Торможение условных рефлексов




Условные рефлексы

  • это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе "жизненного опыта"
  • являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют
  • непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии
  • могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям
  • замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.
  • осуществляются через функциональные временные связи
  • Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов.

Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что для образования их необходимы следующие условия:

а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя. При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;

б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

в) сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.

Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей.

При совпадении и сочетании условного и безусловного раздражений устанавливается связь между различными нейронами в коре полушарий мозга и между ними происходит процесс замыкания и возникновение временной связи между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса.

 

Механизм образования рефлекса

 


головной мозг

ЗС – зрительный центр

СЦ – слюноотделительный центр

 

 

При действии условного и безусловного рефлексов устанавливается связь между двумя участками коры: между воспринимающими условные раздражения и воспринимающими безусловные раздражения. Эта связь тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге.

Быстрота образования условных рефлексов зависит от индивидуальных особенностей нервной системы и от степени важности раздражителя.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы относительно постоянны, проявляются в ответ на адекватное раздражение и служат основой для формирования многочисленных условных рефлексов. Безусловные рефлексы обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание внутренней среды и взаимодействие организма с внешней средой, являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида, относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни. Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Например, индивидуальные (пищевой, оборонительный, исследовательский и др.) и видовые (половой и родительский).Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс или рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды и выражается внешне в прислушивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя и т.п. Таким образом, безусловный рефлекс - это реакция организма на непосредственно действующие раздражители, способствующая взаимодействию организма с окружающей средой и имеющая адаптивное значение для него.

Торможение условных рефлексов

И.П. Павлов выделил две разновидности торможения условных рефлексов – безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение.

Безусловное торможение. Полная остановка начавшегося рефлекса или снижение его активности под воздействием изменений во внешней среде называется безусловным торможением. Под действием нового раздражителя (проникающего извне шума, изменения освещения и т. д.) в коре головного мозга создается другой (особый) очаг возбуждения, задерживающий или прерывающий начавшийся рефлекторный акт. Выяснено, что чем моложе условный рефлекс, тем легче он поддается торможению. Это связано с развитием процесса индукции в центральной нервной системе, поскольку торможение вызывается посторонним раздражителем, Павлов назвал его внешним, или индукционным, торможением. Безусловное торможение возникает внезапно, оно свойственно организму от рождения и характерно для всей центральной нервной системы. Внешнее торможение может наблюдаться у детей, работающих в коллективе, когда любой шум, проникающий в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока дети услышали резкий визг тормозов автомобиля. Ученики поворачиваются в сторону сильного раздражителя, теряют внимание, отвлекаются. В результате возможны ошибки и т. д. Безусловное торможение может наступить и без появления второго очага возбуждения. Это случается при снижении или полном прекращении работоспособности клеток коры головного мозга из-за большой силы раздражителя или при действии суммирующихся слабых, однообразных раздражителях. Для предотвращения разрушения клетки впадают в состояние торможения. Такой вид торможения называют запредельным, он играет охранительную роль в организме. В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети грудного возраста легко впадают в запредельное торможение и сон. В возрасте от 3 до 5 лет внешнее торможение перерастает играть такую большую роль, как это было ранее. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность получаемого тормозного эффекта все еще невелика. Сильные эмоциональные вспышки у некоторых людей доходят до так называемого «эмоционального шока», т. е. внезапной скованности. Физиологической основой такого шока тоже является запредельное торможение.

Внутреннее торможение. Является приобретенным и проявляется в форме задержки, угасания, устранения условных реакций. Условное торможение свойственно, главным образом, высшим отделам нервной системы. Условное торможение зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал, развивается при неподкреплении раздражителей. Заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться и это важно при воспитании в раннем возрасте. Известно 4 вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, торможение запаздывания

Угасательное торможение возникает тогда, когда условный раздражитель предъявляется несколько раз без подкрепления. Оно представляет собой очень распространённое явление и имеет большое биологическое значение, т.к. помогает человеку избавиться от выработанной привычки. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, непрочность знаний учебного материала, если он не закрепляется повторением. Лежит в основе забывания.

Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких по свойствам к подкрепляемому сигналу. Оно ведет к различию положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательного (дифференцированного). В этом случае работа внутреннего торможения направлено на то, чтобы «не путать» сходные раздражители. Дифференцировочное торможение служит основой анализа действующих на организм раздражителей, различения предметов и явлений окружающей действительности. Процесс обучения и воспитания опирается на выработку дифференцировочного торможения: чрезвычайно важное его значение при изучении букв и звуков родного и иностранного языков, на уроках математики, различения слов, понятий, мыслей. Время начала различения раздражителей у детей бывает разным. Оно зависит от «возрастной зрелости» мозговой коры, предыдущей подготовки.

При выработке торможения запаздывания подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется, а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления. Торможение запаздывания является физиологической основой различных отсроченных реакций, которые играют большую роль в приспособительной деятельности и в практической деятельности людей. Не всякое задуманное действие можно сразу осуществить. Иногда необходимо задержать действие до определенного времени, иметь терпение, выдержку. Маленькому ребёнку бывает, трудно справится с желанием съесть перед обедом конфету.

Динамический стереотип.

Окружающий мир действует на организм человека не единичными раздражителями, а системой раздражителей, и если эта система регулярно повторяется, то это приводит к образованию динамического стереотипа.

Стереотип – последовательная цепь условных рефлексов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленным во времени порядке и является следствием сложной системной реакции организма на систему раздражителей.

Динамический стереотип связан с навыками и привычками, такими как ходьба, бег, письмо, чтение. Динамический стереотип лежит в основе режима дня.

Особенности.

· Сохраняется долгие годы

· Составляет основу человеческого поведения

· Скорость образования зависит от возраста.

· Плохо поддается переделке, поэтому стереотипы, возникшие в раннем возрасте не переделываются и возникает необходимость в правильном обучении и воспитании с раннего детства.

Явление доминанты.

В 1911 году ученым Ухтомским при изучении условных рефлексов был выведен принцип доминанты.

Доминанта – временное преобладание одних нервных центров над другими.

Так например, голодному ученику трудно сосредоточиться на учебе.

Доминанта способна притягивать возбуждения, поступающие в другие нервные центры и за счет этого усиливаться. Например, ученик получил двойку, и учитель продолжает его ругать, это усиливает плохое состояние ученика и может вызвать болезненную реакцию.

Принцип доминанты можно успешно использовать в обучении и воспитании. Она обеспечивает выполнение той деятельности, которая наиболее важна в данный момент для организма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: