А. А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»




Фет Афанасий Афанасьевич (1820—1892)

...Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах...

А. А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии. Он был сыном дворянина Шеншина.

Однако когда будущему поэту исполнилось четырнадцать лет (он в это время находился вдали от дома, в Дерптском пансионе), отец, вследствие непонятных причин, вероятно, из-за конфликта с матерью поэта (урожденной Фет), лишил его своей фамилии, титула и отказал в наследстве. Отныне ему следовало име­новаться Фетом.

Это был тяжелый удар, предопределивший всю последующую судьбу будуще­го поэта. Он дал себе самому слово вернуть титул, фамилию и богатство во что бы то ни стало.

Долгие годы прошли, прежде чем Фет вернул себе титул дворянина. Для это­го он несколько лет прослужил унтер-офицером, а в 1853 году отправился на службу в полк гвардейцев с целью выслужить дворянство.

В то же время поэтическое призвание давало о себе знать. Писать стихотво­рения Афанасий Фет начал очень рано. Еще в годы учебы в эстонском пансио­не Фет увлекался литературой, много читал и писал. С 1840 года во многих сборниках, альманахах и журналах стали постоянно печататься его произведе­ния, выходит первый сборник его стихотворений. Второй сборник увидел свет в 1850 году, через шесть лет был напечатан и третий.

И все же его жизнь была подчинена его «идее-страсти», как он сам называл свое стремление восстановиться в правах, которые у него были отняты вслед­ствие самодурства отца. Не добившись ожидаемых результатов от службы, он выходит в отставку, выгодно женится и решает стать помещиком. Он покупает землю рядом с отцовскими угодьями и начинает заниматься хозяйством. Теперь из-под его пера выходят не только лирические стихотворения, но и труды по ведению хозяйства.

В 1873 году Фет наконец-то добивается поставленных целей: он удостаивается дворянского титула, возвращает фамилию Шеншин, скупает отцовские земли.

Но поэтически дар в поэте оказался все же сильнее всех остальных его «стра­стей». Его последний сборник стихотворений «Вечерние огни» многие иссле­дователи творчества Фета называют чуть ли не самым лучшим поэтическим достижением поэта.

21 ноября 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умирает в Москве.

«Вечер»

Время написания

Стихотворение написано в 1855 году.

Тема

В стихотворении «Вечер» А. А. Фет описывает одно мгновение жизни — миг между ночью и днем.

Главная мысль (идея)

Для Фета важно не только запечатлеть состояние природы в определенный миг, он стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, картину мира такой, какой она предстает в настоящий момент.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный и трехстопный анапест,рифма — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Пейзаж, описанный Фетом в стихотворении, не просто «картинка», фотография природы — поэт сквозь тонкую зарисовку воспроизводит целостную картину бытия. Автору важно отобразить текучесть, «сопричастие», зеркальные отражения природы и человеческого мира, соприкосновения и мимолетности.

Вечер у Фета изображается не статично. Каждую секунду в мире происходят изменения, смена этих изменений и есть вечер. Первое предложение — безличное. Действие происходит как бы само по себе, без чьей-то воли и участия. Глаголы задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». И дальше движение продолжается, но уже есть «лицо» этого действия: «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака».

Создается картина «перетекания» действий одно в другое, показывающая образ «текучести» времени, его мимолетности и непостоянства:

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханьи ночном,

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

Образы ветра (дыхания) и огня пронизывают стихотворение:

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

Для создания одушевленной яркой картины поэт использует сравнения: «как дым, облака». Образ солнца метафоричен: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине». Живость стихотворению придают описываемые звуки природы:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Приемы этого стихотворения Фета можно назвать импрессионистски­ми — передающими мимолетное впечатление, изображающими миг жизни в его неповторимости.

 

«Еще весны душистой нега...»

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году.

Тема

Автор рисует картину зарождающейся весны, ее предощущения.

Главная мысль (идея)

Цель поэта в этом стихотворении — создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб, система рифмов­ки — АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжа­ют друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою ан­титезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно соз­дать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет...

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

Важная мысль заключена в метафоре:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях...

Речь идет о великой гармонии природы, частью которой является человек.

«Ласточки пропали...»

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году. Впервые опубликовано в 1855 году в журнале «Современник» под названием «Осень».

Тема

Стихотворение изображает картину осенней природы.

Главная мысль (идея)

Изображая наступление осени, поэт передает чувство потери, исчезновения того, что было важно для него: ласточек, весны, ощущения обновления.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике.

Жанр — элегия.

Стихо­творный размер — трехстопный хорей, система рифмовки — АВААВ, с чередо­ванием мужских и женских рифм.

Образы стихотворения яркие, конкретные, живописные: стаи грачей, вере­ница птиц, кусты перекати-поля. В стихотворении много конкретных деталей, передающих атмосферу поздней осени: ранние сумерки, листопад, резкий поры­вистый ветер.

Стихотворение построено с помощью зеркальной композиции.

Первая и вторая строфы написаны с ровной интонацией, в ней отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы. Использова­на симметрия синтаксического построения.

Во второй части синтаксическая симметрия строф выражена еще сильнее. Поэт использует ряд строк с синтаксическим переносом («Словно как с испугу / Раскричавшись...»; «Выйдешь — поневоле / Тяжело...»; «Перекати-поле / Пры­гает как мяч»). Появляются паузы внутри строк, увеличивается количество ло­гических ударений, замедляется темп.

Изображение стаи грачей на фоне зари вызывает образ-переживание уходя­щего времени — используется смысловой параллелизм.

Для поэта важны ассоциативные связи образов: сравнение стаи грачей с се­тью — зрительный образ. В то же время важна и ассоциация, связанная со сло­вом «сеть»: в нашем сознании возникает представление о плене, неволе. Эта же тема неволи присутствует и в словах «спится» и «валится», несущих значение принудительности действия.

Фет использует множество звукописных приемов, в том числе ассонансы и аллитерации. Звукописный образ создается путем повторения одинаковых слогов: игра звукосочетаний ла — ал, ра — ар, ра — ал происходит в первых трех строках стихотворения. Звукосочетание ра — ар помогает созданию образа грачей.

И в начале стихотворения происходит игра с согласными с и т в словах «сеть», «лист», «стучит». Фонетическое сочетание cm (ср.: ласточки) повторяет­ся многократно, а дальше усиливается в словах «спится», «валится», «злится», в звучании они сливаются в [ц].

Таким образом «поддержан» образ пропадающих ласточек, слышен издавае­мый ими звук, который уже растворен в других словах, он исчезает, но еще присутствует.

В этом стихотворении Фет проявляет себя большим мастером создания поэти­ческого образа, опирающегося на ассоциативное восприятие.

 

«На заре ты ее не буди...»

Время написания

Стихотворение написано в 1842 году.

Тема

В стихотворении описывается спящая девушка, созерцание которой вызывает у лирического героя печальные чувства. Тема стихотворения — тоска по исче­зающей гармонии.

Главная мысль (идея)

Поэт изображает зыбкие смены настроения героини, обусловленные изме­нением состояний природы, и «читает» по ним ее душевную историю, он силит­ся понять ту жизнь, которая скрыта от всех — даже от самой героини.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — трехстопный ана­пест, система рифмовки — перекрестная, рифмы мужские.

Один из главных приемов в этом произведении — анафора:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Повторяемое слово «на заре» рождает образ прекрасной девушки, чистой, как утренняя заря. Повторы используются и в построении следующих строф:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

Эпитет «утомительный» (сон) вносит диссонанс в основное настроение, вызывает тревожность. Настроение стихотворения начинает меняться, раскрывая душевную драму героини:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

В этой строфе появляется антитеза: безмятежности природной картины противопоставлено душевное смятение героини. В стихотворение вносятся дра­матические ноты.

Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа почти повто­ряет первую. Но они отличаются по тональности: в первой — гармония, нега, прозрачность утра, в последней — красота, надломленная болью:

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Стихотворение насыщено также лексическими образными средствами: эпите­тами (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафорами (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнениями (косы лентой бегут). Используется аллите­рация (повторение звука «ч»), это помогает передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.

 

«Учись у них — у дуба, у березы...»

Время написания

Стихотворение написано в 1883 году.

Тема

Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.

Главная мысль (идея)

Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.

Поэтика

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Все стихотворение — развернутая метафора.

Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.

Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способству­ют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».

Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты пере­даны природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.

Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения син­таксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тре­вожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».

Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интона­ция. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.

В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни чело­века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: