Приложение 1. Оценка устной речи




Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции

Строение:

§ без особенностей;

§ без отклонений в строении. Оцениваются:

§ размер;

§ целостность;

§ отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.

Состояние двигательных функций:

§ двигательные функции сохранны:

§ наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.

Указываются:

§ характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках;

§ каких органов артикуляции, с какой стороны. Оцениваются:

§ объем движений, сила движений, точность, переключае-мость;

§ наличие синкинезий;

§ усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;

§ степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.

Состояние звукопроизношения

Оцениваются:

§ при произнесении изолированных звуков;

§ при контролируемом произнесении звуков;

§ в спонтанном общении. Указываются:

§ звуки, имеющие дефектное произношение;

§ характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);

§ устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.

Состояние фонематического восприятия

§ Сформировано;

§ не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).

Состояние слоговой структуры слова

§ Слова каких слоговых структур ребенок освоил;

§ если йе освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);

§ характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец.

Состояние связной речи

§ Вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; назаданную тему; по жанру: повествование, описание;

§ самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения^ другая); составил по вопросам; не смог составить;

§ степень развернутости (примерное количество предложений);

§ тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);

§ связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

§ последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).

Лексико-грамматическое оформление

Словарный запас:

§ объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;

§ представленность в словарном запасе различных морфологических категорий — существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);

§ соотношение активного и пассивного словаря;

§ трудности актуализации словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принцип (какому?);

§ особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении;

§ уровень сформированное™ обобщающей функции слова -наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

Грамматический строй:

§ тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу;

§ развернутость предложения (длина в среднем);

§ степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматически? форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивы! ошибки;

§ уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

§ характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.

Особенности голоса

Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: