Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями.
В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении выделяют три уровня функций.
1-ый уровень – целевая - а) – педагогическая
б) – социально-гуманитарная
Традиционно среди педагогических выделяется функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи. Среди социально-гуманитарных приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятного воздействия окружающей среды Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получит детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция – это комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Решая острые сиюминутные проблемы, педагог должен уметь опережать события, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые могут перед ним встать.
Объектом социальной защиты должны быть все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизни. Однако особое внимание следует уделять тем из них, которые оказались в трудных условиях. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы, дети из семей групп риска, т.е. те дети, которые оказались в трудном положении. Критерием эффективности этой работы является реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты являются стержневыми.
Также важной является социально-психологическая функция, к которой относится прежде всего организаторская. Главное назначение классного руководителя в том, чтобы поддерживать положительную инициативу учащихся, связанную с жизнью региона, микросреды, школы и самих школьников. Он делает акцент не столько на организацию детей, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение детей.
В работе с классом важной является функция сплочения детского коллектива. Одной из задач при этом является развитие ученического самоуправления.
Диагностическая функция предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов, а так же формирование личности и анализ собственной деятельности.
Функцию целеполагания следует рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста детей и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного коллектива в этом процессе будет меняться.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя Планирование воспитательной работы – это помощь классного руководителя СА
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой – негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически и грамотно осуществляемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.