Вариативность классного руководства




 

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

 

Классный руководитель – педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закрепленном за ним классе. Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношения.

В начальных классах обязанности кл.рук-ля выполняет учитель, ведущий этот класс. На средней и старшей ступенях обучения кл. рук-ль назначается руководством школы из учителей, работающем в данном классе. Должность кл-го рук-ля введена также в ССУЗах. В малокомплектных школах, школах-интернатах, ПТУ функции кл-го рук-ля осуществляет воспитатель.

До 1917 г. в средних учебных заведениях функции кл-го рук-ля в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских – классные дамы, осуществлявшие надзор за поведением учащихся. Была введена также должность помощника классного наставника – классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театре, на частных квартирах и т.д.).

С 1918 г. воспитательная работа с учащимися в российской школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие политического сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных данных об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Самоустранение их от задач или же прямой диктат по отношению к детскому коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученического самоуправления. Однако к середине 20-х годов кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи.

В 1931 году была утверждена инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с учащимися или группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательного процесса. В 1934 году переименованием групп в классы утверждена должность классного руководителя. В разные исторические периоды задачи кл-го рук-ля отражали идейно- политические направления государственной идеологии.

В конце 80-х годов в связи с изменением социокультурных приоритетов существенные изменения претерпели роль и место кл-го рук-ля в системе воспитания учащихся. В центре его внимания теперь находится личность воспитанника, его экология и развитие. Коллектив учащихся мыслится как благоприятная среда для каждого ученика.

Учитывая разнообразие задач, решаемых классным руководителем, следует рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства.

Вариативность может быть представлена следующими вариантами:

- организационный – варианты профессионального и должностного статуса;

- содержательный – варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

- психолого-педагогический – выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, старший товарищ, куратор).

 

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

 

- условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

- экономическими возможностями школы и родителей;

- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического здоровья учащихся;

- подготовленностью педагогов к организации внеурочной воспитательной работы.

 

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

- классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

- классный руководитель;

- классный куратор.

 

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в том же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеучебной воспитательной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразна в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя более приемлемы индивидуальные формы работы.

Вариативны позиции классного руководителя в детском коллективе. Она определяется, прежде всего, видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу можно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы д консультанта и советчика. Имеет отличия деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку в его семье. Воспитательная работа сельского педагога должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и такой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с детьми, родителями, проводит классные часы, экскурсии, соответствующие возрасту детей, а творческая, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляется в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, реализации социальных проб, в роли лидера, педагога и т.д.

При организации воспитательной работы в сельской школе, где коллектив учащихся школы близок по составу к классному, целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (заместителя директора по воспитательной работе).



Поделиться:





Поиск по сайту

©2015-2023 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!