ПРОФИЛИ С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ




ОЦЕНКОЙ СОСТОЯНИЯ

 

№5. Шувалов Е.А.


№5 Шувалов Е.А.
Дифференциально -диагностическое исследование в клинике пограничных состояний.

№5 Шувалов В.А.
L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

T б. 46 63 48 87 56 52 54 73 55 53 93 44 72

Пол мужской. Возраст: 30 лет. Образование незаконченное высшее.

Код профиля 8*1”5’ 0-9 FKL

Стремление подчеркнуть наличие проблем. Выраженная социально-психологическая дезадаптация.

Позиция субъективно-созерцательная, иррациональная, обособленная. Мотивы поведения непонятны окружающим. Отсутствует социальная активность. Вызывают затруднения ситуации с избыточной ответственностью. Отвлеченность от реальных проблем. Эмоциональное своеобразие, отстраненность от окружающего мира. Озабоченность плохим самочувствием, состояние собственного здоровья вызывает серьезные опасения на умозрительном уровне, т.е. не отмечается ни депрессии, ни повышенной тревожности.

Уход от решения проблем в связи с плохим самочувствием. Стремление уйти от общения с окружающими. Погруженность в болезнь.

Трудности концентрации внимания. Расплывчатость, нечеткость мышления.

Потребность в покое и избавлении от причин, породивших тревогу. Потребность в ограничении контактов и избегании конфликтов.

Подавленность, чувство несчастливости, болезненный самоанализ, тревожно-мнительные черты Болезненная чувствительность к агрессивным реакциям окружающих. Избирательность в общении. Своеобразие, мнительность, склонность к болезненному самонаблюдению, отрыв от реальности. Впечатлительность, женственность. Пессимизм в оценке своих перспектив.

Условия оптимальной эффективности: привычная обстановка и отсутствие стрессов. Необходимы уединенность и покой. Возможность привлечь внимание окружающих к своим проблемам и многочисленным жалобам на плохое самочувствие.

Коррекционный подход сталкивается с выраженным субъективизмом испытуемого. Трудно преодолеть закрытость, добиться доверия. Необходимо медикаментозное лечение.

Особенности состояния: странности поведения, отрыв от реальности. Избирательность в контактах. Неудовлетворенность, склонность к самоанализу, нарциссические черты. Ипохондричность. Болезненная сосредоточенность на сексуальной сфере, связанное с опасениями за свое здоровье. Трудности межличностного общения. Уход в мир надуманных ценностей.

Рекомендации по выбору профессии затруднены из-за выраженной тяжести состояния. Вероятно значительное снижение эффективности в нестандартных и стрессовых ситуациях.

Заключение: ипохондрический синдром на фоне аутизма и эмоциональной уплощенности. Необходимо дополнительное изучение мыслительных функций с помощью экспериментально-психологических ментодик.

 

№6. Власова И.М. Пол женский. Возраст 35. Образование высшее, филологическое. Работала в библиотеке. 2 года не работает. Обследована в клинике пограничных состояний. Код 2*317”8’0-/ 95 FLK. Невроз навязчивых страхов.

Стремление быть предельно откровенной. Профиль шкал достоверности в рамках допустимого разброса, однако разница между показателями F и K выявляет тенденцию к драматизации имеющихся проблем и подчеркиванию тяжести состояния. Профиль, характерный для состояния выраженной дезадаптации, сопровождающейся эмоциональной напряженностью. Резко сниженный фон настроения, падение жизненного тонуса. Навязчивые действия, чувство растерянности и паники.

Сочетание эмоционально-вегетативных и физиологических расстройств.

Защитные механизмы: блокировка эгоистических потребностей и активности ради сохранения бесконфликтных отношений с окружением. Реакции страха. Уход от общественной активности в мир субъективно значимых интересов. Мистический настрой, проявляющийся ирреальными опасениями. Заниженный уровень самооценки.


№6 Власова И.М.
Пассивно-страдательная позиция, преобладает мотивация избегания неуспеха, приводящая к блокированности действий. Стремление избежать вовлеченности в социальную активность при конформности установок. Эмоциональный фон: депрессия, тревога как немотивированное состояние, фиксированные страхи. Склонность к аутоагрессии.

Коррекция состояния возможна лишь с участием врача-психотерапевта и должна быть направлена на снижения уровня депрессии и тревоги, а также на повышение у обследуемой самооценки и уверенности в себе. Групповая и индивидуальная психотерапия, аутогенная тренировка. Необходима дезактуализация тревожных опасений и страхов. При этом нужно преодолеть закрытость больной и добиться доверия. Терапия искусством, психодрама, социотренинг, гипноз. Избегать погружения в "бессознательное".

Дезадаптация по невротическому типу. Депрессивно-тревожный синдром с вегето-эмоциональной неустойчивостью и иррациональными страхами. Эмоциональная

неустойчивость. Функциональные расстройства, ухудшение сна и общего самочувствия. Признаки выраженной социально-психологической дезадаптадаптации. Астения. Суицидальный риск.

№16 Власова И.М.
Состояние напряженности и тревоги затрудняет рекомендации по выбору профессии и делает их неуместными до нормализации состояния. В любом случае рекомендуется та социальная ниша, где к будут исключены частые стрессы и избыточная ответственность.

 

№7. Туранов П.Е. Пол мужской. Возраст 47 лет. Образование незаконченное среднее.

Код профиля 8!6**48”9’-/ 05 XFLK. Психолого-психиатрическая экспертиза вследствие противоправного поведения.

Торопливость и небрежность в ответах, снисходительное отношение к недостаткам своего характера, некритичное отношение к своему состоянию.

Склонность к застреванию на негативном опыте с тенденцией к экстраполяции враждебных переживаний на большинство окружающих лиц. Поспешность в принятии решений, в высказывании суждений. Пережитые неудачи не способствуют научению. Быстрота в принятии решений без серьезного анализа ситуации. Некритичность к своим промахам. Повышенная потребность в авторитарной позиции и независимости.

 

№7 Туранов П.Е.

L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

T б. 50 78 43 45 40 45 90 30 110 55 120 70 40

Антисоциальная направленность интересов.

Выраженная аффективная насыщенность переживаний. Гиперстенический тип реагирования. Резко нарушен баланс между эгоцентрическими тенденциями и социально ориентированными намерениями. Ослаблен самоконтроль. Позиция активно-агрессивная. Субъективно-иррациональная мотивация. Упрямство, агрессивность. Непредсказуемость. Максимализм в проявлении чувств и в высказываниях. Пренебрежение к общепринятым нормам поведения, отсутствие опоры на морально-нравственные традиции окружающей среды.

Низкая степень совместимости с окружением. Соперничающий, авторитарный стиль межличностного общения. Конфликтность. Выраженное стремление к независимости. Негативная установка на корригирующее влияние окружения. Отрицание авторитетов. Иррациональный, непредсказуемый стиль поведения. Внешнеобвиняющая реакция. Агрессивность. Проекция своей недоверчивости и враждебности на окружающих. Резкое выплескивание враждебных чувств с обвинением других в недоброжелательности и неправоте. Отрицание трудностей, неадекватно завышенная самооценка. Вытеснение из сознания негативной информации. Эксплозивно-иррациональный тип реагирования. Эксплозивность. Паранойяльность. Возможны взрывные реакции, вспышки гнева, враждебности. Поиски справедливости могут привести к акциям мстительности. Выраженная социально-психологическая дезадаптация. Поведение некорригируемо.

Вывод: психопатическая личность с брутальным агрессивно-антисоциальным поведением.

 

№8 Гулимова Т.С. Пол женский. Возраст 26 лет. Образование среднее.

Психолого-психиатрическая экспертиза. Трансвестизм.

Код профиля: 5*6824’079-1/3 FLK

L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

T . б . 52 68 46 57 75 40 75 87 79 68 76 60 69

№8 Гулимова Т.С.

Сосредоточенность на проблемах, связанных с полом. Спонтанность эмоциональных проявлений. Тревожно-депрессивное состояние. Возможна импульсивность поступков. Трудности межличностных отношений из-за искаженной половой самоидентификации. Комплекс неполноценности. Неженственный стиль поведения. Склонность к сверхценным образованиям. Общая напряженность, ажитированные поиски выхода из ситуации. Неадекватная самооценка. Снижена критичность.

Вывод: психопатическая личность с нарушенной половой самоидентификацией.

 

Дополнительные шкалы

Кро­ме шкал дос­то­вер­но­сти и 10 ос­нов­ных су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во до­пол­ни­тель­ных шкал. Они соз­да­ва­лись раз­ны­ми ав­то­ра­ми в со­от­вет­ст­вии с ин­те­ре­со­вав­ши­ми их про­бле­ма­ми на ба­зе все тех же 566 ут­вер­жде­ний. Ка­ж­дый из ав­то­ров ис­поль­зо­вал этот оп­рос­ник, срав­ни­вая в про­цес­се ста­ти­сти­че­ской об­ра­бот­ки дан­ных ти­пич­ные от­ве­ты вы­бран­ной эта­лон­ной груп­пы с нор­ма­тив­ны­ми дан­ны­ми. Та­ким об­ра­зом от­би­ра­лась груп­па зна­чи­мых ут­вер­жде­ний, т.е. тех ут­вер­жде­ний, от­ве­ты на ко­то­рые дос­то­вер­но от­ли­ча­лись в эта­лон­ной груп­пе и в нор­ме. Ав­то­ром дан­ной кни­ги адап­ти­ро­ва­ны к оте­че­ст­вен­ным ус­ло­ви­ям бо­лее 200 до­пол­ни­тель­ных шкал. Нор­ма­тив­ный раз­брос этих шкал на­хо­дит­ся так­же в пре­де­лах 30-70 Т, со­от­но­ше­ние сы­рых бал­лов с Т-бал­ла­ми про­из­во­дит­ся по фор­му­ле:

10 (X - M)

Т = 50 + ----------------

s

где Х - сы­рой ре­зуль­тат, по­лу­чен­ный по клю­чу со­от­вет­ст­вую­щей шка­лы, М - ме­диа­на, т.е. сред­не­нор­ма­тив­ный по­ка­за­тель, а “ s ” - сред­не­квад­ра­тич­ное от­кло­не­ние - сиг­ма. До­пол­ни­тель­ные шка­лы ис­поль­зу­ют­ся двоя­ким об­ра­зом: 1) для изу­че­ния сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти то­го при­зна­ка, ко­то­рый эта шка­ла вы­яв­ля­ет и 2) как до­пол­не­ние или уточ­не­ние к ос­нов­но­му лич­но­ст­но­му про­фи­лю. Ос­нов­ной це­лью раз­ра­бот­чи­ков этих шкал бы­ло стрем­ле­ние уп­ро­стить об­сле­до­ва­ние. Од­на­ко, поль­зу­ясь удоб­ным мо­мен­том, ав­тор счи­та­ет уме­ст­ным ска­зать, что “уп­ро­ще­ние” в пси­хо­ди­аг­но­сти­ке при­во­дит к ошиб­кам, при­ми­ти­ви­за­ции и сни­же­нию на­деж­но­сти по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. Вы­рван­ные из контекста целостного исследования, показатели отдельных шкал могут ввести в заблуждение, придать исследованию поверхностный характер. Дополнительные шкалы между собой никак не соотносятся, навыки их интерпретации в совокупности с общим профилем и в “связках” формируются с приобретением опыта.

Ин­тер­пре­та­ция этих шкал на­пра­ши­ва­ет­ся по их на­зва­ни­ям. Краткая характеристика некоторых дополнительных шкал приводится ниже. Нумерация и название шкал соответствуют таковым в списке дополнительных шкал, ключи к которым приведены в Приложении.

1.«1-й фактор». Этот фактор является дериватным, т.е. выводимым из сочетания высоких показателей 7-й и 8-й шкал при низком К. 1-й фактор выявляет хронические трудности адаптации, психологический дискомфорт, состояние тревоги, беспокойства. Состояние общего эмоционального стресса.

2.«Способности к обучению». Речь идет об имеющихся у обследуемого лица тех эмоциональных условий, которые позволили бы ему эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Преобладание самоконтроля и власти рассудка над эмоциями тем выше, чем больше показатель по этой шкале.

6.«Зрелость». Чем выше показатель, тем более зрелой в эмоциональном плане является личность. При этом, как правило, профиль отражает достаточно устойчивое состояние, нет высоких пиков.

9. «Алкоголизм». Прямо пропорциональная зависимость между высотой шкалы и выраженностью алкоголизма как патологического влечения к алкоголю, плохо корригируемого извне. В базовом профиле этот показатель проявляется высокой 4-й шкалой.

11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной позицией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.

14. «Отношение к себе». Выявляет уровень самооценки и вместе с 11-й шкалой определяет баланс между способностью опираться на собственное мнение и тенденцией к зависимости от точки зрения окружающих. Высокие показатели по 14-й шкале свойственны для уверенных в себе, самодостаточных людей. В профиле это находит отражение в виде преобладания 4-й, 6-й или 8-й шкал.

16. «Шкала тревоги». Высокие показатели характерны для состояния свободно-плавающей тревоги в отличие от повышенной тревожности как черты характера. Коррелирует с показателями 7-й и 3-й шкалы, с «плавающим» профилем.

26. «Шкала контроля». Высокие показатели свидетельствуют о невротической зажатости, о наличии сверхконтроля. В норме повышение по этой шкале свойственно лицам, испытывающим определенные трудности сдерживания эмоциональных реакций, которые берутся под контроль, так как эмоциональные проявления осознаются как избыточные или неуместные. В профиле СМИЛ эти особенности проявляются повышенными 1-й, 2-й, 0-й шкалами.

36. «Шкала соперничества». Выявляет стремление к конкурирующим отношениям с окружающими, к первенству. Коррелирует с повышенными 4-й и 6-й шкалами.

38. «Адвокатский тип личности». Высокие показатели типичны для лиц, обладающих свойством повышенной социальной гибкости, способностью сглаживать противоречия в группе, находить компромиссное решение между разнонаправленными тенденциями в коллективе. В профиле этот тип личности проявляется повышенной 3-й шкалой.

50. «Доминирование». Стремление к превосходству над другими, нежелание подчиняться. Коррелирует с повышенной или высокой 4-й шкалой, иногда в сочетании с 6-й.

57. «Зависимость». Повышение данной шкалы выявляет склонность к подчинению, конформность установок, трудности принятия решений, стремление идти на поводу у точки зрения большинства. Коррелирует с признаками тормозимого типа личности (повышенные 2-я, 7-я, 0-я шкалы).

62. «Сила Эго». Выявляет способность к противостоянию дезорганизующим средовым влияниям ядра личности, осуществляющего самоконтроль и саморегуляцию поведения. Низкие показатели (ниже 50 Т) выявляют плохую интеграцию личности и стрессонеустойчивость. Основной профиль при этом показывает эмоциональную напряженность: пикообразный профиль или типа «зубчатой пилы»

74. «Контроль над враждебностью». Выявляет способность к контролю над чувством враждебности и агрессивными тенденциями. Коррелирует с повышенной 2-й шкалой при высокой 6-й.

77. «Враждебность». Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонностью к агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органические поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.

95. «Интеллектуальный коэффициент». Это – не IQ в буквальном смысле. Также как и «Шкала способностей к обучению», эта шкала лишь показывает, насколько оптимальной является внутриличностная ситуация для эффективного использования своего интеллекта. Чем показатель ниже, тем пессимистичнее оценка возможностей данного лица в реализации своих потенциальных ресурсов из-за преобладания эмоциональных реакций. В то же время подмечено, что повышение шкалы позитивно коррелирует с IQ по Векслеру. Профиль с высокими пиками, особенно по 4-й, 6-й, 7-й или 9-й, как правило, сочетается со пониженными (ниже 50Т) показателями по шкале “Интеллектуальные способности”.

106. «Лидерство». Выявляет стремление к власти, высокую мотивацию достижения успеха с выраженной тенденцией увлечь окружающих своей идеей и повести их за собой. Коррелирует в повышенной 6-й шкалой в сочетании с 4-й.

121. «Шкала альтруизма» наблюдается повышенной у лиц, обладающих мягкостью характера, доброжелательностью, способностью приносить в жертву свои интересы ради благополучия других. В профиле СМИЛ эти тенденции отражаются повышенной у мужчин и низкой (ниже 50 Т) у женщин 5-й шкалой, а также сопутствующими повышенными 2-й и 7-й шкалами.

129. «Шкала невротизма». Выявляет длительное эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, низкий порог выносливости к стрессу, перенапряжение защитных механизмов. При этом чаще всего базовый профиль носит черты, типичные для невротических расстройств: 213”78’0-/9 FKL.

135. «Шкала оригинальности». Выявляет склонность к оригинальному, свободному от шаблонов, субъективно окрашенному стилю мышления, поведения, высказываний. Является уточняющим дополнением при раздумьях по поводу повышенной 8-й шкалы в основном профиле.

138-я и 139-я шкалы («Чистая паранойя» и «Идеи преследования») помогают отграничить акцентуацию по педантично-эпилептоидному типу от патологии психиатрического регистра при профиле с ведущей 6-й шкалой.

171. «R – второй фактор. Выявляет отсутствие правильного самопонимания, выраженную зависимость от мнения референтной группы, тенденцию к вытеснению реальных психологических проблем. Позитивно коррелирует с невротической триадой 123 и негативно – с 9-й шкалой в основном профиле.

174. «Шкала социальной ответственности». Выявляет повышенную ответственность индивида в отношении своих общественных обязанностей.

177. «Шкала играния роли». Выявляет установку на вживание в различные социальные роли. Повышенные показатели сопутствуют «артистическому профилю личности» (повышенные 3-я, 5-я, 8-я и 4-я шкалы), а также при симулятивных установках.

205. «Шкала толерантности» повышена у лиц, которые в стрессе компенсируют и контролируют состояние эмоциональной напряженности. Соответственно, базовый профиль не должен выглядеть как профиль дезадаптированной личности, т.е. не должно быть высоких пиков.

209. «Язвенный тип личности». Эта шкала бывает повышена у лиц со склонностью к переводу психологической напряженности в сферу физиологических расстройств, в частности, в психосоматические расстройства, протекающие как язвенное заболевание (язва желудка или двенадцатиперстной кишки). В основном профиле такая тенденция проявляется пиком 21” или 12”, особенно – у мужчин.

Как ясно из описания, показатели дополнительных шкал находят свое отражение и в базовом профиле. Их роль лишь уточняющая. Название каждой шкалы поясняет, какое качество у данного индивида выражено выше нормы (если показатель выше 70 Т), повышено (если выше 56 Т) или ниже нормы (ниже 50 Т).

 

© Собчик Л.Н.

 

Все ключи, опросники (мужской, женский, подростковый варианты), регистрационные и профильные листы, практическое руководство, компьютерные программы можно приобрести в Институте прикладной психологии (тел 156-21-11, 156-64-08, E-mail apilns@online.ru )

 


[1] Л.Н. Собчик. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.

С.-Пб. Изд. Речь, 2002.

[2] Dahlstrom W.G., Welsh G.S. An MMPI handbook. Minneapolis. 1960.

[3] Hathawey S., Mckinley J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis. 1956.

[4] Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний.

В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических заболеваниях. Л., 1986. Стр. 77-81.

[5]Шос­та­ко­вич Б.В., Собчик Л.Н., Сви­ри­нов­ский Я.Е., Гу­са­ко­ва З.С., Ха­ри­то­но­ва. Н.К. Ст.

«Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний». Ж. Невропатология

и психиатрия. Москва, 1985, №4. Стр. 579-584.

[6] Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных депрессий.

В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях.

Л., Медицина, 1986.

[7] Шостакович Б.В., Свириновский Я.М., Собчик Л.Н.,Гусакова З.С., Харитонова Н.К.

Ст.”Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний”.

Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С. Корсакова. 1985. N 4.С.579-584.

[ЛНС1]

...





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.