Глава 15. Собрание Советов




 

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Собрание Советов.Оноделится на две палаты:верхняя-Совет Союза,нижняя-Верховный Совет.

Совет Союза правомочно принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Совета Союза относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Председателя Верховного Совета СССР;

7) утверждение Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего арбитражного суда СССР;

8) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;

9) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

10) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Собрание Советов принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.

11) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

12)Отрешение Президента СССР от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Верховным Советом СССР(для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

13) Назначение выборов Президента СССР

Совет Союза принимает законы СССР и постановления.

 

 

Статья 109. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР.

Верховный Совет СССР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов СССР

Верховный Совет избирается общим народным голосованием. Верховный Совет избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе,плюс Верховный Совет избирается из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам:

 

Статья 110. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

 

Статья 110. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) по предложению Президента СССР образует и упраздняет министерства СССР и другие центральные органы государственного управления СССР;

3) по представлению Президента СССР утверждает Председателя Совета министров, дает согласие на сессии либо отклоняет кандидатуры членов Совета министров СССР и членов и кандидатов в члены Политбюро СССР, дает согласие на освобождение от должности указанных лиц;

4) избирает Верховный Суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР, назначает Председателя Контрольной палаты СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Совета Союза проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

15) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

16) издает общесоюзные акты об амнистии;

17) имеет право отменять акты Совета Министров СССР в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

18) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

19)совместно с Советом Союза принимает решение о проведении всенародного голосования (референдума СССР);

20)решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Совета Союза.

21) решение вопроса о доверии к Совету министров СССР

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Советом Союза

 

 

Статья 111. Верховный Совет и Совет Союза СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой ими мандатной комиссии Совета Союза принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Очередные заседания Собрания Советов проводятся не реже одного раза в месяц.

Первое после выборов заседания Собрания Советов ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Палаты

 

 

Статья 112. Право законодательной инициативы на Совету Союза СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Высшему арбитражному суду СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

 

Статья 113. Проекты законов, внесенные на рассмотрение обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Собрания Советов за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Совета Союза и Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

 

Статья 114. Каждая палата Собрания Советов вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к её ведению.Рассмотрению прежде всего в Совете Союза и в Верховном Совете подлежат вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Собрания Советов

 

Статья 115. В случае разногласия между Советом Союза и Верховным Советом вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Верховным Советом на совместном заседании.

 

Статья 116. Для организации работы Собрания Советов создается Президиум Собрания Советов во главе с Председателем Собрания Советов. В состав Президиума Собрания Советов СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Верховного Совета, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Собрания Советов СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Собрания Советов СССР осуществляет подготовку заседаний и сессий Верховного Совета СССР и Совета Союза, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Собрания Советов, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Собрания Советов обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Советом Союза, Верховным Советом СССР,Президентом СССР.

Решения Президиума Собрания Советов оформляются в виде постановлений.

 

Статья 117. Председатель Собрания Советов избирается общим заседанием двух палат из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван заседанием обеих палат.

Председатель Собрания Советов подотчетен Совету Союза и Верховному Совету СССР.Председатель Собрания Советов СССР издает постановления о созыве сессий Совета Союза и Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения.

 

Статья 118. Совет Союза и Верховный Совет избирают из числа народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Собрания Советов, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Советом Союза СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Собрания Советов могут создавать на паритетных началах комитеты Собрания Советов

Собрание Советов, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Собрания Советов ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.

 

Статья 119. Законы и другие решения Собрания Советов, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Собрания Советов.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Верховного Суда СССР, Высшего арбитражного суда СССР, коллегии Прокуратуры Союза ССР, а также Председателя Контрольной палаты СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Собрания Советов.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Собрания Советов, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

 

Статья 120. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях и сессиях Верховного Совета СССР и Совета Союза к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Советом Союза СССР и Верховным Советом СССР, а на совместных заседаниях обеих палат к Президенту СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании или на данной сессии не более чем в трехдневный срок.

 

Статья 121. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Совете Союза, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Собрания Советов.

 

Статья 122. Комитет конституционного надзора СССР избирается совместным заседанием народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав регионов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Собрания Советов представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Собранием;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Собранию Советов заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Собранием.

По поручению Совета Союза, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР,Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Совета Союза, по предложениям Верховного Совета СССР и, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР,Председателя Совета Союза, высших органов государственной власти союзных республик представляет Совету Союза или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Собрания Советов, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Совету Союза,Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Совета Союза и Верховного Совета СССР, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР,принятым Собранием Советов постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Советом Союза Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Совета Союза, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Союза, постоянных комиссий палат и комитетов Собрания Советов СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Контрольной палаты СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Высшего арбитражного суда СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Советом Союза и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Собранием Советов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно в Совет Союза,в Верховный Совет СССР к Президенту СССР, в Совет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь общим решением Собрания Советов, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

 

Статья 123. Совет Союза СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Собрание Советов руководит деятельностью Контрольной палаты СССР, периодически заслушивает ее отчеты о результатах контроля за поступлением и расходованием средств союзного бюджета и использованием общесоюзной собственности.

Организация и порядок деятельности Контрольной палаты СССР определяются законом СССР.

 

Статья 124. Порядок деятельности Совета Союза, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Совета Союза и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР. избирается

 

Статья 125. В Верховный Советизбирается:11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

В Совет Союза избирается: 3 депутатов от каждой союзной республики, 2 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: