Задания для самостоятельного выполнения




Проект «Первая программа»

Задание. Создать проект, который после щелчка на кнопке выводит в поле надписи текст: «Я программирую!!!»

Создать интерфейс программы по образцу:

Разместить надпись и кнопку на форме и установите значения свойств, перечисленные в таблице. Когда вы это сделаете, форма примет такой вид, как на рисунке.

В следующих заданиях, когда Вы лучше освоите среду Lazarus, примеры форм будут сопровождаться только листингами исходного кода. От Вас ожидается, что вы, глядя на формы и листинги, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Ход выполнения проекта

1. Загрузите Lazarus. Создайте новый проект.

Для этого:

1) Выполнить команду Проект => Создать проект …

2)В появившемся диалоговом окне выбрать слово Приложение и нажать кнопку ОК.

 

2. Сохранить созданный проект.

Для этого:

1) Выполнить команду Проект - Сохранить проект как … Откроется окно Сохранить проект.

 

2) Не выходя из этого диалогового окна Создать новую папку Primer_1 для файлов вашего проекта (проект будет содержать несколько файлов), открыть ее и щелкнуть по кнопке Сохранить.

Тем самым мы сохраним файл Project1, содержащий сведения о проекте.

Сразу же откроется окно Сохранить Unit1 для сохранения программного кода проекта (файл Unit1.pas), в котором также необходимо щелкнуть по кнопке Сохранить.

Кроме этих двух файлов в папке проекта создается автоматически еще несколько файлов, в том числе – unit.lfm, который представляет собой файл с полными данными о проектировщике формы. Позиция, размер, расположенные компоненты и пр.

Папка проекта должна содержать следующие файлы:

 

3. Разместите на форме компоненты Надпись (Label) и Кнопку (Button).Разместить компонент на форме можно одним из двух способов.Первый – дважды щелкнуть мышью на значке компонента, расположенного на палитре компонентов. Однако при этом компонент попадет не в то место, куда Вы хотите, а в левый верхний угол формы.Второй – щелкнуть на значке компонента (при этом он выделяется) и щелкнуть на форме. Таким образом компонент можно поместить в любое желаемое место на форме.

4. Установите новые значения для свойств, перечисленные в таблице.

Компонент Свойство Значение
Форма Caption Моя первая программа
Надпись Caption Пустая строка
  Font Name Size Arial 20
  StylefsBold True
Кнопка Caption Вывести сообщение

5. Напишите программный код для процедуры обработчика события щелчок на кнопке. Пока мы это не сделаем, кнопка не будет работать. При нажатии на кнопку ничего не будет происходить.

Для этого:

1) Выполните двойной щелчок по кнопке. Откроется редактор исходного кода, в котором, после кода созданного автоматически, добавиться новая процедура -TForm1.Button1Click – обработчик события щелчок на кнопке(анг. Button – кнопка, Click – щелчок):

 

Сейчас процедура обработчика события пустая, при нажатии кнопки она ничего не делает.

2)Чтобы процедура выполнила необходимые действия, напишите соответствующий код между операторными скобками begin и end. В нашем случае это оператор присваивания, который изменяет свойство Сaption (текст надписи) объекта Label1 на новое значение:

label1.Caption:='Я программирую!';

Вводя код, обратите внимание на подсказку, появившуюся после ввода точки, следующей за label1. Подсказка представляет собой всплывающее меню, в котором перечислены допустимые свойства и методы компонента label1

 

С помощью мыши вы можете выбрать из списка нужное свойство или метод.

Другой способ: вы можете начать вводить имя свойства, при этом Lazarus автоматически прокручивает список и находит имена, первые буквы которых совпадают с вводимыми буквами. Это поможет вам, если вы забыли точное имя. Если теперь нажать <Space> или <Enter>, то Lazarus вместо вас автоматически завершит ввод имени.

6. Закончив вводить код, выполните программу.Это можно сделать одним из трех способов: 1) щелкнув по кнопке Run (Выполнить) на панели инструментов; 2) выбрав команду Run-Run в главном меню;3) нажав клавишу <F9>.Происходит сравнительно недолгий процесс компиляции, в результате которого в папке проекта создается EXE файл. В окне Сообщения выводится протокол сборки проекта:

 

Далее этот файл, в случае успешного создания, запускается на выполнение.
В случае, если были допущены ошибки, сообщение об этом появляется в протоколе.

7. При успешной компиляции на экране появиться форма с кнопкой, однако пока что без надписи. Если теперь щелкнуть на кнопке, то на форме появиться надпись.

8. Таким образом, вы создали приложение, реагирующее на действия пользователя. Скомпилированная программа сохраниться в папке проекта в виде файла с расширением.EXE. Он может быть выполнен на компьютере без среды разработки Lazarus.

9. Сохраните все файлы проекта. Для этого выполните команду Проект сохранить или Файл – Сохранить

В предыдущем задании новые значения свойств для компонентов, размещенных на форме, были перечислены в таблице.

В следующих заданиях будут даны только текст задания и пример формы. От Вас ожидается, что вы, глядя на форму, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 3. Создайте приложение, разместите на форме компоненты: Buton1, Edit1 так как показано на образце 1.

 

По щелчку на кнопке нужно заменить текст в заголовке окна на текст введенный пользователем в текстовое поле.

Задание 4. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке привет в поле надписи выводится приветствие, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

 

Задание 5. Создайте приложение, в результате работы которого в поле надписи Label 1 выводится выводиться одно из сообщений, в зависимости от того, на какой кнопке пользователь щелкнул мышью.

 

Наименование кнопки Отображаемый текст в надписи label1
Форма Заготовка главного окна разрабатываемого приложения
Инспектор объектов Окно, предназначенное для редактирования свойств объектов
Unit1.pas Файл с программным кодом
Проект Группа файлов, относящихся к данному приложению
   

Для объектов на форме установите следующие значения свойств:

Компонент Свойство Значение
Label1 Caption Здесь будет выведено сообщение
  WordWrap True
Form1 BorderIcons biMinimize biMaximize False False

В этом уроке мы создали свою первую программу в среде Lazarus.

В следующем уроке мы продолжим знакомится с компонентами Lazarus, создадим еще несколько новых проектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: