Сады Ассирии и Вавилона. Характерные черты, примеры.





1. Географическое положение. Государство двуречие или междуречье находилось на территории далины рек Тигр и Ефрак впадающие в Персидский залив.

2. Климат. Климат аналагичен Египетскому. Осадки есть.

3. Растительность богаче чем в Египте, возможно произростание лесов.

4. Исторический очерк.

· Ассиро-вавилонская культура которая приходится на период 8-7 века до н.э. в этот период были сооружены сады, храмы. Строительным материалом являлся сырцовый кирпич, материал крайне не прочный и это явилось причиной крайней не прочности

5. Типы садов.

· Зеленой оформление зиккуратов

· Царские сады

· Висячие сады

· Обширные леса и парки предназначенные для охоты или прогулок верхом.

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Южный дворец Навуходоносора II, построен в 6 в до н.э. основанием сада служили мощные сводчатые перекрытия. На них были уложены каменные плиты залитые свинцом, затем шел слой тростника пропитанный битумом, по верх всего шли два слоя кирпича. Далее были сооруженны террасы (платформы) от 4-х и более. Нижняя была размером 45х40м. имела высоту 8 метров. Вторая 40х30м и высотой 13 метров. На нижних платформах высаживыли деревья, на верхних кустарники и травянистые растения.

6. Функции садов.

· Религиозные

· Эстетические

· Утилетарные

7. Стиливые особенности.

· Террасирование

· Асимметрия

· Отсутсвие компазиционного центра

 

3. Сады Древней Греции. Характерные черты, примеры.

• Географическое положение.

Греция - государство на юге Европы, занимала южную часть Балканского полуострова. На востоке омывалась Эгейским морем, на западе — Ионическим морем, на юге Средиземным. Пелопонне́с — крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы.

 

• Климат.

Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый.

 

• Растительность.

От стран Востока по природным условиям Греция отличалась низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной, а греческий ландшафт — это чередование скалистых гор, долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Естественно произрастали: несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

 

• Исторический очерк.

Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, и всю историю древнегреческой культуры принято делить на пять эпох:

— крито-микенскую (XX-XIII вв. до н.э.);

— древнейшую или "гомеровскую" (XII-до конца VIII в. до н. э).;

— архаическую (VIII - VI вв. до н. э.);

— классическую (V-IV вв. до н. э.);

— эллинистическую (III - I вв. до н. э.).

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся из канавок с проточной водой. Деревья высаживали рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана, фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи.

В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр. Размеры и формы греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

Греки имели обширные сведения о растительном мире. Так, Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) перечисляет в своих трудах около 250 названий растений, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений.

Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. В работах Аристотеля впервые дается наставление по возделыванию роз.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского (в Эллинистическую эпоху в IV в. до н.э.) вся Азия (Персия, Египет, др.средиземноморские страны) с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов.

В Александрии публичные и царские сады занимали четвертую часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.

 

• Типы садов:

1. Священные рощи - герооны.

Это общественные сады - священные рощи героев, посаженные в честь основателей городов и других выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на Делосе). Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями. Герооны послужили прообразом современных спортивных парков.

2. Нимфеи – место обитания богов, нимф и муз, и представляли собой священную дубовую, кедровую, или оливковую рощу, с расположенным в центре источником. Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности.

3. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий, это были общественные парки, не связанные с религиозным культом, в отличие от священной рощи. Важным и интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии. Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч философов с коллегами, учениками и друзьями. Например, знаменитый афинский парк у героона Академа в Элевзисе. Это был парк - школа для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. Спустя полвека знаменитый философ Платон (427-347 гг. до н. э.) под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. На склоне лет Аристотель назначил преемника - своего лучшего ученика Тиртама, которого называли Феофрастом (божественным оратором).

Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу.

 

4. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений. Это были общественные сады, украшенные по периметру колоннадами и обсаженные платанами.

5. Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

6. Также к садово-парковому искусству Древней Греции относятся театры и атриумы—внутренний дворик, в центре которого водоём, позже – патио около дома. Древнегреческий атриум стал прототипом современного малого сада.

 

• Функции сада.

В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. Появились первые общественные сады общественно-воспитательного значение и места для развлечений и отдыха.

 

• Стилевые особенности.

Впервые разработаны теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей античности, куда входили:

— система пропорций - принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого. Модуль — это единица, минимальный базовый элемент, на основе которого строится вся композиция путем повтора или кратного увеличения.

— принципы равновесия, ритма и симметрии.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом:

1.— использование горной местности для устройства террас,

2.— создание искусственных бассейнов с фонтанами, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами,

3.— применение архитектурных форм (витые лестницы),

4 — применение скульптуры,

5.— более свободная композиция, декоративность, композиция садов Древней Греции - регулярная с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления,

6.— применение цветов в парках.

 

4. Сады Древнего Рима. Характерные черты, примеры.

5. Географическое положение.

Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

 

6. Климат.

Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка).

 

7. Растительность.

Широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

 

8. Исторический очерк.

В истории Древнего Рима выделяют три эпохи.

- Эпоха царей (VIII-VI вв. до н.э.) характеризуется формированием рабовладельческого строя.

- Эпоха республики (VI-I вв. до н.э.) - Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство.

- Эпоха империи (I-V вв. н.э.) - определяется значение Рима как государственного центра. Разворачивается градостроительство: строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенствуется композиционное решение архитектурных ансамблей. В конце III в. н.э. упадок рабовладельческой системы обусловил кризис империи. В 410 г. н.э. Римская империя пала под ударами вестготов.

В Древнем Риме провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э.

 

9. Типы садов:

К I в. н.э. сформировались следующие типы садов:

1.Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.

2.Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров.

3. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.

4. Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома.

В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Размеры таких дворов были различны: 9Х20 (в доме Веттиев), 28Х22 (в доме Фавна). Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.

5.Сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах и имели ступенчатое композиционное решение, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы еще не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 — 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.

6. Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Это был участок, как правило, размером 20x10 м, имевший регулярную планировку. Ксист располагался перед зданием виллы в парадной части парка. Главный элемент плоского сада - газон, окаймленный строгим бордюром из стриженого самшита или мирта.

7.Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего. Интересна также вилла «Тибуртина» императора Адриана (117-138 гг. н.э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.

Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в 1 в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля.

 

10. Функции сада. У каждого сада были свои функции (см. пункт V. Типы садов)

 

11. Стилевые особенности.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

— совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

— создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

— отсутствие композиционного единства в садах.

После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

 

12. Сады Средневековья. Характерные черты, примеры.

13. В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

14. В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

15. Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами.

16. Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortusconclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

17. Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Мысль о возможном воссоздании на земле Эдемского сада зародилась с тех пор, как возникли монастыри, убежища от земной суеты. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

18. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви.

19. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства и христианских добродетелях.

20. Часто вмонастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья – фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище.

21. По назначению сады делились на аптекарскиеогородысо всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады.

22. Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней.В нем выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения, и растения, которые могли служить красителями. Цветущие и ароматные растения сообщали красоту аптекарским грядкам.Но различных красиво цветущих растений не так много разводили в средние века. Для них не хватало места в мрачных замках и тесных городах. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений — розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы.

23. Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Так же были установлены определенные законы против тех, кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило прожигание пальцевног. А иногда виновного в порче чужого сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и осуждали на вечное изгнание.

24. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии.

25. Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. Был основан в 613 году Св. Галлом.Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).

26. В 1983 г. монастырь Святого Галла внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».

27.

28.

29.

30. Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди.Из такого лабиринта было, как правило, только один — два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода.

31. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

32.

33. Клуатр(от лат. Claustrum – закрытое место) —крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.

34. В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Сант-Галлен в Швейцарии. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы.Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество.

35.

36. Сады замков или Феодальный тип садов.

37.

38. Замок с башнями и зубчатыми стенами на высокой скале. Глубокий ров, наполненный водою. Ни деревца вокруг. Ничто не мешает часовым далеко обозревать окрестность, нигде не может притаиться приближающийся враг. Здесь, в таком замке, в постоянной военной тревоге живут рыцари. Казалось бы, здесь, на скале нет места для сада, но они были…

39. Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей – были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, –прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

40. Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. В первые века после падения Римской империи розы в Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь появились в садах. Растения с ценными целебными свойствами становятся в средневековье основой духов и косметических средств. Такие садики называли садами «ученых женщин», которые изобрели первые ароматические снадобья.В странах Европы в средневековье люди почти не мылись и, чтобы отбить запах, обмазывали себя пахучими смесями из десятков ингредиентов, так появились первые духи.

41. Иногда в замковых садах росли деревья – липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" – для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов"– один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв., а Мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.

42. Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

43. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

44. В позднее средневековье появились «сады любви»: сады, предназначенные для любовных уединений, свиданий любящих, а также просто для отдыха от шумной придворной жизни. Здесь музицировали, вели беседы, читали книги, танцевали, играли в различные игры, среди которых выделялись шахматы и «мельница». Такие сады имели посредине небольшие бассейны для купаний. Хорошее изображение такого «сада любви» сохранилось на миниатюре «Сад удовольствий» в итальянской рукописи в Библиотеке Extena в Модене. Молодые люди купаются в Фонтане Юности, пьют вино и наслаждаются музыкой. Совместное купание в небольших бассейнах мужчин и женщин довольно часто изображается в средневековых миниатюрах: по-видимому, в этом не было ничего удивительного в условиях «коммунальной» жизни средневековых замков и городов, где уединение было желанным, но не всегда доступным.

45. Устраивались в садах и небольшие травяные площадки для танцев и игр. Сады позднего средневековьяобустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен — и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями.

46. Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.

 

47. Парки Китая. Особенности планировки.

Садово-парковое искусство Китая существенно отличается от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных планов, здесь развивалось ландшафтное или пейзажное паркостроение, в основе которого лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Сады Китая связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» - бодарчу). Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае - сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает найти источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

 

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. Первые сведения о садах, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га., император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, бал известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники.

 





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.048 с.