Поэтика, композиция, идея




Композиция рассказа проста и сложна одновременно, поскольку в рассказе присутствуют два взгляда на описываемые события: самой Матрены и рассказ­чика. Соответственно в них проявляются и две различные оценки событий.

Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50—60-х годов суровый и жесткий. Он правдив, хотя и беспощаден. Способы изображения этой правды скупы, но выразительны. Особенную роль играют детали, подмеченные автором. Они крас­норечивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так вы­говаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали)». Эти описания жизни деревни («Обле­тели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жа­ли. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся») настолько противоречили официальному бодрому тону статей о деревне, что редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твар­довский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. То есть события в рассказе переносились во времена до хрущевской «оттепели». Это бы­ло сделано в надежде пробить публикацию нового произведения Солженицына.

Взгляд героини рассказа, в котором много покорности и отсутствует осужде­ние кого бы то ни было, контрастирует со взглядом рассказчика. Жизнь Матре­ны — сплошные потери: разбитая любовь, смерть шестерых детей, утрата мужа на войне, адский труд в деревне, болезни. Матрена рассказывает о своей судьбе не сразу, а постепенно. Ее речь безоценочна. Она смиренно принимает все, что выпало ей на долю. После всех испытаний она не обозлилась на этот мир, сохра­нила доброе сердце, чувство радости и жалости к другим. Это поражает автора и читателя вслед за ним.

Для автора в судьбе Матрены отражена трагедия деревенской русской жен­щины. «Потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью, она живет убого, бедно, одиноко. Родные редко появляются в ее доме, опасаясь, что Матрена будет просить у них помощи. Все пользуются Матрениной добротой и простоду­шием, при этом дружно осуждают ее за это.

Автор скуп в описании героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.

Основной прием, на котором строится рассказ, — детализация. Из мелких и вроде бы незначительных деталей выстраивается в рассказе особый объем­ный мир. Он приобретает символическое звучание. Этот мир — Россия. Нельзя с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Талъново, но читатель понимает, что в облике этой деревни явлена вся Россия. Писатель создает единый художественный образ, соединяя общее и частное.

Мир, в котором живет героиня, вещи, ее окружающие, — как бы продол­жение ее самой, частичка ее жизни. В этом мире все огранично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибе­ли Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо мета­лась и прощалась тут с избой своей». Живыми существами мира Матрены вы­ступают даже ее любимые фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

Особенную роль играет язык повествования. Писатель подчеркивает то, как говорит героиня, поскольку Матрена не только носитель нравственных ценно­стей, но и живой русской речи, языка яркого, самобытного.

Автор подчеркивает: смерть героини — это начало распада, гибели нрав­ственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает, и «погибает» вся дерев­ня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Проза второй половины XX века.

Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору)

1. Абрамов Федор Александрович. Годы жизни: 1920 - 1983.

Произведения Темы
Тетралогия под общим названием «Братья и сестры» (1958—1978). Романы. «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973). Повести: «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. Крестьянский мир русского Севера; жизнь русской деревни середины XX века; трагиче­ское воздействие колхозов на традиционный крестьянский уклад

 

2. Айтматов Чингиз Торекулович. Годы жизни: 1928 - 2008.

Произведения Темы
Романы: «Белый пароход«(1970), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), «Буранный полустанок» (1980, известна также под названием «И дольше века длится день»), «Плаха» (1986). Повести: «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары!» (1966) и др. Противостояние красоты и добра эгоизму; социальная расколотость; создание эпического сказания о мире и человеке; ответственность человека перед историей и всем живым за свои поступки и действия

 

3. Астафьев Виктор Петрович. Годы жизни: 1924 - 2001.

Произведения Темы
Романы: «До будущей весны» (1953), «Тают снега» (1958), «Прокляты и убиты» (1995). Повести: «Перевал» (1958), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968), «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1987) и др. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и дере­венская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: