Понятие о методологии педагогики.Характеристика методов научно-педагогического исследования.





Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований.

Научно-педагогические исследования по их направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки:

- фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;

- прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики;

- разработки ведутся с целью обоснования конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Объективность полученного знания зависит, прежде всего, от выбора методологии исследования. Методология (от греч. metodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) - это:

1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2) учение о научном методе познания;

3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки - это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и пре­образования педагогической действительности.

В науке признано существование иерархии методоло­гий. В структуре методологического знания выделяют че­тыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-науч­ный и технологиче0ский. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существу­ет определенное соподчинение. Рассмотрим более подроб­но, чем характеризуется каждый уровень.

Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в це­лом. Он выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности. В настоящее время одновременно сосуществу­ют различные философские учения, выступающие в каче­стве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики; экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Следующий уровень методологии - общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяе­мые во многих науках. Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к систе­мам, имеющим определенное строение и свои законы функ­ционирования.

Третий уровень методологии - конкретно-научный - представляет собой совокупность методов, принципов ис­следования и процедур, применяемых в той или иной науч­ной дисциплине.

Технологический уровень методологии составляют ме­тодика и техника исследования, т.е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического мате­риала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне ме­тодологическое знание носит четко выраженный норматив­ный характер.

В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

 

методы педагогического исследования — это способы изучения пед явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их разнообразие можно разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения, Можно выделить следующие этапы наблюдения: — определение задач и цели; — выбор объекта, предмета и ситуации; — выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); — выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись); — обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед эффективности.

Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания. Выделяют следующие этапы эксперимента:- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования); — методический (разработка методики исследования и его плана, программы);

— собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); — аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: