Равновесие на рынке капитала




Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.
Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения. Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Ссудный процент представляет собой плату за использование денежного капитала, другими словами, это цена денежного капитала.

Ставка (норма) процента рассчитывается как отношение величины заемного денежного капитала к величине ссудного процента, выраженное в процентах. Различают долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, фиксированные и плавающие процентные ставки. ДОХОДНОСТЬ КАПИТАЛА или прибыль на капитал -прибыль компании, рассчитанная как процент на вложенный капитал.

 

 

51. рынок земли и его особенности

Земля (land)— фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (собственно зем­лю, воду, воздух и т.п.) и сырье. Земля как фактор производства:

* узком смысле - непосредственно земельные участки. Первостепенное значение в данном случае придается месту нахождения участка, его площади и качеству земли;

* в широком понимании - земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности.

Специфика данного вида природных ресурсов в том, что для собственника данных ресурсов одинаково выгодно может быть и использование, и неиспользование этих ресурсов в течение определенного времени. Может быть даже, что неиспользование их обеспечит большую выгоду, имея в виду возможность роста цен на рассматриваемые ресурсы в будущем.

Особенности Земли как фактора производства:1. Её количество ограничено;2. По своему происхождению является природным фактором, а не продуктом человеческого труда;3. Не поддаётся перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, т.е. она недвижима;4. При использование в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.Спрос на землю :* сельскохозяйственный - складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д. ; учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение — степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья. Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.
Аграрная сфера сильно зависит от природных условий.
Кривая сельскохозяйственного спроса на землю будет иметь отрицательный наклон.

* несельскохозяйственный спрос - имеет устойчивую тенденцию к росту; состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и инфляционного спроса на землю. Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположение земельных участков.

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах.

* Совокупный спрос на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса.

Предложение земли в экономике фиксировано.

Предложение земли абсолютно неэластично из-за ограниченности земли, и потому изображается вертикальной линией. Спрос на землю – кривая с отрицательным наклоном. Пересечение этих кривых устанавливает уровень равновесной арендной платы.

Если величина арендной платы выше уровня равновесия, то количество арендаторов уменьшается, спрос на землю падает – и арендная плата понизится до равновесной. И наоборот.

Экономические отношения между собственником земли и арендатором по поводу использования земли в экономической теории называются рентными отношениями.

Земельная рента - плата собственнику земли за пользование землей, зависящая от плодородия и местоположения земельных участков; земельная рента включается в арендную плату.

Земельная рента выступает в нескольких формах. Существуют два вида дифференциальной ренты: Дифференциальная рента I. Эта рента возникает в результате различий в плодородии земельных участков. Дополнительный доход, получаемый в результате более высокой производительности труда на более плодородном участке земли, передается арендатором собственнику земли в виде дифференциальной ренты I. Существует также дифференциальная рента I по местоположению за счёт экономии на транспортных расходах и издержках производства. Дифференциальная рента IIсвязана с дополнительными вложениями капитала в улучшение качества земли, то есть возникновением прибыли на участках, где были использованы дополнительные капиталовложения.

Арендная плата - общая плата за пользование землей, выплачиваемая арендатором землевладельцу, включает в себя земельную ренту, амортизацию основного капитала землевладельца, процент за использование физического капитала землевладельца. Экономической основой арендной платы является рента. Арендная плата выступает как рыночная цена и оказывает решающее влияние на объем спроса и предложения на землю.
Цена земли - капитализированная земельная рента - сумма денег, полученная за проданную землю, будучи положенной в банк, будет приносить доход, равный прежней сумме доходов, получаемой в виде арендной платы.

арендная плата
цена земли = ---------------------------------- х 100%.
ссудный процент

 

 

46. Монопсония на рынке труда.

Совершенная конкуренция - это идеальная система, предельное положение, в то время как на большинстве рынков господствует несовершенная конкуренция вследствие ряда причин:

§ время заключения сделки, поиск работника и т. д.;

§ заключение контракта с рабочим вследствие законодательства о труде влечет за собой ограничения, которые фирма обязана принять, чем отдалит свое положение от совершенно конкурентной единицы (условия труда и отдыха, гарантии сохранения рабочего места и т. д.);

§ своеобразие отношений, возникающих на этом рынке диктует более четкую и детальную регламентацию различных сторон деятельности между агентами данного рынка.

Для рассмотрения несовершенной конкуренции возьмем монопсонию, являющейся предельной точкой таковой, то есть на рынке находится только одна фирма (в малых городах, если фирма обладает крайне редким и практически недоступным для конкурентов ресурсом и т. д.).пример – рынок труда.

В условиях монопсонии MRPL = MRCL. У монопсониста нет кривой спроса на факторы в смысле однозначного соответствия цены и объема покупки (аренды) фактора.

Необходимость формирования цен на ресурсы:

1. Соотношение между спросом и предложением.

2. Денежные доходы. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников.

3. Распределение ресурсов.

4. Минимизация затрат. Производство наиболее выгодной доходной продукции с наиболее эффективным объединением наименее дорогостоящих ресурсов.

5. Вопрос экономической политики.

Цены факторов производства сыграют важную роль:

-оказывают содействие распределению ограниченных ресурсов между разными областями и фирмам;

-затраты фирм во время приобретения ресурсов выступают как доходы домохозяйств, которые предлагают человеческие и материальные ресурсы;

-цены на ресурсы для фирм есть затратами на ресурсы.

-существует связь спроса на ресурс не только с его собственной ценой но и ценами всех других ресурсов.

-рыночные цены на факторы есть инструментом функционального распределения национального дохода.

Монополистические рынки ресурсов:

Характерные черты: единственный продавец, отсутствие близких заменителей, возможность диктовать цену и невозможность для других фирм вступить в данную отрасль.

Это вызвано: *современная технология – только крупные предприятия могут позволить себе приобрести её и выпускать продукцию ч минимальными издержками на единицу; маловероятно и появление такой же крупной фирмы – нужны огромные капиталовложения; *выдаваемые гос-вом патенты – они обеспечивают изобретателю монопольное положение на время его действия; *необходимость приобретения у гос-ва лицензии на право заниматься предпринимательской деятельностью; *виды сырья; *криминальные барьеры – клевета, шантаж, переманивание кадров, снижение цен, чтобы разорить конкурентов. Эти барьеры охраняют монополии от соперников. Это позволяет монополистам диктовать цену. Но и для монополиста совокупный доход от продаж ограничен спросом – на него также действует закон спроса. Он может обеспечить высокую прибыль на единицу продукта, но его интересует совокупная прибыль. Потому он ставит цену, которая обеспечивает максимально возможную общую/валовую прибыль, устанавливая с этой точки зрения оптимальный объём пр-ва. Он определяет это увеличение через правила, установленные для фирм в совершенной конкуренции – пока доход от последней единицы будет превышать издержки. Однако его предельной точкой становятся не средние общие издержки, он сам устанавливает цену. Т.о. общество вынуждено оплачивать монопольный продукт дороде, чем бы они оценивали и оплачивали альтернативный продукт.

Вывод: монополист сочтёт выгодным продать меньший объём продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы его конкурент. Среди рынков ресурсов таким рынком выступает рынок труда, где монополисты – профсоюзы, ограничивающие конкуренцию между рабочими, искусственно повышая стоимость РС и влияя на её спрос.

Оптимальное соотношение ресурсов достигается при соблюдении 2-х правил:

*Правило минимизации затрат: затраты минимизируются при такому соотношении ресурсов, если предельные продукты в расчета на единицу стоимости каждого ресурса есть одинаковыми:

МР работы МР капитала

------------------- = ----------------------

Цена работы Цена капитала

 

*Правило максимизации прибыли:

МRP работы МRP капитала

--------------------- = ---------------------- = 1

Цена работы Цена капитала

 

По этому условию фирма достигает максимально возможной величины прибыли с минимальными затратами. Оптимальное размещение производственных ресурсов между областями экономики может иметь место при таких условиях: каждое предприятие в каждой области работает технически эффективно; производственные ресурсы используются в полном объеме; предельная норма технической замены для каждого пара производственных ресурсов в каждой области одинаковая

 

 

.

 

 

40.КАРТЕЛЬ–формасговорагруппыфирм,действующихсовместноисогласующих решения поповодуобъемов выпуска продукцииицентак,какеслибыонибылиединой монополией. Созданиекартелейпреследует цельполностьюиличастичноуничтожить конкуренциюмеждуфирмамиинаэтойосновемаксимизировать прибыль.Основнаяпроблема,с которойсталкиваетсякартель,–этопроблемасогласованиярешениймежду фирмами-членамии установлениясистемыограничений(квот)дляэтих фирм. Чтобысформироватькартель,необходимоследующее: а)убедиться,чтосуществуетбарьердлявходавотрасль,чтобыпредотвратитьвозможностьреализациипродукциидругимифирмами,после того какценаповысится; б)организовать встречувсехпроизводителейданногопродукта,чтобыустановить совместныйориентирпо общемууровню выпуска; в) установитьквотыкаждомучленукартеля; г) установитьпроцедурупроведенияутвержденныхквот. Картелиустанавливаютштрафыдлятех,ктоневыполняетсоглашение,превышаясвои квоты.Картелисталкиваются спроблемойприпринятиирешенийомонопольнойценеи уровневыпуска.Фирмысболеевысокимисреднимииздержкамидобиваютсяболеевысоких картельныхцен.Существуютразногласияотносительнодележатерритории. Всовременныхусловияхкартелисуществуютвболеегибкихидостаточноразнообразныхформах:патентныепулы,лицензионныесоглашения,консорциумыпоосуществлению научныхразработок. Картелисистематизируютсяпо четыремосновнымкатегориям:

а)картелисцельюконтроляусловийпродаж;

б)картелисцельюустановленияцен;

в) картелисцельюразделениядеятельности,территорий,продажи потребителей;

г) картелисцельюустановлениядолив определеннойобластибизнеса.

Выделяютдваосновныхтипакартелей:а)картели, преследующиецельмаксимизациисовокупной,илиотраслевой,прибыли,иб)картели,ставящиесвоейцельюраспределениеи фиксациюрыночныхдолей. Картели,преследующие цельмаксимизацииобщейприбыли.Предположим,что вотраслидействуетпидентичныхвовсехотношенияхфирм,кривыеSATCиМСкоторых изображенынарис.33.1.УсловиеМС=Рвыполняется привыпускеqc,которыйявляется оптимальным.РыночнаяценаРс,на которуюориентируютсяфирмы,определенапересечениемкривойрыночногоспросаDDикривойрыночногопредложенияS(MCΣ),представляющейгоризонтальнуюсуммувосходящихучастковиндивидуальныхкривыхМС(рис.33.2). Выпускотрасли,каквиднонарис.33.2,составитQC=nqc,априбылькаждойфирмысоставит сумму,равнуюплощадипрямоугольникаССРСАВ(рис.33.1).

Рис.33.1.Квазиконкурентнаяфирма

Теперьпредположим,чтовсефирмыобъединились вкартель,оптимальным выпус-комкоторогобудетQм,аоптимальнойценой–Рм(рис.33.2).ПосколькуQM<QC,каждой вошедшейвкартельфирмебудетопределенаквотавыпускапродукцииqk<qc(рис.33.1). Привыпуске,равномустановленнойквоте,прибыльфирмыбудетравнаплощадиCkPMMF (рис.33.1).Следовательно,ееприбыль,соднойстороны,сократитсянаKNAB,асдругой– увеличитсянасуммуплощадейPCPMMNиCkCcKF.ПосколькусуммаплощадейPCPMMNи CkCcKFбольшеплощадиKNAB,фирмаокажетсязаинтересованнойвовхождениивкартель.

Рис.33.2.Картель

Картели,регулирующиеразмежеваниерынка.Когдадвекартелированныефирмы одинаковы поуровнюиструктуреиздержек,рыночные долимогутбытьраспределены поровну(q1=q2=0,5Q)приединоймонопольнойцене.Втомслучае,когдаиздержкифирм значительноразнятся,производственныеквотыисоответственнорыночныедолибудутразличныинестабильны.Тогдарыночныедолиустановятся впроцессеторга,возникающего междуолигополистами.Ирешениеоразмежевании рынкабудетзависетьнетолькоот уровняиздержеквходящихвкартельфирм,ноиотихспособностиквыторговываниюквоты и долирынка.

Другойспособразмежевания рынкапредполагаетрегиональнуюдифференциацию ценикачествапродукции.Подобныйметодсегментациирынкаимеетместоина межотраслевомуровне.Моделькартеля,регулирующаяразмежеваниерынка,–этозакрытаямодельолигополии.Когдаприбыль,извлекаемаяфирмами,входящимивкартель,высока,онапоощряет входновыхфирмнаданныйрынок,ноневступление ихвкартель.Наоборот,установив болеенизкуюценув сравнениисценойкартеля,они смогутзахватитьопределеннуюдолю рынка.Сцельюсохранениясвоейдолирынкакартельвынужденбудетнесколькоснизить ценуили начатьценовуювойну против новичка.

 

42. Ценоваявойна–этоциклпоследовательныхуменьшенийценысоперничающимина олигополистическом рынкефирмами.Онаявляетсяоднимизмногихвозможныхпоследствийолигополистическогосоперничества. Войныценхорошидляпотребителей,ноплохидляприбылейпродавцов.Войныпродолжаютсядотехпор,покаценанепадаетдоуровнясреднихиздержек.Вравновесииоба продавцаназначаютоднуитужеценуР=АС=МС.Общийрыночный выпуск такойже, какойимелбыместоприсовершеннойконкуренции.Равновесиесуществуеттогда,когдани однафирмабольшенеможетизвлекатьвыгодыотпониженияцен,т.е.когдаценаравнасред- нимиздержкам,аэкономическиеприбылиравнынулю.Снижениеценынижеэтогоуровня приведеткубыткам. Приэтомкаждаяфирмаисходитизтого,что еслидругиефирмыне будутменятьсвоюцену,то и у нее отсутствуетпобуждениеповышатьцену. Когорчениюпокупателей,ценовыевойны,какправило,непродолжительны.Олигополистические фирмыпоистечениинекотороговременивступаютмеждусобойвсотрудничество,чтобывперспективеизбежатьвойни,следовательно,нежелательныхвоздействий наприбыль.

 

39. ОЛИГОПОЛИЯ–эторыночнаяструктура,прикоторойвреализации какого-либо товарадоминируюточеньнемногопродавцов,апоявлениеновыхпродавцовзатрудненоили невозможно. Продуктуразныхпродавцовможетбытьистандартизирован(например,алюминий), и дифференцирован(например,автомобили). Наолигополистическихрынкахгосподствует,какправило,отдвухдодесятифирм,на которыеприходитсяполовинаи болееобщихпродажпродукта. Олигополистическиерынкиобладаютследующимипризнаками:а)малоечислофирмибольшоечислопокупателей. Этоозначает,чтообъемрыноч-ногопредложениянаходитсяврукахнесколькихкрупныхфирм,которыереализуютпродукт многиммелкимпокупателям; б)дифференцированнаяилистандартизированнаяпродукция.Втеорииудобнеерас- сматриватьоднородную олигополию,однакоеслиотрасльпроизводитдифференцирован- нуюпродукциюиимеетсямножество субститутов,тоэтомножество субститутовможно анализировать какоднородныйагрегированныйпродукт; в)наличиесущественныхпрепятствийвходанарынок,т.е.высокиебарьерывходана рынок; г)фирмывотраслисознаютсвоювзаимозависимость, поэтомуконтрользаценами ограничен.Толькофирмы,обладающие большимидолямивобщемобъемепродаж,могут влиятьнаценутовара.Мерупреобладаниянарынкеоднойилинесколькихбольшихфирм определяюткоэффициентконцентрации(процентноеотношениепродажчетырехкрупнейшихфирмкобщемуотраслевомуобъемувыпускапродукции)ииндексХерфиндаля,которыйрассчитываетсясуммированиемрезультатов,полученныхпосредствомвозведенияв квадратпроцентныхдолейрынкафирм,реализующихпродукциюнаданномрынке, гдеS1–долярынкауфирмы,обеспечивающейнаибольшийобъемпоставок;S2–доля рынкаследующегоповеличинепоставщикаит.д.

 

...





Читайте также:
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.