Особенности наполнения ПЧ.




Интонация.

Союзы и союзные слова.

Особенности строения ПЧ.

Особенности наполнения ПЧ.

Интонация – важный элемент структуры СП в устной речи, средство создания его единства, и целостности. Она объединяет ПЧ внутри СП, делая его законченным, как коммуникативную единицу; выражает смысловые отношения между ПЧ.

Союзы и союзные слова – важные средства связи между ПЧ в СП. Бывают:

- семантические – характеризуются однозначностью смысловых отношений, их основные выразители (так что – следствен. союз);

- Асемантические – характеризуются многозначностью смысловых отношений. Не являются носителями ГЗ СП (и, а чтобы).

Особенности строения ПЧ определяются необходимостью взаимоприспособления ПЧ при их включении в состав СП для создания его смысловой целостности.. К ним относятся:

1)Структурная неполнота одной ПЧ.

2) Синтаксический параллелизм

3) Соотношение форм глаголов – сказуемых.

4) Общие второстепенные компоненты.

5) Анафорическое местоименное слово.

6) Порядок следования ПЧ.

Особенности лексического наполнения ПЧ. Объединению ПЧ в СП можно способствовать, используя в них типизированные лексические элементы:

1) Синонимы.

2) Антонимы.

3) Слова одной лексической группы.

4) Повторы.

Структурно – семантическая классификация СП впервые была представлена Поспеловым, затем В.А. Белошапковой, Л.Ю. Максимовым.

СП:

1. Союзные:

- СПП

-СПП

- Переходные

2. Бессоюзные.

Примеры в тексте:

ССП –21

СПП –

СБП – 2, 7, 9.

Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).

<В методике синтаксиса применяются следующие принципы>интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).<При формировании учебно- языковых умений используют>синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:

. отграничение одних синтаксических структур от других;

. определение структуры данной синтаксической единицы;

. нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

. составление схем предложений;

. составление предложений по схемам;

. составление предложений указанной структуры;

. полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладение пунктуацией, а также рядом речевых умений»1.

Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков.

Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет:

«Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения.

Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать».

2. На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всех союзов приведённых в таблице.

Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание «а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами; б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы; г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов.

Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска,

карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.

Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.

Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что

подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.

На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).

В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования»

Изучение темы идёт в следующем порядке:

Программа Ладыженской Т.А. и др.

С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.

1. Союзные сложные предложения.

a) сложносочинённые (5 часов);

b) сложноподчинённые (17 часов).

2. Бессоюзные сложные предложения (6 часов)

3. Сложные предложения с различными видами связи (5 часов).

Программа Бабайцевой В.В. и др.

С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.

1. Сложносочинённые (5 часов).

2. Сложноподчинённые (13 часов).

3. Сложные бессоюзные (6 часов).

4. Сложные предложения с различными видами связи (4 часа).

Программа Разумовской М.М. и др.

С и н т а к с и с с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я.

1. Сложное предложение (2 часа).

a) сложносочинённое (5 часов);

b) сложноподчинённое (15 часов);

c) бессоюзное сложное предложение (7 часов);

d) сложное предложение с различными видами связи (5 часов)

+ 6 часов резервных.

Программа Бабайцевой оказалось более систематизированной

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др.

1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами

связи.

К концу 9 класса:

производить все виды разборов<…>синтаксический;

находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить

знаками препинания; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;

находить и исправлять пунктуационные ошибки;

производить пунктуационный разбор предложения.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Бабайцевой и др.

Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами.

Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.

3. Н.С. Лесков – прозаик, публицист. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь». Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60 – х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса. Но произошло мало изменений. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Писатель пробует свои силы в худ.очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Уже в названии произведения «Очарованный странник» зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания. Мечущаяся душа главного героя повести Ивана Северьяныча Флягина ищет царства Божия. Монастырь – место, где собирается горстка праведников, отгородившихся от внешнего мира. В конце повести Иван Флягин приходит в монастырь. Причиной прихода в монастырь героя становится его замечательная русская душа. С первых же страниц Иван представлен как человек простодушный, откровенный, добрый. Но герой Лескова не просто странник, он «очарованный», то есть окалдованный.

Иван Северяныч, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и нравственную

стойкость русского народа. Обретая дар пророчества, он понимает, что прощен богом. Он верит в свое дальнейшее предназначение – идти воевать, умереть за народ.

Так Н.С.Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ Ивана Флягина показал крепостному нравственную и физическую силу, душевную щедрость, любовь к своему народу, родине, природе.

4. Для реального освоения текста в школьных условиях необходим только анализ композиции стихотворения, но и выразительное чтение. Такого рода работа стимулируется школьными приемами изучения литер. текста и усиливает сотворчество читателя, способствует углублению сопереживания, эмоциональной стороны анализа. Такие приемы развивают читательское воображение.

Например, ученики должны написать дома рецензии на какое – либо произведение. Урок начинается с чтения и обсуждения сочинений. Педагог предлагает классу ответить на вопрос, сумели ли ученики выразить свои чувства. Но передать свои чувства некоторые не могут. Вроде бы довольно ясно передают свои наблюдения, но впечатлений на товарищей не производит. Ученики затрудняются ответить на данный вопрос. Это затруднение обостряет интерес к анализу, создает определенный эмоциональный тон в разборе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: