ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
Основной образовательной программы
По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт
Заочное отделение
Рассмотрен и утвержден
на заседании кафедры
«11» марта 2009 г., протокол № 16
Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев
Рекомендован решением Методического совета
«» 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е.Ф.Орехов
Автор-разработчик
к.п.н., доцент И.Г. Станиславская
Санкт-Петербург
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
Основной образовательной программы
По направлению
032100 (62) - физическая культура
Заочное отделение
Рассмотрен и утвержден
на заседании кафедры
«11» марта 2009 г., протокол № 16
Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев
Рекомендован решением Методического совета
«» 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е.Ф.Орехов
Автор-разработчик
к.п.н., доцент И.Г. Станиславская
Санкт-Петербург
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
Основной образовательной программы
По специальности
032102 (65) - физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Заочное отделение
Рассмотрен и утвержден
на заседании кафедры
«11» марта 2009 г., протокол № 16
Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев
Рекомендован решением Методического совета
«» 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е.Ф.Орехов
Автор-разработчик
к.п.н., доцент И.Г. Станиславская
Санкт-Петербург
Организационно-методический раздел
Настоящий учебный комплекс предназначен для студентов 3 курса, заочного факультета, НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Данный курс «Психология» читается на факультете в шестом семестре. Курс рассчитан на 14 часов из них 8 часов лекции, 6 часов семинарские занятия. Программа курса составлена в соответствии с Государственным стандартом (ГСЭ.Ф.07). Курс включает в себя: «Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Мышление и интеллект. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп».
Цель курса – вооружить студентов общими знаниями в области общей психологии: современными концепциями, принципами, понятиями и методами в психологии, раскрыть основные проблемы и методы психологической работы с людьми. Данный курс формирует у студентов основы психологических знаний, которые подготовят их к самостоятельной работе, способствует пониманию некоторых психических феноменов в области общения с людьми.
Задачи курса – в процессе обучения студенты должны:
1.Познакомиться с новейшими достижениями мировой и отечественной психологии.
2.Получить знания в области общей психологии.
3.Научиться использовать знания из современной практической психологии.
4.Студенты должны освоить:
- методы психодиагностики;
- психологические методы работы с людьми.
5.Получить практические навыки применения методик, направленных на решение психологических проблем.
Курс заканчивается – зачетом.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения дисциплины «Психология» студенты должны знать:
- предмет, методы и систему ключевых понятий общей психологии;
- формирование и развитие психических процессов, свойств и состояний «личности»;
УМЕТЬ: - применять психодиагностические методики и интерпретировать полученную информацию;
- учитывать закономерности развития психических процессов у человека и применять их в практической деятельности;
Тематический план курса: «Психология».
№№п/п | Тема | л | Семинзан | Сам.раб. |
1 Д.Е. Психика и сознание. | ||||
Развитие сознания человека под влиянием социальной среды | ||||
Методы и принципы психологии | ||||
Самооценка личности | ||||
2 Д.Е. Психические процессы.Ощущение. Восприятие. Память. Мышление. | ||||
Внимание и его свойства. | ||||
3 Д.Е. Человек как субъект переживаний.Эмоции. Чувства. | ||||
Эмоциональные состояния. | ||||
4 Д.Е. Психические свойства в деятельности человека.Темперамент. Способности. Характер. | ||||
5 Д.Е. Человек как объект и субъект психического воздействия. Группы и межличностные отношения в группе. | ||||
ИТОГО: 90 часов | 8 час. | 6 час. | 46 час. |
Объем аудиторных часов: 14 часов.
Форма контроля: - зачет.
Краткое содержание лекционного материала:
Лекция 1. Развитие сознания человека под влиянием социальной среды
Основные концепции психического развития. Уровни развития психики. Сознание, его структура. Характеристика понятий: возраст, ведущая деятельность, социальная ситуация, новообразование, сенситивные периоды, возрастной кризис. Понятия индивид, личность, индивидуальность.
Закономерности и факторы психического развития: среда, наследственность, обучение, воспитание, активность, гетерохронность, пластичность, интеграция.
Лекция 2. Психические процессы:
Психологические основы познания. Классификация познавательных процессов. Характеристика понятий: ощущения и восприятия. Классификация ощущений. Основные закономерности и свойства ощущений и восприятий. Пороги ощущений, адаптация, сензитивность, сенсибилизация, синестезия, константность, предметность, целостность, осмысленность и другие. Восприятие времени. Восприятие пространства. Восприятие движений.
Общее представление о памяти. Запоминание. Сохранение. Воспроизведение. Забывание. Классификация видов памяти. Основные закономерности и свойства памяти. Методы, приемы и способы запоминания.
Общее представление о мышление. Определение мышления. Мыслительные операции.
Внимание. Свойства внимания. Виды. Особенности и закономерности развития внимания.
Лекция 3. Человек как субъект переживаний.
Тема: Эмоции и чувства.
Психологические основы эмоций. Основные понятия: переживание, эмоции и чувства. Классификация эмоций. Эмоциональный тон, настроение, стресс, аффект, фрустрация, беспокойство, тревога, страх, ужас и другие. Динамика эмоционального процесса. Свойства и функции эмоций. Коммуникативная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Полярность. Амбивалентность. Непосредственность. Субъективность. Эмоции в общении.
Лекция 4. Психические свойства в деятельности человека.
Темперамент.
Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента и нервной системы. Типы темперамента. Роль темперамента в жизнедеятельности человека. Темперамент в общении.
Характер.
Понятие о характере. Структура характера. Акцентуация характера. Природа и проявление характера. Типы и характеристики характера.
Влияние темперамента и характера на выполнение деятельности человека. Особенности проявления свойств нервной системы и видов темперамента на «образ- Я».
Способности.
Характеристика способностей. Талант. Гениальность. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Синзитивные периоды развития способностей.
Тематический план практических занятий.