Фет Афанасий Афанасьевич (1820—1892)
...Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах...
А. А. Фет
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии. Он был сыном дворянина Шеншина.
Однако когда будущему поэту исполнилось четырнадцать лет (он в это время находился вдали от дома, в Дерптском пансионе), отец, вследствие непонятных причин, вероятно, из-за конфликта с матерью поэта (урожденной Фет), лишил его своей фамилии, титула и отказал в наследстве. Отныне ему следовало именоваться Фетом.
Это был тяжелый удар, предопределивший всю последующую судьбу будущего поэта. Он дал себе самому слово вернуть титул, фамилию и богатство во что бы то ни стало.
Долгие годы прошли, прежде чем Фет вернул себе титул дворянина. Для этого он несколько лет прослужил унтер-офицером, а в 1853 году отправился на службу в полк гвардейцев с целью выслужить дворянство.
В то же время поэтическое призвание давало о себе знать. Писать стихотворения Афанасий Фет начал очень рано. Еще в годы учебы в эстонском пансионе Фет увлекался литературой, много читал и писал. С 1840 года во многих сборниках, альманахах и журналах стали постоянно печататься его произведения, выходит первый сборник его стихотворений. Второй сборник увидел свет в 1850 году, через шесть лет был напечатан и третий.
И все же его жизнь была подчинена его «идее-страсти», как он сам называл свое стремление восстановиться в правах, которые у него были отняты вследствие самодурства отца. Не добившись ожидаемых результатов от службы, он выходит в отставку, выгодно женится и решает стать помещиком. Он покупает землю рядом с отцовскими угодьями и начинает заниматься хозяйством. Теперь из-под его пера выходят не только лирические стихотворения, но и труды по ведению хозяйства.
В 1873 году Фет наконец-то добивается поставленных целей: он удостаивается дворянского титула, возвращает фамилию Шеншин, скупает отцовские земли.
Но поэтически дар в поэте оказался все же сильнее всех остальных его «страстей». Его последний сборник стихотворений «Вечерние огни» многие исследователи творчества Фета называют чуть ли не самым лучшим поэтическим достижением поэта.
21 ноября 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умирает в Москве.
«Вечер»
Время написания
Стихотворение написано в 1855 году.
Тема
В стихотворении «Вечер» А. А. Фет описывает одно мгновение жизни — миг между ночью и днем.
Главная мысль (идея)
Для Фета важно не только запечатлеть состояние природы в определенный миг, он стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, картину мира такой, какой она предстает в настоящий момент.
Поэтика
Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный и трехстопный анапест,рифма — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Пейзаж, описанный Фетом в стихотворении, не просто «картинка», фотография природы — поэт сквозь тонкую зарисовку воспроизводит целостную картину бытия. Автору важно отобразить текучесть, «сопричастие», зеркальные отражения природы и человеческого мира, соприкосновения и мимолетности.
Вечер у Фета изображается не статично. Каждую секунду в мире происходят изменения, смена этих изменений и есть вечер. Первое предложение — безличное. Действие происходит как бы само по себе, без чьей-то воли и участия. Глаголы задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». И дальше движение продолжается, но уже есть «лицо» этого действия: «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака».
Создается картина «перетекания» действий одно в другое, показывающая образ «текучести» времени, его мимолетности и непостоянства:
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном,
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Образы ветра (дыхания) и огня пронизывают стихотворение:
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Для создания одушевленной яркой картины поэт использует сравнения: «как дым, облака». Образ солнца метафоричен: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине». Живость стихотворению придают описываемые звуки природы:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Приемы этого стихотворения Фета можно назвать импрессионистскими — передающими мимолетное впечатление, изображающими миг жизни в его неповторимости.
«Еще весны душистой нега...»
Время написания
Стихотворение написано в 1854 году.
Тема
Автор рисует картину зарождающейся весны, ее предощущения.
Главная мысль (идея)
Цель поэта в этом стихотворении — создание образно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.
Поэтика
Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб, система рифмовки — АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.
В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжают друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.
Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».
Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет...
Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.
Важная мысль заключена в метафоре:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях...
Речь идет о великой гармонии природы, частью которой является человек.
«Ласточки пропали...»
Время написания
Стихотворение написано в 1854 году. Впервые опубликовано в 1855 году в журнале «Современник» под названием «Осень».
Тема
Стихотворение изображает картину осенней природы.
Главная мысль (идея)
Изображая наступление осени, поэт передает чувство потери, исчезновения того, что было важно для него: ласточек, весны, ощущения обновления.
Поэтика
Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике.
Жанр — элегия.
Стихотворный размер — трехстопный хорей, система рифмовки — АВААВ, с чередованием мужских и женских рифм.
Образы стихотворения яркие, конкретные, живописные: стаи грачей, вереница птиц, кусты перекати-поля. В стихотворении много конкретных деталей, передающих атмосферу поздней осени: ранние сумерки, листопад, резкий порывистый ветер.
Стихотворение построено с помощью зеркальной композиции.
Первая и вторая строфы написаны с ровной интонацией, в ней отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы. Использована симметрия синтаксического построения.
Во второй части синтаксическая симметрия строф выражена еще сильнее. Поэт использует ряд строк с синтаксическим переносом («Словно как с испугу / Раскричавшись...»; «Выйдешь — поневоле / Тяжело...»; «Перекати-поле / Прыгает как мяч»). Появляются паузы внутри строк, увеличивается количество логических ударений, замедляется темп.
Изображение стаи грачей на фоне зари вызывает образ-переживание уходящего времени — используется смысловой параллелизм.
Для поэта важны ассоциативные связи образов: сравнение стаи грачей с сетью — зрительный образ. В то же время важна и ассоциация, связанная со словом «сеть»: в нашем сознании возникает представление о плене, неволе. Эта же тема неволи присутствует и в словах «спится» и «валится», несущих значение принудительности действия.
Фет использует множество звукописных приемов, в том числе ассонансы и аллитерации. Звукописный образ создается путем повторения одинаковых слогов: игра звукосочетаний ла — ал, ра — ар, ра — ал происходит в первых трех строках стихотворения. Звукосочетание ра — ар помогает созданию образа грачей.
И в начале стихотворения происходит игра с согласными с и т в словах «сеть», «лист», «стучит». Фонетическое сочетание cm (ср.: ласточки) повторяется многократно, а дальше усиливается в словах «спится», «валится», «злится», в звучании они сливаются в [ц].
Таким образом «поддержан» образ пропадающих ласточек, слышен издаваемый ими звук, который уже растворен в других словах, он исчезает, но еще присутствует.
В этом стихотворении Фет проявляет себя большим мастером создания поэтического образа, опирающегося на ассоциативное восприятие.
«На заре ты ее не буди...»
Время написания
Стихотворение написано в 1842 году.
Тема
В стихотворении описывается спящая девушка, созерцание которой вызывает у лирического героя печальные чувства. Тема стихотворения — тоска по исчезающей гармонии.
Главная мысль (идея)
Поэт изображает зыбкие смены настроения героини, обусловленные изменением состояний природы, и «читает» по ним ее душевную историю, он силится понять ту жизнь, которая скрыта от всех — даже от самой героини.
Поэтика
Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — трехстопный анапест, система рифмовки — перекрестная, рифмы мужские.
Один из главных приемов в этом произведении — анафора:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Повторяемое слово «на заре» рождает образ прекрасной девушки, чистой, как утренняя заря. Повторы используются и в построении следующих строф:
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Эпитет «утомительный» (сон) вносит диссонанс в основное настроение, вызывает тревожность. Настроение стихотворения начинает меняться, раскрывая душевную драму героини:
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
В этой строфе появляется антитеза: безмятежности природной картины противопоставлено душевное смятение героини. В стихотворение вносятся драматические ноты.
Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа почти повторяет первую. Но они отличаются по тональности: в первой — гармония, нега, прозрачность утра, в последней — красота, надломленная болью:
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Стихотворение насыщено также лексическими образными средствами: эпитетами (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафорами (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнениями (косы лентой бегут). Используется аллитерация (повторение звука «ч»), это помогает передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.
«Учись у них — у дуба, у березы...»
Время написания
Стихотворение написано в 1883 году.
Тема
Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.
Главная мысль (идея)
Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.
Поэтика
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Все стихотворение — развернутая метафора.
Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.
В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.
Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».
Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты переданы природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.
Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения синтаксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тревожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».
Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интонация. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.
В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни человека.