Композиция рассказа проста и сложна одновременно, поскольку в рассказе присутствуют два взгляда на описываемые события: самой Матрены и рассказчика. Соответственно в них проявляются и две различные оценки событий.
Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50—60-х годов суровый и жесткий. Он правдив, хотя и беспощаден. Способы изображения этой правды скупы, но выразительны. Особенную роль играют детали, подмеченные автором. Они красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали)». Эти описания жизни деревни («Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся») настолько противоречили официальному бодрому тону статей о деревне, что редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. То есть события в рассказе переносились во времена до хрущевской «оттепели». Это было сделано в надежде пробить публикацию нового произведения Солженицына.
Взгляд героини рассказа, в котором много покорности и отсутствует осуждение кого бы то ни было, контрастирует со взглядом рассказчика. Жизнь Матрены — сплошные потери: разбитая любовь, смерть шестерых детей, утрата мужа на войне, адский труд в деревне, болезни. Матрена рассказывает о своей судьбе не сразу, а постепенно. Ее речь безоценочна. Она смиренно принимает все, что выпало ей на долю. После всех испытаний она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе сердце, чувство радости и жалости к другим. Это поражает автора и читателя вслед за ним.
Для автора в судьбе Матрены отражена трагедия деревенской русской женщины. «Потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью, она живет убого, бедно, одиноко. Родные редко появляются в ее доме, опасаясь, что Матрена будет просить у них помощи. Все пользуются Матрениной добротой и простодушием, при этом дружно осуждают ее за это.
Автор скуп в описании героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.
Основной прием, на котором строится рассказ, — детализация. Из мелких и вроде бы незначительных деталей выстраивается в рассказе особый объемный мир. Он приобретает символическое звучание. Этот мир — Россия. Нельзя с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Талъново, но читатель понимает, что в облике этой деревни явлена вся Россия. Писатель создает единый художественный образ, соединяя общее и частное.
Мир, в котором живет героиня, вещи, ее окружающие, — как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. В этом мире все огранично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Живыми существами мира Матрены выступают даже ее любимые фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
Особенную роль играет язык повествования. Писатель подчеркивает то, как говорит героиня, поскольку Матрена не только носитель нравственных ценностей, но и живой русской речи, языка яркого, самобытного.
Автор подчеркивает: смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает, и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Проза второй половины XX века.
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору)
1. Абрамов Федор Александрович. Годы жизни: 1920 - 1983.
Произведения | Темы |
Тетралогия под общим названием «Братья и сестры» (1958—1978). Романы. «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973). Повести: «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. | Крестьянский мир русского Севера; жизнь русской деревни середины XX века; трагическое воздействие колхозов на традиционный крестьянский уклад |
2. Айтматов Чингиз Торекулович. Годы жизни: 1928 - 2008.
Произведения | Темы |
Романы: «Белый пароход«(1970), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), «Буранный полустанок» (1980, известна также под названием «И дольше века длится день»), «Плаха» (1986). Повести: «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары!» (1966) и др. | Противостояние красоты и добра эгоизму; социальная расколотость; создание эпического сказания о мире и человеке; ответственность человека перед историей и всем живым за свои поступки и действия |
3. Астафьев Виктор Петрович. Годы жизни: 1924 - 2001.
Произведения | Темы |
Романы: «До будущей весны» (1953), «Тают снега» (1958), «Прокляты и убиты» (1995). Повести: «Перевал» (1958), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968), «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1987) и др. | Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская |