СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ





Виды устных сочинений

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний — к таким условиям, какие складываются в жизни.

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции иплана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

На всех этапах развития советской школы сочинению, самостоятельным детским рассказам уделялось серьезное внимание. Особенно возросло оно в последние годы в связи с введением новых программ, ориентированных на развитие речи учащихся, на общее умственное и творческое развитие школьников.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).

В зависимости от источников материала выделяются:

во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения—по сюжетной картине7 по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, па отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанрам, как уже говорилось выше, сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По языку (стилю) сочинения разделяются на эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы:

- природа нашей Родины — лес, поле; река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;

- труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

- лучшие представители народа в прошлом и настоящем — жизнь и подвиги коммунистов, комсомольцев, пионеров;

- наша великая Родина — Советский Союз, советский народ, его достижения, некоторые важнейшие события истории народа, защита нашей Родины, праздники советского парода и пр.;

- школа, семья, товарищи, октябрятская и пионерская жизнь, друзья.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства. Так, устное или письменное сочинение о встрече перелетных птиц может быть проведено как до встречи (т. е. до Дня птиц), так и после нее.

В первом случае тема формулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей — школьники рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны; книги или советы взрослых, описание Дня птиц в какой-либо другой школе. Жанр— повествование с элементами описания и, возможно, рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах. Это сочинение может быть написано преимущественно деловым языком: в нем дается отчет о проделанной работе. Однако вполне уместны и живые, занимательные эпизоды, юмор, яркие зарисовки. Поскольку тема едина для класса и в подготовке ко Дню птиц участвуют все учащиеся, то и подготовка к сочинению проходит коллективно. Однако сам текст сочинения индивидуален, или, по крайней мере, содержит индивидуальные элементы: автор рассказывает или пишет о том, что делал он сам.

Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в дойном случае может служить только собственный опыт, книжный материал здесь неуместен. Жанр — повествование с элементами описания; возможны элементы рассуждения". Описание может занимать значительное место. Язык преимущественно эмоционально-образный, так кап цель сочинения — описать радостное событие, праздник весны. Здесь учащиеся имеют возможность широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность, потому что каждый автор не только по-разному участвовал, но и по-своему, с большим или меньшим увлечением отнесся к событию. Желателен юмор, включение забавных эпизодов, которые действительно имели место на этом празднике.

Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, па их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины. Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся.

К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник глубже уяснил смысл, идейное содержание и художественные детали произведения искусства, научной книги.

Важно также, чтобы учащиеся соединяли в сочинениях свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг. Так, в сочинении на тему «Берегите лес!» дети рассказывают не только о своем опыте, но и о том, что они узнали в школе о пользе леса, о его охране от пожаров, от вырубок, о том, что прочитали в книгах, в газетах.

Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.

Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» — тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления), а в работе над общеклассными темами все меньшее и меньшее место занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения.

В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растет с годами

Подавляющее число сочинений — эмоционально-образные, художественные, а не деловые. Деловым языком пишутся лишь немногие сочинения, подытоживающие наблюдения, отражающие трудовые процессы. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).

Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние — несколько чаще, чем письменные изложения. Иными словами, в течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме сочинений малых форм).

Устные рассказы (сочинения) вводятся с первых дней обучения в I классе, а письменные сочинения — несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем.

Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи, например: Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца, а им очень хотелось поймать.

Рассказы первоклассников эмоциональны. Детям еще не хватает самоконтроля, они не отбирают слова, не подготавливают предложения: их речь не осмыслена ими, стихийна.

Подводить учащихся к простейшему осознанию своей речи, своих рассказов помогают обобщающие вопросы: «О чем ты рассказал?», «О чем ты хочешь рассказать?» В дальнейшем задания, подводящие детей к осознанному построению речи, усложняются.

Очень важно позаботиться о мотивах, побуждающих детей к рассказыванию: исключительно велика здесь роль прогулок, экскурсий и картин, они не только дают детям материал для рассказов, но и настраивают их на рассказывание. Полезны также игровые и занимательные элементы учебной деятельности: загадки, декламация, чтение стихов, шутки, драматизация, сценки, импровизация, различные конкурсы.

Первоклассники охотно рассказывают (не следует забывать, что дети, пришедшие в I класс из детского сада, прошли уже весьма сложную систему развития устной речи), но пишут они еще очень медленно и записать свой рассказ не могут. Но они могут записать отдельные слова и небольшие предложения, и эти слова оказываются для них равнозначны целому тексту, если этим словом названа целая картина: Луна; Наша машина; В лесу малина.

Первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из их живых рассказов: они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить свое чувство, впечатление, свою мысль, результаты наблюдений.

Например, дети побывали в парке, любовались желтеющими липами. В классе они вспоминают прогулку и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением.

Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут: Зима — и это тоже для них сочинение, так как за словом зима — целая картина1 целая гамма впечатлений и воспоминаний.

Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.

Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, впечатление, открытие. Это и есть начало систематической работы над сочинением.

На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес по грибы (по картине, на основе устного рассказа).

Простейшие тексты также могут быть записаны в период обучения грамоте. Так, после прогулки в осенний парк дети пишут: Липа желтая. Сосна зеленая.

Если первоклассников постепенно готовить к самостоятельному письму, т. е. к сочинению, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже могут составить и записать связный текст из 2—3 предложений объемом до 15 слов, например:

На катке

Маша катается на коньках. А Вова не умеет. Он упал и заплакал.

Наша мурка

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока, Мурка сыта, она спит.

Приведенные письменные сочинения первоклассников лишь на первый взгляд примитивны. Важно, что они написаны живо, они действительно отражают детские интересы, образ мыслей детей. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно исправлять недостатки в построении предложений и в употреблении слов. Только так можно воспитать у учащихся с первых дней обучения любовь к собственному, самостоятельному слову — к сочинению, к рассказыванию. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных мыслей,, а умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный психологический барьер, переходя от списывания к сочинению.

В школьной практике сочинения различаются также по своим размерам, 'точнее, по времени, на них отводимому. Весьма часто проводятся на уроках русского языка сочинения малых форм, или миниатюры, в устной и письменной форме. К этим сочинениям, в общем, предъявляются те же требования, что и к сочинениям крупным, за исключением длительной подготовительной работы. Кроме того, они нередко содержат грамматическое или орфографическое задание. Приведем примеры сочинений миниатюр:

Котенок

Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький глазки черненькие, точно бусинки (II класс, 16 ел.).

Грамматическое задание — использовать имена прилагательные в художественном описании.

Снегопад

С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи.

Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.

Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность развития самостоятельной связной речи учащихся.





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.032 с.