, даже при наличии аффектов действенность их семян исчерпана, и, хотя чувственный объект может присутствовать, их пробуждение не наступает. Итак, дремлющее состояние аффектов и невозможность их произрастания из прокаленных семян объяснены.
б) Теперь речь идет об ослабленности: аффекты подавленные культивированием противоположных состояний, становятся слабыми.
в) Аналогичным образом аффекты называются прерванными когда, перехватываемые время от времени тем или иным объектом, они снова и снова проявляются в активной форме.
- Почему это происходит?
- Потому что во время страстного влечения, например, враждебность не обнаруживается. И действительно, во время страстного влечения нет активного проявления враждебности. А страсть, испытываемая к одной женщине (мужчине), отнюдь не исключает страсти к другим женщинам (мужчинам), просто в данный момент страсть проявляется к этой женщине, в будущем же она может проявляться и к другим. Иными словами, эта будущая способность влечения есть одновременно и дремлющая, и ослабленная, и прерванная.
г) Тот же аффект, который реализуется по отношению к чувственному объекту, называется полностью развернутым. Все эти четыре состояния не выходят за пределы сферы аффективности.
- Что же, в таком случае каждый аффект называется прерванным, дремлющим, ослабленным или полностью развернутым?
- Это именно так. Однако по свойствам быть прерванными и т.д., только будучи привязанными к тем или иным объектам. Подобно тому как аффект перестает действовать в результате культивирования противоположного состояния, он точно так же проявляется через выражающий его признак.
Все эти аффекты суть лишь разновидности неведения.
- Почему?
- Потому что все они захлестнуты неведением. Когда реальный образ переформировывается в сознании вследствие неведения, именно при нем аффекты и обретают поддержку. Они обнаруживаются, когда налицо ложные содержания, и устраняются при устранении неведения.
2. СУЩНОСТЬ НЕВЕДЕНИЯ
Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, Атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
Постижение вечного в невечных следствиях можно видеть на примере высказываний: земля непреходяща, небо с луной и звездами вечно, обитатели неба бессмертны. Так же следует помнить и видение чистоты в нечистом и в высшей степени отвратительном теле. Сказано: " По причине нахождения в материнском лоне, рождения, поддержания жизни пищей, выделений, разрушения плоти, а также необходимости содержать тело в чистоте, мудрые понимают, что оно нечисто".
Постижение чистого в нечистом можно видеть и на другом примере: "Эта девушка привлекательна, как серп молодого месяца, члены ее словно сотворены из меда и амриты; она кажется рожденной из осколка расколовшейся луны; глаза ее продолговаты, подобно лепесткам синего лотоса; своими кокетливыми взглядами она словно освещает все живое".
- Как разобраться, что с чем здесь связано? В результате и возникает представление о чистом относительно того, что само по себе нечисто. Этим примером объяснено и ложное представление о добродетельном в том, что недобродетельно, а также представление о достойном в том, что само по себе недостойно.
Подобным же образом автор намерен сказать и об отнесении к счастью того, что есть страдание: "Для наделенного различающим знанием все существующее есть поистине страдание – в силу непрерывного изменения, беспокойства, обусловленности, несчастья и по причине взаимной противоположности в проявлении гун". Неведение и есть принятие всего этого за счастье. Точно также и принятие Атмана (Высшее "Я"), за то, что не есть "Я", будь то внешние средства – одушевленные или неодушевленные, или тело как опора чувственного опыта, или рассудок как инструмент Пуруши, - все что есть ошибочное принятие за "Я" того, что есть не-"Я", то есть не-Атман.
Так, в связи с этим сказано: "Тот, кто постигнув некоторую сущность –
проявленную или непроявленную – как свойство "Я", радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, или печалится ее упадком, полагая это своим собственным несчастьем, тот абсолютно непросветленный". Все это и есть неведение четырех видов, которые служат источником непрерывного потока аффектов и скрытой предрасположенности к деятельности вместе с ее результатами. Эту реальность следует понимать как некую сущность, обладающую объективной реальностью – по аналогии с "не-другом". Подобно тому, как "не-друг" не означает ни отсутствия друга, ни кого либо равного другу, а его противоположность, т.е. врага. Так и неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такового источника, но лишь иным типом видения, противоположным знанию.
3. ЭГОИЗМ
Эгоизм есть кажущаяся тождественность обеих способностей – чистого видения и инструмента видения.
Пуруша есть способность чистого видения, интеллект-инструмент видения. Аффект, именуемый "эгоизмом", возникает в случае, если совершается как бы трансформация обеих этих способностей в одну сущность. Опыт как таковой становится возможным, когда способность быть субъектом опыта и способность быть его объектом, в высшей степени различные и не смешиваемые одна с другой, воспринимаются так, как если бы они были неразделенными. Однако при постижении их подлинной сущности возникает абсолютное разъединение. Откуда же в таком случае может появиться опыт? В этой связи сказано: " кто не видит, что Пуруша есть иное, нежели интеллект, отличный от него по форме проявления, природе, знанию и прочему, тот вследствие заблуждения – заменяет его своим интеллектом, т.е. умом".
4. ВЛЕЧЕНИЕ
В лечение неразрывно связано с наслаждением. Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению, к средствам его достижения, возникающие у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении и есть влечение.
5. ВРАЖДЕБНОСТЬ
Враждебность неразрывно связана со страданием. То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, которые возникают у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании, и есть враждебность.
СТРАХ СМЕРТИ
Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание самому себе: "Да не перестану быть! Да буду я вечно!". И это пожелание никогда не возникает у того, кто не испытал состояние смерти. Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений. И этот аффект-жажда жизни – самосущен даже у только что появившегося червя. Страх смерти, который по своей сути есть проницание будущего уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством восприятия как источника истинного знания, ни посредством логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет заключить, что страдание вызываемое смертью, испытывалось в предыдущих рождениях. И, подобно тому как аффект, то есть жажда жизни, обнаруживается у крайне невежественных существ, он точно так же возникает даже у мудреца, познавшего начало и конец круговорота бытия.
- Почему так происходит?
- Потому, что этот бессознательный след испытанного через смерть страдания одинаков для обоих: и для мудреца, и для лишенного мудрости.