Этический аспект евгеники




Введение

 

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Различают позитивную и негативную евгенику. Позитивная евгеника содействует воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества. Цель же негативной евгеники – прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

Грань между негативной и позитивной евгеникой условна и основные мировые религии в настоящее время отвергают оба вида евгеники. В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. Например, по данным индийско-канадских исследований, примерно 500 тыс. нерожденных девочек абортируются в Индии каждый год. В этой стране приходится 927 девочек на каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет. В мире это соотношение в среднем составляет 1050 девочек к 1000 мальчиков. Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества. Это скорее можно назвать негативной евгеникой – искусственным устранением из популяции людей, которые в данном социуме воспринимаются, как нежелательные.

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде "больного вопроса" для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

История развития и проявление евгеники в разных странах

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм, принятых в Спарте, бросали в пропасть. Еще Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить.

У чукчей было принято убивать физически неполноценных новорожденных, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры. В случае если мать умерла при родах, а у нее или ее мужа не было родственницы способной выкормить ребенка, то новорожденного опять же убивали, как неспособного выжить.

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Гальтон в 1883 году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель». «Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества….» Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

Ф. Гальтон ввел термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития». В 1904 году он определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врожденные качества расы».

Со временем, а особенно в XX веке евгенические теории нашли широкое применение в разных странах. Правительства некоторых стран реализовали те или иные практические шаги по улучшению человеческих качеств.

В 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов. Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии. До настоящего времени в некоторых штатах США предусмотрена возможность замены пожизненного заключения лиц, совершивших преступления на сексуальной почве – на добровольную кастрацию. В этом случае кастрация выполняет одновременно превентивно-карательную роль.

Программа расовой гигиены доктора Мьоена из Норвегии увидела свет в 1908 году. Она состояла из трех частей: негативных, позитивных и предупредительных евгенических процедур. Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию. Сегрегации подлежали слабоумные, эпилептики и вообще физически и духовно пораженные лица; та же мера рекомендовалась в качестве обязательной для пьяниц, "привычных преступников", нищих и всех, кто отказывается работать. Стерилизацию предлагалось применить к тем из приведенного выше перечня, кто уклоняется от сегрегации. По всей видимости доктор Мьоен в выборе объектов для негативной евгеники руководствовался вовсе не современной ему наукой, а вполне понятной на обывательском уровне неприязнью к больным, тунеядцам и преступникам.

Его рекомендации по позитивной расовой гигиене включают такие пункты, как биологическое просвещение, изменение системы налогов, изменение заработной платы в зависимости от ценности производителей, защита материнства и детства, положительная политика народонаселения. Пункт о необходимости евгенического просвещения расписан особенно подробно и основывается на глубоком убеждении, что ограниченный женский ум требует особого подхода. Женщин в школе и университете нужно обучать по особой, приспособленной для женского интеллекта системе. Главными предметами должны быть химия, биология, гигиена. Особый предмет – расовая биология. Следует также создать институты для генеалогических исследований и государственную лабораторию по расовой гигиене. В заключение доктор Мьоен предлагал избегать скрещивания между различными расами, объясняя это тем, что механизм наследования для этих случаев еще недостаточно известен.

Наиболее полное отражение борьба с вырождением нашла в английской программе практической евгенической политики 1925 года. Моральной и научной основой для данной программы, по заявлению авторов, была ответственность перед грядущими поколениями. Они считали, что для возрождения нации необходимо уже сегодня позаботиться об увеличении потомства лиц достаточно одаренных и о его уменьшении у лиц, одаренных ниже среднего. Осуществление этого намерения требовало подготовки общественного мнения и активной пропаганды следующих мер:

• Пресечь размножение безнадежно дефективных индивидов путем сегрегации или стерилизации, распространив ее на алкоголиков, рецидивистов и тунеядцев.

• Ограничить размеры семьи малопригодных родителей, поскольку «нельзя считать, что имеют полное право размножаться такие супружеские пары, которые не могут воспитывать всех своих детей без широкой помощи со стороны государства».

• Поощрять «ценные роды», внушать им, что ограничение деторождения ведет к их быстрому уничтожению.

• Вести контроль зачатий по определенным медицинским показаниям (для предупреждения «серьезных наследственных дефектов) или из экономических соображений (бедность родителей, когда ребенок не может получить даже минимального образования).

• Включить в брачное законодательство обязательный пункт об обмене декларациями по поводу отсутствия или наличия каких-либо психических или физических аномалий.

• Ввести «пособия на семьи» для ценных производителей.

• Реформировать налоговую систему, которая должна ставить в более выгодные условия ценных производителей.

• Регистрировать население для составления родословных с указанием наследственных дефектов. Регулярно проводить антропологическое обследование молодежи.

• Уделять должное внимание евгеническому воспитанию и образованию: изучать проблемы евгеники в университетах и институтах; измерять умственные способности детей в раннем возрасте и, повторно, при выходе из школы.

• Не допускать иммиграцию таких лиц, которые могут понизить расовые качества населения. С осторожностью относиться к расовым скрещиваниям до полного выяснения вопроса об их последствиях.

• Улучшить условия существования человека: следить за состоянием окружающей среды, продолжать борьбу с расовыми "ядами".

В послевоенные годы интерес к евгенике упал, но в конце ХХ века начал возрождаться снова. Это связано с ухудшением экологической обстановки на планете. Озоновые дыры, повышение уровня радиации, экологические яды, мутагены и канцерогены в окружающей среде – все это ведет к накоплению в генах людей вредных и ненужных изменений – мутаций. Мутации приводят к ухудшению здоровья, различным психическим отклонениям, патологиям. Многие ученые выражают беспокойство: не приведет ли этот процесс к вымиранию человеческого рода? И снова возникает соблазн евгеники - нельзя ли все же как-то избежать рождения больных и неполноценных детей, улучшить человеческую породу?

Евгеника получает новое звучание и в связи с экспериментами по клонированию млекопитающих, начатыми в Шотландии и продолженными в Америке. Ученые нашли способ получить новый организм, практически идентичный родительскому, в результате развития одной клетки, без скрещивания и «перемешивания» генов. Это дает возможность повторить в потомстве уникальное сочетание генов родителя. Такие эксперименты смогли провести на млекопитающих – овцах и коровах, но теоретически не исключена возможность повторения их на человеке. Хотя во многих странах такие опыты пытаются запретить или держать под строгим контролем, нельзя ручаться, что эксперименты по клонированию клеток человека не состоятся. А вдруг удастся с помощью клонирования получать новых Эйнштейнов и Лобачевских?

С точки зрения генетики этот вопрос бессмыслен. Ведь даже однояйцовые близнецы, у которых практически все гены одинаковы, далеко не во всем сходны друг с другом. Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники – сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, – в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Евгеника также пытается контролировать сложные поведенческие признаки людей, интеллект и одаренность, которые определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен. К тому же в развитии таланта и интеллекта большую роль играют культура, язык, условия воспитания. Все это передается ребенку не через гены, а с помощью общения с близкими людьми и учителями. Не стоит забывать и о том, что талант - это не присутствие каких-то особых генов, а, как правило, их уникальное, удивительное сочетание, которое не повторяется в поколениях. Кроме сочетания генов талант определяется еще множеством причин, среди которых немалую роль играет и судьба человека, его окружение, образование и, конечно, момент удачи, хотя с этим можно и не согласиться.

Этический аспект евгеники

Несмотря на то что евгеника основывается на генетике, сама она не является наукой, так как руководствуется, прежде всего, социальными ценностями. Наверно, можно было бы достигнуть общего согласия в том, что отсутствие значительных физических и умственных дефектов и наличие крепкого здоровья, высоких умственных способностей, хорошей адаптации и душевного благородства – достойные цели, которые должна ставить перед собой евгеника (хотя вероятно все же, что разнообразие природы лучше, чем единообразие типа). Но насколько допустимо ограничение человеческой свободы, связанное с контролем за репродукцией? С точки зрения генетики, да и не только ее, «есть столько плохого в лучшем из нас и столько хорошего в худшем из нас», что очень трудно оценить проявившиеся наследственные характеристики человека; многочисленные же скрытые рецессивные гены или гены с низкой пенетрантностью делают общую оценку наследственности практически невозможной. Невозможно и определить, в какой мере характеристики индивида – результат воздействия среды, особенно если речь идет о качествах, представляющих основной интерес для евгеники: хорошее здоровье, высокий интеллект и т.п. Преступный мир порой дает ужасные примеры вырождения человека, но кем бы стали люди с извращенной психикой в благоприятной среде? Являются ли их пороки неизбежным следствием генов? Это весьма сомнительно. Ответ может дать только эксперимент, в котором бы с детства исключалось негативное влияние среды. Легче создавать для людей оптимальные условия существования, чем изменять генные частоты хитроумным отбором.

Большое значение в области этики имеет «Конвенция о биомедицине и правах человека». Страны – члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых и не только стран), поддерживая «Всеобщую Декларацию прав человека» 1948 года, «Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека» 1950 года, подписали «Конвенцию о биомедицине и правах человека» 2005 года.

Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.

Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

· В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.

· Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы, по данной теме: «Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека», ЮНЕСКО, 1997; «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: «О запрете клонирования человека», «О трансплантологии и биомедицинских исследованиях»; «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека», ЮНЕСКО, 2005; «Декларация о клонировании человека», ООН, 2005; Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели – освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами – полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Сейчас евгеника – это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед.

В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом – управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка – создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом.

Когда общество устроено правильно – живет по религиозным и нравственным законам, то евгеника имеет мягкий, косвенный характер, и реализуется через этические нормы и социальные институты. А когда общество становится безрелигиозным и функции планирования берет на себя человек, то евгеника выступает как грубая и материальная сила. Тогда появляется расовый отбор, концлагеря, стерилизация и прочее. И результат соответствующий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: