В чём успех ученического самоуправления?




Игорь Александрович Катасонов,

МБОУ СОШ с углублённым изучением

отдельных предметов №47, г.Липецк

2015, Липецк

В чём успех ученического самоуправления?

«Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан – дело не одного дня; и, чтобы иметь граждан, нужно наставлять их с детского возраста».

Жан Жак Руссо

 

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, поскольку как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

В связи с этим всё чаще и чаще приходится слышать о социальном партнёрстве. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества.

В нынешней системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием.

Вместе с тем социальному партнерству надо учиться. Это особая образовательная область. В ней сейчас нет учителя и ученика, как в традиционной дидактике. Учатся и педагогики, и ученики, и все общество. Учатся договариваться, совместно становиться гражданским обществом.

МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №47– это школа социального партнерства. Общественно-активная, открытая школа – это школа, выстраивающая партнерские отношения между участниками образовательного процесса, местным сообществом, ведущая социально-направленную деятельность, способная поделиться своими ресурсами и привлечь на свое развитие дополнительные возможности.

 

Взаимодействие органов ученического самоуправления и школы осуществляется в системе государственного-общественного управления ОУ, когда представители учащихся, выдвинутые органами ученического самоуправления в состав Управляющего совета школы, являясь полноправными представителями учащихся, совместно с администрацией, педагогами и родителями принимают важные для школы решения, утверждают локальные и нормативно - правовые акты, совместно решают возникшие проблемы. Участвуя в различных грантовых конкурсах всероссийского, областного и городского масштаба, представители органов ученического самоуправления способны привлечь в школу материальные и технические ресурсы, для осуществления конкретных проектов и программ.

В нашей школе созданы и успешно функционируют органы управления, в которых представлены все участники образовательного процесса - ученики, учителя и родители. Прежде всего это - Управляющий совет. В рамках партнёрства родителей, учащихся и педагогов проводятся ежегодные общешкольные конкурсы «Семья года», «Ученик года», на заседаниях Управляющего совета утверждаются основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

В рамках учебного заведения основным партнёром ученического самоуправления являются также, безусловно, школьные детские и молодёжные общественные объединения. Часто встречающейся ошибкой является смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления. Ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Поэтому необходимо рассматривать детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.

В рамках модели ученического самоуправления «Школьное государство», действующей в нашей школе, несколько лет назад Школьным парламентом был принят закон «О школьных детских и молодёжных общественных объединениях». В состав школьного правительства неизменно входят председатель Совета дружины» школьной пионерской организации «Вместе» и председатель актива клуба старшеклассников «Юность». Ежегодно подписывается договор о сотрудничестве между лидером ученического самоуправления школы и лидерами школьного детского движения.

 

Ну и, наконец, то, о чём хотелось бы рассказать более подробно. Это сотрудничество и партнёрство с другими общеобразовательными учреждениями города.

В 2006 году активисты нашего ученического самоуправления, находясь в поиске новых, интересных форм работы, устремили свой взгляд на межшкольное самоуправление.

Были налажены контакты и заключены договоры о сотрудничестве с органами ученического самоуправления липецких средних школ №7 и №41. Ребята показали друг другу свои школы, поделились существующими проблемами, провели совместные мероприятия. Затем к активистам трёх школ присоединились старшеклассники 52-й школы и СКО школы-интерната 3-4 видов. Ребята назвали свой проект «Содружество». Впоследствии к нему присоединились 38, 23,70,77 школы, школа-интернат №2.

Ребята создали свой межшкольный актив самоуправления, сайт проекта в сети Интернет, группу в социальной сети «ВКонтакте», сочинили гимн проекта. Они придумывают и организуют то, что им нравится, то, до чего не доходят порой руки у нас, взрослых. Ежегодно в школах «Содружества» проходит большой творческий проект. Отборочные туры – в школах, суперфинал – в школе-организаторе. За последние годы проектами года стали «Битва хоров» и «Минута славы», «Один в один» и «КВН», «Что? Где? Когда?» и «Универсальный класс». Ежегодно ребята организуют разнообразные тематические флеш-мобы на улицах родного города. Была проведена большая спартакиада в память об ушедших от нас учителей.

Заслуживает внимания ежегодная акция «Проживи один день в другой школе», в рамках которого лидеры учатся в течение одного дня в одной из школ «Содружества», принимают участие в работе Советов старшеклассников данной школы. Поучившись один день в другой школе, ребята могут сравнить особенности преподавания ряда предметов в разных школах, а поучаствовав в заседании Совета старшеклассников, узнать способы проведения заседаний подобных органов ученического самоуправления.

У проекта появилась собственная команда КВН Black and White, уже успевшая стать серебряным призёром городского фестиваля школьных команд КВН «Кубок департамента образования» и бронзовым призёром регионального турнира всероссийской юниор-лиги КВН.

Благодаря победам в грантовых конкурсах различного уровня мы дважды провели двухдневные загородные слёты активистов проекта в детском оздоровительном лагере «Ёлочка».

Стоит отметить победу наших активистов во всероссийском дистанционном турнире ученического самоуправления «Лидер и его команда», благодаря которой ребята получили возможность представлять всю Липецкую область на всероссийском фестивале ученического самоуправления «Мегаполис» в лагере «Смена» в Анапе.

Известный в городе ежегодный фестиваль «Диалог цивилизаций» также не обходится без команды «Содружества», которая уже дважды успела стать абсолютным победителем фестиваля.

Ежегодно на фестиваль наша команда готовит минутный презентационный ролик. Сейчас мы посмотрим ролик к фестивалю прошлого года, наша команда называлась «Салатик».

Ролик «Салатик»

В 2012-2013 году мы пригласили принять участие в фестивале «Диалог цивилизаций» в составе команды «Содружество» старшеклассников школы №132 г.Самары. Ребята несколько дней жили в семьях наших учащихся, активно работали на фестивале. А провожать их на вокзал пришёл, казалось, весь «Диалог». На этих фотографиях можно увидеть вдохновленные лица самарских ребят, а также наших учащихся, которые спустя полгода отправились с ответным визитом в Самару.

 

Ну а это - собственное информационное издание «Содружества», которое распространяется по всем школам проекта, репортажи и интервью готовят члены актива каждой из школ. В одном из номеров мы находим такие строки….. «Согласно определению из словаря С.И. Ожегова, слово «содружество» имеет 2 значения. Содружество, -а, ср. (книжн.). 1. Взаимная дружба, дружеское единение. 2. Объединение, основанное на дружбе. А какое значение это слово имеет для ребят, которые «организовали свое содружество»?!

Помимо проведения межшкольных мероприятий, ребята с удовольствием встречаются вместе: в кафе, на катке, в парке, на речке. Их связало «Содружество». Ожегов был прав! J Для ребят это не только проект школьного самоуправления, но объединение, основанное на дружбе, настоящей дружбе, много раз проверенной!

Спасибо тем, кто создал проект! Спасибо тем, кто его развивает! Спасибо тем, кто своей дружбой его сохраняет! Дружите!

Ну и наконец - будущее нашего проекта. То, над чем мы работаем сейчас и что хотим осуществить в ближайшее время:

- выступления объединённых команд знатоков проекта «Содружество» на городских и областных интеллектуальных турнирах «Что? Где? Когда»,

- проведение совместных Дней здоровья с организацией приёма норм ГТО,

- подготовка и участие членов проекта «Содружество» в городском конкурсе лидеров детского движения и ученического самоуправления «Лидер 21 века»,

- создание в каждой школе проекта «Содружество» сайта ученического самоуправления,

- организация сотрудничества и изучения вопросов государственно-общественного управления не только на ученическом уровне, но уровне педагогов.

Таким образом, стержневой идеей программы развития нашей школы стало социальное партнерство, особый тип отношений, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества участников образовательного процесса оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Мы убеждены, что воспитательный процесс просто необходимо строить на социальном партнёрстве.

Наша школа открыта для всех. Мы с удовольствием делимся опытом своей работы по организации ученического самоуправления с различными категориями работников ОУ. В год проводится до пяти семинаров для заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых школ области.

Работая над Положением нашего ученического самоуправления, мы определили цель его существования в формировании саморазвивающейся личности, повышении правовой культуры, формировании гражданской позиции, выявлении лидеров среди ученического коллектива. И если именно участие в совместной деятельности с социальными партнерами на равных условиях, стремление к согласованной работе поможет эту цель достигнуть, значит, сотрудничество и есть успех ученического самоуправления.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!