Процессуальные особенности рассмотрения дел




Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанных с проведением публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) обусловлены особым характером правоотношений, связанных с реализацией установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

 

Рассмотрение дел производится в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с требованиями частей 5 и 8 статьи 219, пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их правовой взаимосвязи, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд, наличие или отсутствие оснований для его восстановления, должны выясняться судом в предварительном судебном заседании или судебном заседании независимо от заявления лиц, участвующих в деле. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изучение судебной практики показало, что в целом при рассмотрении дел судами устанавливаются обстоятельства соблюдения срока для обращения в суд, установленным обстоятельствам дается оценка. Так, по делу № 2а-346/2017 Междуреченским городским судом было отказано в удовлетворении требований Е.А.И. и П.Н.И. о признании незаконным отказа Администрации Междуреченского округа в согласовании публичного мероприятия (митинга) по мотивам пропуска срока на обращение в суд.

 

При рассмотрении дел судам следует обратить внимание, что установлены особенности принятия административного искового заявления, содержащего требования, связанные с вопросами согласования и проведения публичных мероприятий.

В соответствии с частью 4 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, копии определения о принятии административного искового заявления направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий. Административному ответчику вместе с копией данного определения направляются копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если копии этих заявления и документов не были переданы в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса.

 

Материалы большинства изученных дел содержат сведения о соблюдении срока направления копии определения о принятии с приложенным административным исковым заявлением и документами, а также сведения о принятии судами мер, обеспечивающих скорейшую доставку копий определений и указанных документов лицам, участвующим в деле.

Соблюдение указанных требований процессуального законодательства позволяет обеспечить реализацию процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в том числе прав административных ответчиков на предоставление возражений и доказательств, способствует рассмотрению дела в установленные сроки и направлено на соблюдение принципов равенства сторон, законности и справедливости при рассмотрении дела.

В то же время выявлен ряд дел, в которых отсутствуют сведения о соблюдении требований части 4 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности: административное дело № 2а-3059/2016 Междуреченского городского суда по административному исковому заявлению П.Н.И., Е.А.И. к администрации Междуреченского городского округа об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикета); административное дело № 2а-346/2017, рассмотренное Междуреченским городским судом по административному исковому заявлению Е.А.И., П.Н.И. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикета). Вместе с тем, следует отметить, что в указанных случаях сроки рассмотрения дела судами были соблюдены.

 

Срок рассмотрения дела, установленный для данной категории дел, поставлен в зависимость от даты обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с требованиями части 4 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что:

- административные дела, возбужденные до дня проведения публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок (10 дней), но не позднее дня, предшествующего дню его проведения.

- административные дела, возбужденные в день проведения такого публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день.

- в иных случаях административные дела рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления.

При этом указано, что суд рассматривает указанные административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Из представленных для изучения административных дел 13 административных заявлений были поданы после заявленного дня проведения публичного мероприятия, из них 2 дела были рассмотрены за пределами 10-дневного срока для рассмотрения: административные дела № 2а-2560/2016 и № 2а-1558/2016 Беловского городского суда.

9 рассмотренных судами административных исковых заявлений были поданы и возбуждены судом до даты проведения публичных мероприятий.

По административному делу № 2а-427/2017 административное исковое заявление о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия – пикетирования в составе 30 человек, назначенного на 02.02.2017, подано в Междуреченский городской суд 27.01.2017 и принято судом к производству 27.01.2017. Решение по указанному делу принято судом 03.02.2017, т.е. с нарушением установленного частью 4 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.

По всем остальным административным исковым заявлениям, принятым судами до даты проведения публичного мероприятия, решения приняты судом в установленные сроки.

 

По всем изученным делам были соблюдены требования части 3 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающего специальные сроки для рассмотрения апелляционных жалоб.

 

В соответствии с частью 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями по вопросам о согласовании и проведении публичных мероприятий принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Судам при рассмотрении административных исковых заявлений, поданных до даты проведения публичных мероприятий, следует принимать во внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

Требования законодательства об обращении к немедленному исполнению решения суда во всех случая наличия процессуальных оснований судами были выполнены.

Так, по административному делу № 2а-1302/2017 Междуреченским городским судом было обращено к немедленному исполнению решение от 09.06.2017 о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, назначенного на 11.06.2017, по административному исковому заявлению П.Н.И.

 

Во всех изученных делах судами были соблюдены требования части 4 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей специальные требования по составлению мотивированного решения. Все мотивированные решения об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска, по которым оглашалась резолютивная часть решения суда, были составлены судом в день принятия данного решения, в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

Материалы представленных дел также свидетельствуют о выполнении судами требований части 6 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и решения, принятые судом, вручались лицам, участвующим в деле незамедлительно после изготовления.

 

Следует отметить, что у судов Кемеровской области не возникло затруднений вопросу определения состава лиц, участвующих в деле, не было установлено случаев нарушения требований процессуального законодательства об извещении лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания. Судами принимались меры по своевременному направлению судебных вызовов с использованием номеров мобильных телефонов, электронных адресов, СМС-сообщений. Во всех изученных случаях рассмотрение дел проведено с участием сторон и их представителей.

 

Вопросы применение норм материального права

 

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Из содержания понятия «публичного мероприятия», приведенного в статье 2 указанного федерального закона, следуют признаки публичных мероприятий, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Во-первых, публичное мероприятие характеризуется как открытое, мирное и доступное каждому.

Во-вторых, оно проводится в формах: собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (либо в различных сочетаниях этих форм).

Содержание юридической характеристики форм приведено в пунктах 2-6 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

В-третьих, инициатива осуществления данного мероприятия исходит от граждан Российской Федерации, политических партий, общественных объединений и религиозных объединений.

В-четвертых, важной характеристикой публичного мероприятия является его цель, обозначенная как "свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики".

Отсутствие любого из перечисленных признаков свидетельствует о том, что проводимое мероприятие не является публичным мероприятием, порядок проведения которого регулируется Федеральным законом № 54-ФЗ и требует соблюдения его требований.

Еще одной дополнительной характеристикой публичного мероприятия может быть проведение его "с использованием транспортных средств".

Указанные признаки позволяют разграничить публичные мероприятия с иными массовыми культурно-зрелищными, культурно – просветительскими, театрально – зрелищными, спортивными, рекламными и иными мероприятиями, проводимыми в открытых общественных местах. В частности, следует отметить, что инициатива проведения публичных мероприятий, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ не может исходить от органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц.

На федеральном уровне отсутствуют нормы, регулирующие отношения по организации и проведению массовых культурно-зрелищных и иных мероприятий. При этом следует иметь в виду, что законодательство о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях не может быть автоматически распространено на регулирование проведения других массовых мероприятий.

Закон Кемеровской области от 08.07.2010 N 91-ОЗ "Об обеспечении безопасности при проведении массовых мероприятий", принятый Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2010, устанавливает требования к организации и проведению массовых мероприятий в Кемеровской области.

Согласно статье 1 под массовыми мероприятиями в указанном Законе Кемеровской области понимаются публичные, культурно-спортивные, развлекательные и другие мероприятия с массовым участием граждан, организуемые и проводимые физическими и (или) юридическими лицами на открытых территориях (площадях, улицах, парках, скверах, площадках, пляжах, водоемах, территориях, прилегающих к зданиям, сооружениям, и других), предназначенных или подготовленных для проведения массовых мероприятий.

Указано также, что порядок организации и проведения публичных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом Кемеровской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия". В целях дополнительного обеспечения безопасности граждан при проведении публичных мероприятий применяются только отдельные положения настоящего Закона, относящиеся к предложениям органов исполнительной власти Кемеровской области об изменении мест проведения публичных мероприятий (абзац 3 статьи 1).

 

Правильное определение характера заявленных в уведомлении мероприятий имеет большое практическое значение при разрешении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанных с проведением публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

Так, при разрешении требований о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотивам наличия ранее поданного уведомления, следует иметь ввиду, что в соответствии с требованиями пункт 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Требование очередности применяется и в случаях подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий, проводимых в порядке, установленом Федеральным законом № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в специально отведенных местах.

Указанное не было принято во внимание Центральным районным судом города Новокузнецка по делу № 2а-3491/2017 по административному исковому заявлению С.В.О.

Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме - митинга на Площади общественных мероприятий в г. Новокузнецке, указав, что предложение об изменении места проведения мероприятия является законным, поскольку организатором другого публичного мероприятия в более ранний срок было подано уведомление о проведении мероприятия в указанное в уведомлении С.В.О. время, в связи с чем приоритет был предоставлен мероприятию по ранее поданному уведомлению.

Судебная коллегия не согласилась с решением суда, указав, что Площадь общественных мероприятий в Центральном районе Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" в г. Новокузнецке отнесена к специально отведенным местам для проведения мероприятий с численностью свыше 100 человек(на момент принятия оспариваемого решения администрации муниципального образования).

Принимая во внимание, что целью массового мероприятия согласно уведомлению В.Н.А., которому органом местного самоуправления был отдан приоритет, указана пропаганда активного времяпрепровождения и культурного отдыха среди молодежи, форма мероприятия – концертно-развлекательное – фестиваль красок холи, судебная коллегия пришла к выводу, что данное мероприятие не является публичным мероприятием по смыслу норм Федерального закона N 54-ФЗ, следовательно, у Администрации г. Новокузнецка не имелось оснований рассматривать уведомление В.Н.А. как уведомление о проведении публичного мероприятия, конкурирующее с уведомлением о проведении публичного мероприятия, поданным С. В.О.

С учетом изложенного, апелляционным определением судебной коллегии (дело № 33а-8066) решение Центрального районного суда города Новокузнецка было отменено, принято новое решение об удовлетворении требований.

По указанного административному делу судебной коллегией по административным делам Кемеровского областного суда Главе города Новокузнецка было направлено частное определение о допущенных нарушениях требований Федерального закона № 54-ФЗ для сведения и принятия соответствующих мер.

 

Вместе с тем, при рассмотрении дела следует иметь ввиду, что право на использование для проведения публичных мероприятий специально отведенных мест не является абсолютным. Для публичной власти права и свободы человека и гражданина, баланс которых она обязана обеспечить, равнозначны.

Конституционно значимые намерения, интересы и цели организатора публичного мероприятия равнозначны задачам по реализации полномочий органов местного значения, направленных на реализацию и обеспечение прав и законных интересов других лиц, стоящим перед органами местного самоуправления.

По мнению судебной коллегии, необходимый и справедливый баланс частного и публичного интересов был достигнут при разрешении требований Центральным районным судом города Кемерово по делу № 2а-2715/17 и Центральным районным судом города Новокузнецка по делу № 2а-2197/17.

Из материалов административного дела № 2а-2715/17 следует, что письмом от 31.05.2017 № 02-01-05/2016 Администрация г. Кемерово уведомила организатора публичного мероприятия Ч.Д.Г., подавшего уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга против коррупции, место проведения мероприятия – г. Кемерово, сквер «Орбита», на Притомской набережной; дата и время проведения – 12.06.2017 с 14.00. (начало сбора) до 18.00; предполагаемое количество участников – 900 человек, о предложении провести указанное мероприятие в месте, определенном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 – на территории, прилегающей к сооружению «Мототрек с гаревой дорожкой» ДОССААФ России, между улицами Угловой и Старый аэропорт.

Оценивая обоснованность предложения об изменении места проведения мероприятия Центральный районный суд г. Кемерово пришел к выводу о его законности и обоснованности, поскольку согласно представленному Плану городских мероприятий, утвержденному Главой города Кемерово 18.04.2017, запланировано проведение мероприятий в сквере «Орбита» на ул. Притомская набережная в период времени с 08.00 до 22.00 – Молодежный фестиваль «Пикник профессий» и Фестиваль городских сообществ. Постановлением Администрации г. Кемерово от 06.06.2017 № 1494 в связи с подготовкой и празднованием 99-ой годовщины со дня основания города Кемерово назначены ответственные лица, утверждены схемы установки транспорта, соответствующие указанным в Плане мероприятиям.

Судебная коллегия, разрешая апелляционную жалобу Ч.Д.Г., критически оценила доводы о нарушении судом норм материального права, указав, что Федеральным законом № 54-ФЗ и Законом Кемеровской области № 81-ОЗ не установлен запрет на использование специально отведенных мест в других общественно значимых целях (дело № 33а-7078).

Из материалов административного дела № 2а-2197/2017 Центрального районного суда города Новокузнецка следует, что Ш. Д.В. – организатор публичного мероприятия 30.03.2017 подал в Администрацию г. Новокузнецка уведомление о проведении публичного мероприятия – митинга в поддержку заявленного 26.03.2017 требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц; место проведения мероприятия – г. Новокузнецк, Центральный район, площадь общественных мероприятий; дата и время проведения – 09.04.2017 с 13.00.(начало сбора) до 15.00; предполагаемое количество участников – 700 человек.

Письмом от 31.03.2017 № 1/1407 Администрация г. Новокузнецка уведомила организатора публичного мероприятия о предложении провести запланированное мероприятие на площади за Дворцом культура им. Маяковского, ул. Пушкина, 26 (Орджоникидзевский район), в указанное в уведомлении время. Согласно уведомлению, указано, что 09.04.2017 в период времени в 08.00 до 20.00 на территории площади общественных мероприятий Центрального района будет проходить смотр техники, задействованной в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Новокузнецкого городского округа.

Судебная коллегия, оценивая доводы апелляционной жалобы, с выводами суда согласилась, указав следующее.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Принимая во внимание, что до подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в месте, указанном в уведомлении, было запланировано проведение мероприятия, направленного на реализацию обязанностей органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предусмотренное федеральным законом, предложение об изменении места проведения публичного мероприятия с указанием на иное специально отведенное место, предусмотренное Коллегией Администрации Кемеровской области (постановление от 26.12.2012 № 582), является законным, обоснованным, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

 

Изучение представленных дел показало, что в практике судов Кемеровской области имеются затруднения в толковании и применении норм материального права, регулирующих вопросы определения мест проведения публичных мероприятий.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В целях реализации требований пункта 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и соответствии с Законом Кемеровской области от 09.07.2012 N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 05.07.2012, далее – Закон Кемеровской области № 81-ОЗ) Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Кемеровской области N 81-ОЗ специально отведенные места используются, как правило, по их назначению с соблюдением санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности. В специально отведенных местах допускается проведение массовых мероприятий, в случае отсутствия информации о проведении публичного мероприятия.

Неправильное применение указанных норм было допущено Центральным районным судом города Новокузнецка при рассмотрении дела № 2а-3088/2017 по административному исковому заявлению З.А.Н. о признании незаконным предложения Администрации города Новокузнецка об изменении места проведения публичного мероприятия.

Из материалов дела следует, что Администрацией г. Новокузнецка на уведомление организатора З.А.Н. о проведении 12.06.2017 публичного мероприятия в форме митинга в период с 08.00 до 20.00 с предполагаемым количеством участников 700 человек на площади общественных мероприятий в г. Новокузнецке было предложено изменить место проведения публичного мероприятия ввиду невозможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте, которая обусловлена предоставлением земельных участков для размещения передвижного дельфинария, а также комплекса батутов для юных граждан города Новокузнецка.

Разрешая заявленные требования, суд отказал в их удовлетворении, указав, что решение, принятое Администрацией города Новокузнецка об изменении места и времени проведения мероприятия, является мотивированным, поскольку содержит доводы, обосновывающие причину предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия.

Судебная коллегия отменила решение суда, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (дело № 33а-7055), указав, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно применены нормы материального права.

Указанное организатором публичного мероприятия место отнесено к специально отведенным местам.

Оценив представленные доказательства, судебная коллегия пришла к выводу, что обстоятельства, изложенные органом местного самоуправления в предложении об изменении места проведения публичного мероприятия не обосновывают невозможность проведения публичного мероприятия в указанном месте, доказательств недостаточности места для проведения публичного мероприятия с учетом площади специально отведенного места и площади объектов, на размещение которых ссылается администрация, не представлено. Кроме того, судебной коллегией указано, что предложение об изменении места проведения публичного мероприятия не содержит указания на иное предложенное для проведения мероприятия место, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, возложенной статьей 12 Федерального закона № 54-ФЗ.

 

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 98 Федерального закона № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Из указанного следует, что установление специально отведенных мест не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения, направив уведомление в порядке, предусмотренном Законом Кемеровской области от 12.07.2006 N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия". При этом, проведение мероприятия допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Следует обратить внимание, что Законом Кемеровской области от 12.07.2006 N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 28.06.2006) и Законом Кемеровской области от 09.07.2012 N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" не предусмотрена предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется.

Согласно пункту 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.

С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О "По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускается проведение в специально отведенных местах без предварительного уведомления публичных мероприятий любой формы (вида), если количество участников таких мероприятий не превышает 100 человек.

При разрешении требований о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия следует учитывать, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, а именно:

- если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия;

- если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В целях реализации полномочий субъекта РФ, установленных частью 2.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ, в статье 2 Закона Кемеровской области N 81-ОЗ определены дополнительные места, в которых в проведение публичного мероприятия запрещается.

Установлено, что таким местами являются места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.

Согласно примечанию указано, что под местами, где проводятся мероприятия с участием детей, в настоящей статье понимаются: территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям) при проведении на них таких мероприятий; территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям), подготовленные для проведения на них таких мероприятий; территории, специально предназначенные для проведения таких мероприятий.

Под мероприятиями с участием детей в настоящей статье понимаются торжественные, культурные, спортивные, культурно-спортивные, развлекательные мероприятия с участием детей, не достигших 16-летнего возраста, организуемые и проводимые органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и (или) юридическими лицами.

Из содержания указанных норм права, устанавливающих критерии для определения мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено во взаимосвязи следует, что невозможность проведении публичного мероприятия в месте,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: