В приведенных ниже документах содержатся ориентиры и методические рекомендации по разработке различных программ.




Программа (образовательная)

Проектирование программ – одно из важных направлений педагогического проектирования.

Программа (образовательная) представляет собой документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Структура и содержание предлагаемой программы зависят от ее вида и подчиняются общим нормативным требованиям к данному виду документов (требованиям ФГОС и методическим рекомендациям по разработке различного рода общеобразовательных и общеразвивающих программ, в т.ч. рабочих программ).

Это может быть

- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как неотъемлемая часть основной образовательной программы определенного уровня (НОО, ООО, СОО),

- программа учебного курса и курса внеурочной деятельности, обеспечивающая различные интересы и образовательные потребности обучающихся;

- дополнительная общеразвивающая программа, реализуемая в условиях летнего школьного лагеря, кружка и др.;

- фрагмент рабочей программы учителя, отражающий специфику реализации здоровьесберегающих образовательных технологий;

- программа коррекционной работы с обучающимися групп риска, имеющими особые образовательные потребности ограниченные возможности здоровья;

- часть программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

 

Текст программы содержит структурные компоненты, соответствующие тому или иному виду программы.

Как правило, в программе присутствуют следующие разделы.

Титульный лист

Пояснительная записка, раскрывающая

- актуальность, назначение и особенности программы, ее направленность, роль и место в общем образовательном процессе и в реализации основной общеобразовательной программы, объем и срок освоения программы;

нормативные основы и принципы ее построения и реализации, ценностные ориентиры реализации программы,

соотношение инвариантной и вариативной частей, особенности построения содержания и форма освоения (очная, очно-заочная или заочная), режим занятий,

- особенности целевой аудитории реализации программы (возраст, образовательные потребности, другие особенности, которые необходимо учитывались при разработке и реализации программы).

Целевой раздел, раскрывающий цель и задачи программы.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

в планируемых результатах необходимо сформулировать:

а) требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

б) компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

в) личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

Систему контроля и оценивания достигнутых результатов, включая контрольно-измерительные материалы к отдельным темам и всей программе. Формы аттестации. Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов (формы отслеживания и фиксации образовательных результатов).

Содержательный раздел, включающий

- направления работы педагога, их характеристику и основное содержание (если педагог или коллектив одновременно реализует различные направления);

- систему учебно-воспитательных мероприятий, учебно-тематический план с указанием тем, видов работы, форм проведения мероприятий (занятий), количества часов;

- раскрытие основного содержания тем и контрольно-оценочных мероприятий.

Организационный раздел, включающий

- план реализации мероприятий (учебный план или его часть, касающаяся реализации данной программы),

- описание условий, необходимых для реализации программы,

- характеристику используемых педагогических технологий,

- перечень необходимых средств и ресурсов,

- требования к кадровому обеспечению,

- информационное и методическое обеспечение реализации программы,

- материально-техническое обеспечение

 

и др.

Список литературы

- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

- литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

Учебный план дополнительной общеразвивающей программы может быть представлен следующим образом:

Методическое обеспечение программы может включать перечень:

- ведущих наиболее важныхметодов обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- основныхформ организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая форма; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

- ведущихформ организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;

- педагогических технологий - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

- алгоритм организации учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

 

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС (на примере НОО) должна обеспечивать:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 

В приведенных ниже документах содержатся ориентиры и методические рекомендации по разработке различных программ.

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 1.02.2017)

О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 18.11. 2015 г. N 09-3242. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 1.02.2017)

О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru(дата обращения 1.02.2017)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: