Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет
Ф.И. ребёнка:
Дата обследования:
Возраст ребёнка:
Дата рождения:
Мать (ФИО, контактные данные):
Отец (ФИО, контактные данные):
Анамнез:
Психомоторное развитие ребёнка:
Сел в: Встал в:
Ползал в: Пошёл в:
Раннее речевое развитие:
Гуление: Слова:
Лепет: Фраза:
Исследование фонематической стороны речи
- Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
- Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
- Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
- Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
- Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
- Понимание действий.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
- Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
- Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
- Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
- Назови существительные
Игрушки | Одежда | Части тела | Посуда |
Машина | Шапка | Нос | Чашка |
Кукла | Платье | Уши | Ложка |
Пирамида | Брюки | Глаза | Тарелка |
Мишка | Юбка | Рот | Вилка |
Мяч | Шарф | Волосы | Нож |
- Глаголы (вопросы по картинкам)
- Что делает?
- Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
- Действия, сходные по ситуации. Инструкции ----- ---- ---(~)
Вышивает, вяжет, шьет
- Прилагательные
- По картинкам назвать
- Назови: большой - маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый - грустный.
Исследование грамматического строя
Экспрессивной речи (активной)
Обследуется при наличии фразовой речи.
- Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
- Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
- Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика
- Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов - шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
Состояние связной речи
Обследуется при наличии фразовой речи:
- перессказ рассказа;
- составление рассказа по картинке.
_________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
- Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
кукла плачет – а-а-а…,
ребенок плачет – уа-уа-уа…,
поезд гудит – у-у-у…,
ослик кричит – иа-иа-иа…,
мышка пищит – и-и-и…,
кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
- Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
Состояние звукопроизношения
Гласные___________________________________________
Согласные_________________________________________
б, п, м_____________________________________
в, ф______________________________________
д, т, м_____________________________________
г, х, к_____________________________________
й________________________________________
- Свистящие__________________________________________
- Шипящие__________________________________________
- Аффрикаты________________________________________
л,р______________________________________
р,р______________________________________
9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
- Челюсти.
- Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
- Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевоймоторики
- Состояние мимической мускулатуры:
- Поднять брови вверх (удивиться).
- Нахмурить брови (рассердиться).
- Прищурить глаза.
- Надуть щеки (толстячок).
- Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
- Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
- Губы –улыбка –трубочка.
- Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
- Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)
Характеристика голоса.
- Громкость (нормальный, тихий, громкий).
- Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
- Атака голоса (мягкая, твердая).
- Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).
- Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
- Ритм (нормальный, аритмия).
- Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
- Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Заключение__________________________________________________________________
Логопед:
Дата: