Основные виды и формы причесок




Прически Ассирии и Вавилона

Общая характеристика

Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилона. Это государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.

Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX-VII веках до нашей эры.

Ассирийцы часто совершали набеги на соседние земли. В периоды затишья они занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных походах, то древние художники увековечили своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте- и пирах, в состязаниях и поединках. В XII веке до нашей эры Вавилон и Мидия захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока. Возникший из небольшого поселка на берегу полноводной реки Евфрат, в Южном Двуречье, город Вавилон сумел в короткое время сделаться столицей могущественного Вавилонского царства. Благодаря выгодному географическому положению Вавилон стал богатейшим городом Двуречья. Богатство Вавилона дало возможность царям содержать армию, вести завоевательную политику, присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. Наибольшего расцвета Вавилонское царство достигает в первой половине XVIII века до нашей эры, в период царствования Хаммураппи. Постоянные войны разоряли государство, поэтому могущество Вавилонского царства было непродолжительно. Но в период расцвета город Вавилон богато украшался постройками и дворцами, славился своими "висячими" садами и парками.

Остатки ассиро-вавилонской культуры дошли до нас в основном- в виде разрушенных архитектурных сооружений. Огромный интерес представляют скульптуры, рельефы, монументальная живопись и росписи, сохранившиеся в когда-то неприступных крепостях и пышных дворцах. По ним мы можем судить о быте, костюмах и прическах ассирийцев и вавилонян. Одежды и прически отличались простотой и четкостью.

Идеалы красоты. Судя по изображениям, это были люди крепкого телосложения, с крупными чертами лица. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.

Основные виды и формы причесок

Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные до плеч, зачесывая их назад. При этом уши оставались открытыми. Основная масса волос была завита и уложена крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами. Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле вискоз и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки. Разобранные на прямой ряд волосы спадали мягкими волнами на спину и плечи, концы их подвертывали в валик. Иногда горизонтальных валиков было несколько. Низшие сословия - земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги - также зачесывали волосы, носили большие бороды из собственных волос, в то время как царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную

форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они были искусственными и делались только наполовину из естественных волос или целиком из шерсти животных-коз, верблюдов, буйволов. Служители культа не носили ни бород, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшие остроконечные бороды.

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими волнами по горизонтальной линии или по вертикали. Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа вавилонок. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.

Разберем некоторые прически подробнее. На рельефе "Слуги, несущие убитого льва" из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669-635 гг. до н. э.) мы видим довольно однотипные прически слуг: волны, уложенные горизонтально, и тугие вертикальные локоны. Зрительно прическу можно разделить на две части-от пробора до мочки уха и от мочки уха до плеча. Волнообразность достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба. Украшений нет.

"Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка". Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Ассирия (712-707 гг. до н. э.).

Прическа правителя по общему силуэту напоминает прически слуг. Различна лишь завивка - она более мелка на теменной части. Всю прическу зрительно можно разделить на две части по разновидности завивки - спиральной на теменной части и кольцеобразных локонов на концах. Мелкие локоны уложены в семь четких горизонтальных рядов. Прическу дополняет широкая повязка, украшенная плоскими розетками цветов. На конце повязки-плотная, торчащая вбок кисть.

Обращает на себя внимание огромная борода царя. В ней можно различить три вида завивки, выполненной четко и аккуратно. Туго завитые локоны подчеркивают величественный и свирепый вид их: обладателя. Размер бороды так велик, что она кажется фальшивой. Можно предположить, что она сделана руками искусных мастеров-парикмахеров.

Аналогичные прически изображены на барельефе Куюнджика "Охота на льва", барельефе из Хорсабада "Крылатые львы из Хорсабада", "Царь на троне", "Осада города" (ниневийский барельеф), "Ассирийское войско", "Борьба царя с Аримоном" (из персепольских барельефов).

Женские прически нам почти неизвестны. На изображении барельефа "Ашшурбанипал пирует с женой в саду" (VII в. до н. э.) женская прическа мало чем отличается от мужской. Та же волнообразная завивка четкими горизонтальными волнами уложена поголове, те же горизонтальные валики, заканчивающие прическу на концах волос, уложенные параллельными четкими рядами. Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

О прическах Вавилонии можно судить и по барельефам и мозаикам. Фактически это варианты ассирийских причесок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: