Арабские теологические термины




Акида— комплекс вероубеждений.

Аллама— выдающийся ученый.

аль-Исра'— ночной перенос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.

Арафат— гора в 20 километрах от Мекки, посещение которой является одной из основных составляющих Хаджа. День Арафата — день посещения этой горы, девятое число месяца зуль-хиджжа.

Ахль аль-Бейт— члены семьи и жены святого Пророка, да бла­гословит его Аллах и приветствует.

Аят — стих Священного Корана.

Бид'а— ересь, нововведение в религии.

Джахилиййа— эпоха доисламского невежества (язычества).

Джибриль— архангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам.

Джизья— подушный или земельный налог, взимаемый с не мусульман, живущих на территории мусульманского государства.

Джихад— Священная война во имя утверждения Слова Аллаха. Джихад ведется исходя из возможностей: жизнью, имуществом, словом. Существует несколько видов Джихада: против Шайтана, против души, против неверных, против лицемеров. Джихад является вершиной столпов религии и продлится до дня Воскресения.

Ду'а — мольба, взывание к Аллаху.

Закят— третий столп Ислама: налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определенным имуществом.

Иджтихад— достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.

Имам— 1. Почетный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т.д. 2. Глава мусульманской общины. 3. Руководитель общим Намазом, чаще всего в мечети.

Иман —вера.

Ислам— (от араб. «покорность») — последняя и совершенная религия Аллаха, ниспосланная Им Своим рабам через Своего по­сланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Иснад— цепочка ученых (рави), передающих хадис от послан­ника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, последующим поколениям.

Ихлас— искренность, очищение веры пред Аллахом.

Ихсан— высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха так, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает, что Аллах видит его.

Кафир— неверный.

Куфр— неверие; бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие является причиной вечного пребывания человека в Аду.

Кибла— направление на Дом Аллаха Каабу в Заповедной мече­ти города Мекки, в сторону которой мусульмане совершают Намаз.

Макрух— нежелательное (действие и т.п.).

Мазхаб— (от араб. «доктрина, школа») — религиозное учение в области мусульманского права, основанное на разработках выдающихся имамов. Наиболее распространенными мазхабами являются мазхабы имамов Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафии, Абу Ханифы и Малика ибн Анаса.

Мубах— свободное, нейтральное (действие и т.п.).

Муваххид— приверженец таухида.

Муджтахид— ученый, достигший уровня иджтихада.

Мустахабб— (или мандуб) желательное, одобряемое (действие и т.п.)

Муфтий— ученый — знаток Шариата, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах Шариата и прецедентах.

Мухаддис— ученый, глубоко изучивший науку о хадисах.

Мушрик— многобожник; человек, приобщающий к Аллаху равных, совершающий великий ширк.

Рави— ученый, передающий хадис. Рави может быть достойным доверия, слабым и др.

Ривайа— вариант хадиса.

Рийа— показуха, разновидность малого ширка.

Салафы— (или ас-салаф ас-салих) — праведные предки, к которым относятся сподвижники посланника Аллаха, их последователи (таби'ун) и праведные мусульманские ученые.

Салат— то же, что и Намаз, — второй столп Ислама; совершается пять раз в день. Это Намазы: «аль-фаджр» (утренний), «аз-зухр» (полуденный), «аль-'аср» (послеполуденный), «аль-магриб» (вечерний) и аль-'иша (ночной).

Саум— четвертый столп Ислама: пост, предписанный в месяце Рамадан.

Сахаба— сподвижники посланника Аллаха, да будет доволен ими Аллах.

Сунна— мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

Таби'ун— последователи, ученики сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Таухид— признание Единственности Аллаха в поклонении, господстве и обладании прекрасными именами и качествами.

Умра— малое паломничество.

Факих— 1) ученый в области мусульманского права; 2) чтец Корана.

Фетва— решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.

Фикх— мусульманское право.

Хадж— пятый столп Ислама: большое паломничество в Мекку в месяце зуль-хиджжа.

Хадис— рассказ, содержащий слова посланника Аллаха, да бла­гословит его Аллах и приветствует, или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку ученых-мухаддисов (иснад). Ха­дисы бывают достоверными, хорошими, слабыми, выдуманными и др. К разрешению юридических вопросов и вопросов акиды принимаются только достоверные и хорошие хадисы.

Халаль— разрешенное, законное (действие и т.п.)

Харам— запрещенное, незаконное (действие и т.п.)

Хафиз— 1) ученый-мухаддис, знающий наизусть 100 000 ривай хадисов вместе с иснадом каждого хадиса; 2) ученый, знающий наи­зусть весь Коран

Хиджра— вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории Ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается с даты переселения самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветству­ет, (15—16 июля 622 г.).

Хукм— религиозное постановление, положение.

Шариат— (или Шариат аль-Ислам) религиозный устав (законоположение), который основывается на Священном Коране и достоверной Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Шахада— свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

Ширк— приобщение к Аллаху равных.

 


[1] Эта глава составлена по материалам книги шейха Ахмада ибн Хаджара Абу Тами «Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб: убеждения, реформаторский призыв и похвала ученых».

[2] Аббревиатура г. х. означает год по мусульманскому летосчислению после Хиджры (622 г. по христианскому летосчислению).

[3] Хадж — ежегодное паломничество мусульман в Мекку в месяце зуль-хиджжа. Он является одним из пяти столпов Ислама. Каждый мусульманин обязан засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Му­хаммад — Его посланник, совершать обязательный Намаз, платить закят из своего имущества, соблюдать пост в месяц Рамадан и совершить Хадж в Заповедную мечеть Аллаха, если найдет возможность.

[4] Область между Меккой и Мединой.

[5] Малограмотные люди пытались познать Всемогущего Аллаха своим разумом, и поэтому они задавали вопрос «как?» в отношении Его имен, качеств, действий и попадали в заблуждение, сравнивая Аллаха с людьми или другими Его творениями.

 

[6] Путь — (араб. «ас-сират») — мост, который тоньше волоса и острее меча, и который будет служить для испытания людей в день Воскресения. Праведники пройдут по нему с быстротой молнии, другие верующие будут преодолевать его бегом, шагом и даже ползком — каждый в зависимости от своих деяний и веры. Этот путь будет освещаться светом веры каждого человека. Неверующие, не имеющие в душе веры в Аллаха, не смогут преодолеть его и упадут с него в Огонь. Лицемеры смогут пройти лишь часть этого моста, после чего свет их погаснет, и они также будут ввергнуты в геенну.

 

[7] Матери правоверных — это жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его — их матери» (Сонмы, 6).

[8] Барзах (от араб. «перешеек», «преграда)» — промежуточная жизнь после смерти (в могиле) до дня Воскресения. Жить в могиле — не означает дышать, есть, пить и пр. Эта жизнь не постижима человеческим разумом и отличается как от жизни в этом мире, так и от вечной жизни после дня Суда.

[9] Шахид — павший на пути Аллаха. Самая высокая степень шахидов — это погибшие в Джихаде (Священной войне для утверждения Слова Аллаха на Земле). Всевышний сказал:«И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуя за тех, которые еще* не присоединились к ним, что нет над ними страха и не будут они опечалены!» (Семейство Имрана, 169—170).

 

[10] Право Аллаха состоит в том, что все Его творения должны поклоняться только Ему и не приобщать к Нему равных.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!