Толерантность: церковный взгляд.




В 2009 году епископ Пермский и Соликамский Иринарх обратился к православным верующим с воззванием не участвовать в конференциях по толерантности, а родительскую общественность призвал в соответствии с российским законодательством требовать запрещения проведения уроков толерантности и других подобных им уроков без согласия родителей. Что вызвало такое резкое неприятие этой темы у церковного иерарха? Как он не побоялся выглядеть в глазах светского общества поборником нетерпимости и реакции? И является ли такой взгляд соборным мнением Церкви?

Понятие "толерантность" произошло от латинского слова "tolerantia", что в переводе означает способность переносить, терпеливость. А вообще это слово заимствовано из фармакологии и означает "способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта". Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность - терпимость.

Таким образом - внемедицинское употребление слова толерантность означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова "tolerance", означающее "готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются".

Здесь очевидна лукавая подмена одного термина "терпимость" на другое понятие - "готовность", которая, и это совершенно понятно каждому, обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который "во зле лежит" (1 Ин. 5, 19), включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям.

Последнее означает навязывание исподволь совершенно иной, чуждой российскому обществу культуры, в основе которой лежит протестантская этика, культивирующая индивидуализм, вытекающий из протестантского понимания учения апостола Павла о "божественном предопределении" (Рим. 8, 29-30) и спасении каждого, уверовавшего в Бога человека одной только верой, вне зависимости от его дел и поведения (Рим. 3, 28). Вот откуда ведет начало данная философия терпимости (толерантности) к любым проявлениям человека, живущего в мире сем прелюбодейном и грешном.

Изначально, когда понятие «толерантность» только входило в обиход, оно означало довольно простую вещь: не надо обижать людей, непохожих на тебя. Если они не нарушают закон, то вправе думать, что хотят, говорить, что хотят, делать, что хотят. При этом имелись в виду достаточно конкретные вещи: отношение к чужой религии, чужой национальности, чужой культуре. А, позже, в процессе развития идеи, возникло и другое - про сексуальные меньшинства.

С давних пор в рамках приличия российское общество сдерживала православная религия, с ее попранием - коммунистическая идеология. Когда не стало и ее, появилась идея толерантности как попытка создать новые тормоза, уже не на религиозной или идеологической, а на светской, «общечеловеческой» основе. Если мы, все такие разные, непохожие живем вместе — то как нам не передраться?

Дальше начинается эволюция идеи. Кому проще быть толерантным — человеку с четкими принципами, или тому, у кого никаких принципов нет? Конечно, второму. Если мне ничего не дорого, значит, ничто чужое меня и не задевает. Если в этом мире меня интересуют только моя семья, моя карьера, мои хобби — то что мне до христиан, мусульман, гомосексуалистов, негров, кришнаитов? Пока они не посягают на мою жизнь и мою собственность, мне все равно, каковы их взгляды.

Так исходное понятие толерантности, то есть терпимости к чужому (а терпеть — чаще всего некомфортно) превратилось в идеал комфортной безыдейности, точнее, полного плюрализма. Общество, в котором возобладала толерантность, превращается в совокупность людей, неспособных ни к чему относиться серьезно (кроме, конечно, материальных благ).

Но и это не конечная стадия развития. Дальше идею толерантности подхватывают активисты тех или иных меньшинств (национальных, сексуальных, религиозных) и начинают использовать в своих интересах. Причем интересы их — не равенство перед законом (этого равенства они уже давно добились), а доминирование. Фактически, им нужна компенсация за века угнетения. Они веками не смели рта открыть — так сейчас им мало его открывать. Сейчас им нужно, чтобы против них никто открыть не мог. А толерантность оказывается для таких активистов полезным инструментом. Дубинкой против большинства. Ты не в восторге от гей-парадов и смеешь вслух об этом заявлять? Да ты фашист, негодяй, с тобой нечего церемониться, под статью тебя! Ты ставишь рождественскую елку? А подумал о том, какие невыносимые душевные страдания доставляешь тем самым иудеям и мусульманам? Да ты расист! (В скобках замечу, что сами иудеи и мусульмане такие претензии особо и не высказывают, но у них есть непрошеные защитники-либералы, которым и на иудаизм, и на ислам глубоко плевать).

В новейшем толерантном сознании интересы сектантов и извращенцев весят заведомо больше, чем интересы обычных людей. Формально заявляется, что никого нельзя ущемлять, но на деле оказывается, что за ущемление одних ничего не будет, а за ущемление других — получишь по полной программе. Постараются адвокаты, политики, пресса. Когда-то толерантность придумали, чтобы избежать дискриминации меньшинства — а в итоге постепенно пришли к дискриминации большинства.

В марте 2009 года в Пермской государственной краевой универсальной библиотеке им. А. М. Горького по инициативе благотворительного фонда "Институт толерантности" проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "Библиотеки и толерантность в информационном обществе", план проведения которой дошел до организаторов на английском языке. Повсеместно в школах нашей страны проводятся уроки толерантности по образцу школ в США и в Европе. В учебниках школьников США данные о роли гомосексуалистов в истории и современном обществе показаны наравне с афроамериканцами и аборигенами. Под благовидным предлогом борьбы со СПИДом во внеклассные часы проводятся кем попало занятия по так называемому "сексуальному просвещению подростков". Повсеместно в учреждениях культуры Российской Федерации и прежде всего в библиотеках создаются "Центры толерантности".

Так что же, - восклицает владыка Пермский Иринарх - наше руководство хочет превратить учреждения культуры, включая библиотеки, в "Центры терпимости", отрывающие нашу культуру от ее исторических корней?

Мне кажется, что мы собрались здесь не для того чтобы внедрить в сознание соотечественников готовность беспрекословно признавать и принимать противоречащие нашим христианским принципам убеждения и взгляды. Но все же мы должны от лица Церкви заявить, что нам не по пути с толерантностью, понимаемой как равнодушие, как равноудаленность от любой правды, как оправдание греха. Но нам близка, та мотивация толерантности, что проистекает из неприятия обид, оскорблений, унижений. А потому мы активно принимаем участие, как в этой конференции, так и сами проводим мероприятия призванные снять напряжение в обществе в отношении мигрантов, купировать проявления ксенофобии и национальной нетерпимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: