Урок в форме дидактической игры.
Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Цели:
- закрепить и обобщить сведения о числительном и его правописании;
- развивать навыки устной и письменной речи;
- воспитывать познавательный интерес.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: экскурсия.
Технология: игровая технология, элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.
Оборудование: презентация заочной экскурсии по Санкт-Петербургу, тексты
(на интерактивной доске или на экране с компьютера).
Ход урока.
Словарная работа.
-Что такое ЭКСКУРСИЯ?
Определение дают дети, а затем делает сообщение ученик, использовавший материал толкового словаря.
Выяснили, что экскурсия – это поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Не всегда мы можем отправиться на экскурсию на самом деле. А так хочется узнать больше о стране, в которой мы живём, о её больших городах. Мы совершим заочную экскурсию в город Санкт-Петербург, вписавший много легендарных страниц в историю страны.
-Какая это будет экскурсия? Конечно, образовательная. Мы поговорим о прошлом города, о его географическом положении, пройдём по современным улицам. Во время экскурсии вы лишний раз убедитесь, что числительное – очень важная часть речи, без которой трудно рассказать о чём-либо. А чтобы не упустить ничего важного в рассказе экскурсовода, вы будете вести записи в путевом листе. (У каждого ученика свой путевой лист, в нём таблица)
числительные | Целые | Дробные | Собирательные | порядковые |
Простые | ||||
составные |
Повторение сведений о числительном.
Текст на экране (читает учитель-экскурсовод)
|
Санкт-Петербург находится в два раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Он основан в 1703 году. Ему более 300 лет. Основателем города был русский царь Пётр 1.До 1914 года он назывался Санкт-Петербургом, до 1924 – Петроградом, а до конца 20 века - Ленинградом. Сейчас ему вернули историческое название (слайд 1).
Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
-Что такое числительное?
-Какие бывают числительные по значению и составу?
-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Работа с путевыми листами. Занесите в нужные графы таблицы встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ сущ.», записав каждое числительное прописью.
-Как склоняются порядковые числительные? Устно просклонять числительное «второй».
Склонение количественных числительных.
Экскурсовод-ученик зачитывает следующий текст.
Город стоит на реке Неве. В её дельте в начале 20-х годов было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время уже меньше 40. 29 островов имеют названия (слайд 2).
Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ.+ сущ.» из текста.
-В каких числительных пишется мягкий знак посередине? Приведите примеры из текста и добавьте свои.
Экскурсовод-учитель.
Сейчас наш автобус едет по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы мы всё успели разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров в час. На трассе автобус может идти со скоростью до 70 и даже до 80 километров в час (слайд 3)
|
-В каких числительных пишется мягкий знак посередине? Приведите примеры из текста и добавьте свои.
Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в только что прочитанном тексте? (о склонении числительных от50 до 80).
В своём путевом дневнике просклоняйте числительные:
1 вариат-50; 2 вариант-70.
Экскурсовод-учитель.
Мы проезжаем мимо грандиозных площадей, прямых набережных, по широким проспектам и улицам. Ещё А.С.Пушкин восторженно писал о городе:
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье, береговой её гранит.
Город рос необыкновенно быстро. К концу 18 века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине 19 века – более 500. Сейчас насчитывается более 1,5 тысяч улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: 1-Красноармейская, 2-Красноармейская и всего их 13, 27 линий Васильевского острова, 3- Строительная (слайд 4)
Просклоняйте письменно в своих листах словосочетания:
Пятьсот улиц (1 вариант)
Полторы тысячи (2 вариант).
Экскурсовод-ученик.
Вы, наверное, обратили внимание, что город окружён со всех сторон водой. В пределах Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 километров. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных метров, то есть 1/10 часть его площади (слайд 5).
Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
- В чём особенность склонения дробных числительных?
|
Наша экскурсия продолжается. Ученик-экскурсовод читает следующий текст.
Известно, что город страдал от наводнений с первых лет своего существования. Наиболее значительные и частые подъёмы воды бывают в период с сентября по декабрь. За историю существования города более 250 раз вода поднималась выше положенного на 1,5 метра, и несколько раз подъём превышал 400 сантиметров. Было 5 самых разрушительных наводнений:
10 сентября 1777 года - 310 сантиметров;
7 ноября 1824 года - 410 сантиметров;
23 сентября 1924 года – 369 сантиметров;
15 октября 1955 года – 282 сантиметра;
сентября 1975 года – 270 сантиметров.
Каждое наводнение было убыточно для города. Например, во время наводнения в 1824 году было снесено 324 дома, повреждено более 3000 разных построек. Погибло 3600 голов скота, испорчено 900 тысяч пудов муки. Общие убытки составили 15-20 м..л..ионов рублей. В бурном потоке воды утонуло более 600 человек.(слайд 6)
-Определить стиль данного текста.
-В какую графу путевого листа запишите словосочетание 1,5 метра? Сколько падежных форм имеет это числительное?
Назовите составные количественные числительные. В чём особенность их склонения? Просклонять на листах словосочетания:
1 вариант – 310 сантиметров
2 вариант – 369 сантиметров
3 вариант – 282 сантиметра.
-Запишите в именительном падеже числительные 200, 300, 400.
-Сформулируйте правило о написании Ь знака в середине и на конце имён числительных.
Совершая экскурсию по городу на автобусе, нельзя не сказать об истории его транспорта. Послушаем экскурсовода (текст выразительно читает ученик).
До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты – омнибусы (лат. «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец.
В 1862 году появилась первая конка – конная железная дорога, предшественница трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая в Петербурге состоялось 16 сентября 1907 года.
Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени. Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы сегодня ещё не говорили.
В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, украшенный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. Тут же на линии выстроились убранные национальными флагами десять вагонов.