Глоссарий к Особенной части 3 глава




В основу крестьянской реформы был взят опыт Франции и Пруссии, в которых была создана дробная поземельная собственность и класс мелких собственников земли. Законодательные меры этих стран предусматривали выкуп крестьянами земли в собственность.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:

1) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

2) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

3) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

4) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Манифестом от 19 февраля 1861 г. и Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землей за выкуп. Землю они получали не в собственность, а лишь в «постоянное пользование». За пользование землей крестьяне должны были отбывать в пользу помещиков натуральные повинности или компенсировать их деньгами. В результате реформы крепостные крестьяне становились «временно обязанными» и должны были по-прежнему работать бесплатно на помещика. По истечении девяти пореформенных лет крестьянам разрешался выкуп земли. Порядок выкупа определялся специальным Положением о выкупе. Оно различало право выкупа усадьбы и право выкупа полевого надела. Усадьбу можно было выкупить при отсутствии недоимки на наделе крестьянина. Полевая земля выкупалась только с согласия помещика. Одновременно помещику было предоставлено право принудить крестьян перейти на выкуп, если ему это было выгодно. Помещики были заинтересованы в получении всей выкупной суммы сразу, чтобы создать капитал для перехода к новым формам хозяйства. Царское правительство за счет казны выдавало помещикам ссуду в размере 75—80% причитающейся им с крестьян выкупной суммы, а крестьяне должны были погасить эту ссуду в течение 49 лет, внося в казну ежегодно так называемые «выкупные платежи».

Размер надела крестьян определялся так называемыми «местными положениями». В них устанавливались для каждой отдельной местности две нормы наделов — низшая и высшая. Только в степной полосе была одна так называемая «указная норма». Помещик имел право обязать крестьян принять высшую норму наделов. Но он не был обязан давать крестьянам больше земли, чем им причиталось по низшей норме. В плодородных районах помещики выделяли чаще наделы по низшей норме, а там, где были малоплодородные наделы, обязывали крестьян получать самую высшую норму наделов.

В законодательстве об отмене крепостного права содержался ряд других правил, имевших целью сохранить власть помещиков над крестьянами. Им было разрешено требовать, чтобы крестьяне переносили свои усадьбы в другое место, требовать обмена крестьянских земель на свои земли, если это вызывалось интересами помещичьего хозяйства.

Положение от 19 февраля 1861 г. устанавливало, что крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, в обязательном порядке объединяются в сельские общества. Как правило, сельское общество образовывалось путем объединения крестьян, принадлежащих одному помещику. Оно могло состоять из одного селения или из части большого селения, населенного крестьянами, принадлежащими разным помещикам.

Сельское общество являлось поземельным союзом крестьян, связанных общностью землепользования (при общинном порядке землевладения), и в то же время административной единицей, выполняющей административные и полицейские функции. Все члены общества были связаны круговой порукой. Без согласия общества крестьянин не мог уйти на заработки вне своего места жительства.

Надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя — домохозяина. Он нес ответственность перед обществом за исправное отбывание повинностей. Без согласия домохозяина отдельные члены семьи не могли уйти на заработки, менять место жительства и т.п.

Для надельного крестьянского землевладения было характерно наличие множества разрядов крестьянских хозяйств, отличавшихся друг от друга размерами надела, условиями выкупа, характером землевладения. На основе материалов земской статистики исследователи тех лет писали, что крестьяне делятся на следующие разряды: дарственники, собственники, полные собственники, государственные, государственные с общинным владением, государственные с четвертным владением, государственные из помещичьих, удельные, арендаторы казенных участков, безземельные, собственники бывшие помещичьи, на выкупной усадьбе, собственники бывшие удельные, поселяне-собственники, переселенцы, дарственные бывшие помещичьи, собственники бывшие государственные, вольноотпущенные, безоброчные, свободные хлебопашцы, временнообязанные, бывшие фабричные и т.д., а затем еще крестьяне приписные, пришлые и пр.

При такой «разноголосице» разрядов и правовых состояний права крестьян-землепашцев и радетелей земли российской, естественно, были трудноразличимы. Безземелье и бесправие вели российского крестьянина к волнениям и требованию реформ.

Подводя итог рассмотренному, можно сделать следующие основные выводы.

1. Возникновению крепостного права в России способствовали факторы двух видов:

· внешние — почти двухвековое господство Золотой Орды вынуждало закрепощать крестьян для выплаты дани;

· внутренние — феодальных тип отношений, также держащийся на закрепощении крестьян.

2. Крепостное право, сыграв свою историческую роль в развитии российского государства, в новых исторических условиях (развитие промышленности, появление новых производительных сил и т.д.) стало тормозом для дальнейшего развития государства.

3. Ликвидация крепостного права в России была осуществлена в следующем порядке:

· предоставлением ограниченных возможностей по выходу из режима крепостного права — права на покупку земли в 1791 г.; права крепостных крестьян на волю за выкуп в 1803 г.; права помещиков предоставлять крестьянам землю в пользование по договору в 1842 г. и т.д.;

· подготовкой к повсеместной отмене крепостного права в России в период с 1857 по 1861 г.;

· отменой крепостного права в России в 1861 г.

2.2. Столыпинские реформы
земельного правопорядка

Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятины среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала называться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина.

Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.

В основе же последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

Согласно указам выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.

В тех земельных обществах, в которых в течение 24 лет не было общих переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. За отдельными домохозяевами закреплялись в частную собственность находящиеся в их владении участки.

Общество обязывалось выделять землю выходящим из общины крестьянам в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось перенести свои усадьбы и образовать хутор. Были установлены способы удостоверения права собственности крестьян на подворные участки и определен порядок их отчуждения. Был значительно ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Собственником земли и имущества по указу становилась не семья в целом, а глава семьи — домохозяин.

Значительное место в Столыпинской реформе отводилось землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911 г. определялись способы раздела земельных обществ, порядок выдела земли при выходе из общины и преобразование различных форм владения землей при создании отрубов и хуторов. Царское правительство поощряло также переселение крестьян из европейских областей России в поисках свободных земель в Сибирь и на Дальний Восток. Этот процесс происходил неодинаково в различных губерниях России. В районах с наибольшим расслоением крестьянства, где устанавливались высокие цены на землю, число крестьян, вышедших из общин, было значительно (до 40%). В районах, где цены на землю были низкие, процент хозяйств, вышедших из общин, был незначительным (до 7%). Всего до 1917 г. около 28% крестьянских хозяйств перешло от общинного к подворному владению землей.

В период Столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельный фонд России того периода включал следующие земли.

1. Государственные земли. К ним по закону относились земли, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворянскому ведомству, ни установлениям. Таковыми признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве казны, то они именовались также казенными.

Земли, имевшие чисто стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота, казенные земли могли предоставляться в пользование частным лицам.

Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель.

2. Монастырские земли. Православному духовенству отводились лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц. Ограничения в праве собственности монастырей и архиерейских дворов были двух видов:

· запрет на владение или приобретение недвижимых имений;

· запрет на отчуждение в посторонние руки земельных угодий, отведенных казной. Правовой режим церковных и монастырских земель и источники их образования почти не отличались друг от друга.

3. Майоратские земли. Этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который своей властью жаловал имения отдельным, преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения). Майоратское владение было недробимым. Не могло отчуждаться, закладываться или иным путем уменьшаемо. Имение в целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением наследников мужского пола майоратское имение возвращалось в казну. Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратских имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений.

4. Частновладельческие земли. До Столыпинской реформы данное право принадлежало исключительно дворянам-помещикам. Лишь Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную землю был признан и крестьянин.

5. Посессионные земли. Субъектами права собственности посессионных земель были владельцы посессионных заводов, имеющие пособие от казны или в людях, или в землях, или в лесах, или в рудниках.

6. Общественные земли. Правовой режим в законодательстве России этих земель не был разработан. В Своде законов Российской империи было дано лишь общее перечисление субъектов права собственности на общественные земли. Ими признавались города и городские общества; дворянские общества; общества сельских обывателей; земства и земские учреждения.

Суммируя изложенное, можно сделать следующие основные выводы.

1. Вторая (Столыпинская) реформа была направлена на коренное изменение правового статуса крестьянского землевладения и выразилась:

· в облегчении его положения путем отмены выкупных платежей за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.;

· в ослаблении над крестьянами господства общинного землевладения, предоставив крестьянину право облегченного выхода из общин;

· в предоставлении возможности фактического отделения земель крестьян, выходящих из общин, в хутора и отруба и в переселении в сибирскую часть России с ее пустующими землями.

2. Концепция столыпинской реформы выражалась в постепенной замене общинного крестьянского землевладения частной (подворной).

3. Земельный правопорядок в Российской империи, сложившийся в ходе столыпинской земельной реформы, просуществовал до 1917 г.

2.3. Земельное законодательство советского периода

Первым законодательным актом Советского государства стал Декрет Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (7 ноября) 1917 г. Согласно ему земли, принадлежащие помещикам (а также принадлежащие им строения и сельскохозяйственный инвентарь), удельному ведомству (царской фамилии), церквям и монастырям, конфисковались, т.е. безвозмездно отчуждались, изымались у бывших собственников и без выкупа и компенсации передавались в пользование крестьянам.

Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не изымались. Участки земли с высококультурным хозяйством, сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и др. не подлежали разделу и передавались в исключительное пользование государства или общин. В исключительное пользование были переданы конные заводы, казенные и частные племенные скотоводческие и другие хозяйства. На их базе создавались первые государственные хозяйства (совхозы), а также первые сельскохозяйственные коллективные объединения беднейших крестьян.

С отменой частной собственности на землю были ликвидированы все дореволюционные вещные права на землю. Сложившиеся до Октябрьской революции категории землевладения полностью были упразднены.

В основу Декрета о земле был положен «Крестьянский наказ о земле». В ст. 1 Наказа было сказано, что «земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема». В соответствии с требованиями крестьян были установлены принципы землепользования: право пользования землей получили все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, наемный труд не допускался.

Дальнейшее развитие земельно-правовые принципы получили в Декрете «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. Он исходил, как и Декрет о земле, из того, что частная собственность на землю отменяется навсегда и что земля является общенародным достоянием и передается трудящимся на началах уравнительного землепользования.

Декрет о земле действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК «О запрещении сделок с недвижимостью» от 29 декабря 1917 г., Декрет ВЦИК «О лесах» от 27 мая 1918 г., Декрет СНК РСФСР «О недрах земли» от 30 апреля 1920 г.

С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Земельный кодекс 1922 г. подробно урегулировал трудовое землепользование крестьян-единоличников, так как единоличная форма землепользования была в тот период преобладающей. Одновременно была разрешена трудовая аренда земли и применение вспомогательного наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах.

Одновременно Земельный кодекс РСФСР предусматривал коллективные формы землепользования, различая три их формы:

· сельскохозяйственные коммуны;

· сельскохозяйственные артели;

· товарищества по совместной обработке земли.

Определенное место в Земельном кодексе было уделено совхозам как государственным сельскохозяйственным предприятиям в сельском хозяйстве.

Земельный кодекс 1922 г. был в подавляющей части посвящен регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве. Правовой режим других категорий земель регламентировался в самой общей форме.

Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Они определили компетенцию Союза ССР и союзных республик по распоряжению государственным земельным фондом, которым стала вся земельная территория Союза ССР, ранее именовавшаяся в Декрете о земле всенародным достоянием. Общие начала землепользования и землеустройства определяли основные принципы и правила земельного правопорядка в РСФСР и других союзных республиках на протяжении сорока лет. В 1968 г. им на смену были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они отразили все изменения в правовом режиме отдельных категорий земель, первоначально, как правило, излагавшихся во многих подзаконных правовых актах (чаще всего в совместных постановлениях Совета министров и ЦК ВКП (б) либо в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, Положении о землях, предоставленных транспорту, и др.).

На протяжении всех лет советского периода земельный правопорядок постоянно реформировался. В основе реформ земельного строя лежала идея преимуществ крупного социалистического земледелия, создания в сельском хозяйстве крупных совхозов и колхозов на базе государственной или кооперативной формы собственности на средства производства и праве постоянного (бессрочного) пользования землями сельскохозяйственного назначения. Последующие реформы 1953 и 1965 гг., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дали ожидаемого результата. Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

Таким образом ушедший в историю период развития земельных отношений подарил потомкам следующие основные уроки:

1) ставка на крупное социалистическое земледелие показала ошибочность данной точки зрения, поэтому ныне действующая Конституция РФ предусматривает равноправное разнообразие форм собственности (ст. 8, 9, 35, 36 и др.);

2) никакие реформы, не основанные на коренном интересе землепользователей, не могут дать положительных результатов;

3) социалистический период истории развития земельных отношений в России показал пагубность воздействия на частную собственность и на торможение конкурентных отношений.

2.4. Современная земельная реформа
в Российской Федерации и ее результаты

С 1990 г. в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики. Земельный правопорядок, основанный на монополии государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, препятствовал формированию рыночных отношений.

Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР (ст. 1). При проведении земельной реформы предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась.

Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка. Об этом указании было забыто еще до отмены этого исторического закона.

В процессе осуществления земельной реформы было разрешено создавать специальный земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Земельная реформа осуществлялась одновременно с аграрной, предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве Российской Федерации — крестьянских (фермерских) хозяйств и реорганизацию колхозов и совхозов. Был принят Закон РСФСР
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Он вводился в действие с 1 января 1991 г.

Для ведения крестьянского хозяйства земля предоставлялась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная земельная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республиках, краях, областях, могла быть получена за плату.

Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.

Период с 1990 г. можно охарактеризовать как время бурного издания большого числа указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ (части первая и вторая). Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные изменения. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более 100 млн га земель. В итоге почти 12 млн работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Был сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в распоряжение передано свыше 13 млн га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 32 млн га. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тыс. земельных участков под такими предприятиями. В городах и поселениях городского типа в собственность граждан и юридических лиц передано 6% земли.

Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства Российской Федерации, не была доведена до конца. Поэтому была разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы»[7]. В ней было сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 годы)» от 15 августа 2003 г. № 1163-р[8] были сформулированы задачи по развитию инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости.

В 2003—2005 гг. планировалось решить ряд задач, связанных, прежде всего, с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, устранения избыточного административного вмешательства в функционирование рынка.

В сфере совершенствования нормативной правовой базы земельной реформы работа была организована по следующим направлениям:

1) завершение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления градостроительных регламентов разрешенного использования недвижимости;

2) совершенствование механизма передачи собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, установление порядка определения арендных платежей и выкупных цен на земельные участки с учетом их сопоставимости, необходимости уменьшения размера отвлекаемых собственных средств предприятий на данные цели, в том числе с учетом возможности рассрочки платежей по выкупу земельных участков;

3) формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

4) формирование информационной базы землеустроительной документации;

5) создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;

6) совершенствование системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;

7) создание реестра свободных земель, обеспеченных соответствующей производственной инфрастуктурой (транспортными коммуникациями, газо-, тепло-, электроснабжением, средствами связи), которые могут быть использованы под промышленную застройку с предоставлением отсрочки при покупке и внесены в реестр запрета на вторичную ее продажу на срок отсрочки либо с продажей земельных участков в рассрочку с обеспечением применения упрощенного порядка регистрации прав на указанные земельные участки;

8) упрощение предоставления права на земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов;

9) законодательное оформление концепции единого объекта недвижимости, предполагающего регистрацию права собственности одновременно на земельный участок и на находящиеся на нем здания (сооружения);

10) обеспечение перехода к преимущественно конкурсному предоставлению земельных участков с их предварительным формированием как объекта недвижимости, предоставляемых в собственность или долгосрочную аренду в целях создания возможности для кредитования будущего строительства под залог земельного участка;

11) организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земли;

12) обеспечение правовых условий оборота земель сельскохозяйственного назначения, включая ипотеку.

В сфере совершенствования государственного регулирования рынка недвижимости деятельность осуществлялась в направлениях:

1) законодательного установления исчерпывающих условий каждого вида государственной экспертизы проектной документации, сроков ее проведения;

2) разработки регламента взаимодействия осуществляющих экспертизу органов, основанного на принципе одного «окна», и порядка определения стоимости проведения государственной экспертизы: приведение порядка финансирования органов, осуществляющих государственную экспертизу, в соответствие с бюджетным законодательством;

3) передачи части функций по регулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (оценщиков, страховщиков, землеустроителей) их объединениям и ассоциациям с целью стимулирования профессионального бизнес-сообщества к повышенной надежности и эффективности сделок на рынке недвижимости;

4) обеспечения продажи государственной и муниципальной недвижимости по конкурсу, а также заблаговременного и публичного предоставлению информации о таких конкурсах.

В настоящее время работа по совершенствованию правового регулирования земельных отношений продолжается. В этой связи была существенно реорганизована структура федеральных органов власти осуществляющих государственно-властные функции в сфере действия земельно-правовых норм, значительной модернизации подверглось действующее законодательство.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития земельно-правового регулирования в России и дайте им название.

2. Как возникло и формировалось крепостное право в России?

3. Как развивалось крепостное право в России и когда оно стало изживать себя?

4. Как реформировалось крепостное право в систему рыночных земельных отношений?

5. Что представлял собой земельный строй России к 1917 г.?

6. Как осуществлялось строительство системы социалистических земельных правоотношений?

7. Какую роль для России сослужил социалистический земельный строй?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: