Профессиональный алгоритм относительно формирования навычек и умений диагностики столбняка




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По практическому занятию для студентов

Учебная дисциплина «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ИНВАЗИИ»

Заняття №14 ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ нервовоЙ системЫ:БЕШЕНСТВО, СТОЛБНЯК»

Курс 5 Факультет медицинский

Специальность «Лечебное дело» 7.12010001

«Педиатрия» 7.12010002

«Медико-профилактическое дело» 7.12010003

 

Утверждено

на методическом совещании кафедры

«28» августа 2015г.

Протокол № 1

В. о. зав. кафедры Чабан Т.В.________

 

Одесса - 2015 г.

 

1. Тема №14 «Инфекционные болезни с преимущественным поражением нервовой системы:бешенство,столбняк» – 4 часа.

2. Актуальность темы:

Такие инфекции внешних покровов как бешенство и столбняк после многих лет их изучения остаются актуальными. Еще полстолетия назад в Украине каждый год регистрировались свыше 150 случаев бешенства, и благодаря вакцинации эта смертельная болезнь начала отступать – в конце 90-х наблюдались лишь единичные случаи. В последнее время вирус бешенства напомнил о себе снова – так в 2006 году от него в Украине погибло четверо человек: в Одесской, Черниговской, Кировоградской и Донецкой областях.

Ежегодно в Украине регистрируют приблизительно 100–108 тысяч лиц, которые обращаются в медицинские учреждения по поводу укусов животными, и с них у 60 % существует угроза инфицирования бешенством. Также каждый год в нашем государстве регистрируют в среднем 2–3 случая заболеваний людей бешенством (все больные, умершие от бешенства в Украине, обращались за медпомощью лишь в день появления клинических признаков этого заболевания).

Актуальность столбняка обусловлена его особенностями: повсеместное распространение, высокая восприимчивость, отсутствие иммунитета даже после перенесенного заболевания, крайне сложный уход за больными и высокая летальность (умирает 15–20 % заболевших). Еще в 1974 году ВОЗ сформировала стратегию борьбы с инфекциями и определила 6 заболеваний из числа "управляемых инфекций", которым предоставлен приоритет: дифтерия, корь, коклюш, полиомиелит, туберкулез, столбняк (в 90-е годы до этого списка внесены желтая горячка и гепатит В). Все эти заболевания можно предотвратить с помощью вакцинации. Однако в мире пока ежегодно болеют столбняком около 500 000 человек. Ныне основной фактор, который содействует возникновению столбняка – травмы. Все большего значения приобретает столбняк у наркоманов, которые нередко используют грязные шприцы, проводят инъекции в антисанитарных условиях.

 

 

2. Цели занятия:

3.

3.1. Общие цели:

۰ иметь общее представление о месте зоонозов в структуре инфекционных болезней, распространенность в различных регионах мира и в различных возрастных группах, ознакомиться со статистическими данными о заболеваемости, летальности, частоты осложнений, отдаленных последствий перенесенных инфекций;

۰ ознакомиться с историей научного изучения зоонозов, иметь представление о

научный вклад отечественных ученых в историю научных исследований в этой области.

 

3.2. Воспитательные цели:

• Развить деонтологические представление в процессе изучения темы. Уметь придерживаться правил поведения у постели больного, врачебной деонтологии. Овладеть умением устанавливать психологический контакт с больным и его семьей;

• Развить представления о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность зоонозов;

• На материале темы развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

 

3.3. Конкретные цели:

• этиологию заболевания, факторы патогенности возбудителя;

• эпидемиологию заболевания;

• патогенез заболевания;

• клинические проявления заболевания;

• лабораторную диагностику заболевания;

• принципы лечения заболевания;

• принципы профилактики заболевания среди людей и животных;

• правила выписки реконвалесцентов из стационара;

• правила диспансеризации реконвалесцентов.

 

3.4. На основе теоретических знаний:

• придерживаться основных правил работы у постели больного;

• собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;

• обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы;

• провести дифференциальную диагностику заболевания;

• на основе клинического обследования распознать различные клинические формы заболевания;

• оформить медицинскую документацию: экстренное сообщение о инфекционного больного в районное эпидемиологическое отделение (городскую СЭС) по факту установления предварительного диагноза заболевания;

• составить план лабораторного и инструментального обследования больного;

• интерпретировать результаты лабораторного обследования;

• анализировать результаты специфических методов диагностики;

• составить индивидуальный план лечения с учетом тяжести состояния, клинической формы заболевания, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии;

• составить план диспансерного наблюдения и противорецидивного лечения;

• дать рекомендации относительно мер профилактики заболеваний;

4.Материалы доаудиторної самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция):

Дисциплина Знать Уметь
       
  Предыдущие дисциплины
  Микробиология Свойства Clostridium tetani и Neuroryctes rabiei, стойкость их во внешней среде и особенности культивирования Рассчитать концентрацию дезинфекционных растворов для проведения текущей и заключительной дезинфекции в палате больных бешенством и столбняком
Гистология Особенности овальных или округлых включений в цитоплазме и отростках нервных клеток у больных бешенством животных Найти тельца Негре (Negri bodies) в гистологическом препарате умершего от бешенства животного
Физиология Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (гемограмма, исследование мочи, биохимия крови и т.п.) Оценить данные лабораторных обследований здоровых лиц
Патофизиология Механизм нарушения функций органов и систем у больных бешенством и столбняк и интерполяция этих нарушений на лабораторные показатели Оценить данные лабораторного обследования больных бешенством и столбняком
Иммунология и аллергология Роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя или его токсинов из организма человека. Иммунологические аспекты противостолбнячного поствакцинального иммунитета Оценить данные иммунологических исследований (титр специфического антитоксического иммунитета у больных столбняком и здоровых лиц). Оценить имунограмму в больных столбняком
Эпидемиология Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) при бешенстве и столбняке; распространенность патологии в Украине и в мире Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические меры в очаге инфекции
Неврология Патогенез, клинические признаки поражения центральной и периферической нервной системы в больных бешенством и столбняком Выполнить клиническое обследование больных с поражением центральной и периферической нервной системы. Провести дифференциальную диагностику бешенства и столбняка с менингитами и энцефалитами разной этиологии
Хирургия Клинические признаки разрывов мышц и сухожилий, переломов костей, вывихов, контрактур мышц и суставов, тактику предоставления неотложной помощи Своевременно поставить диагноз этих осложнений больному столбняком, назначить соответствующее обследование, предоставить неотложную помощь
Пропедевтика внутренних болезней Методы и основные этапы клинического обследования больного Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного бешенством и столбняком, диагностировать патологические симптомы и синдромы. Провести анализ полученных данных
Клиническая фармакология Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты левомицетина, противосудорожных средств, наркотических анальгетиков, других средств патогенетической терапии Составить листок назначений больному бешенством и столбняком. Выписать рецепты назначенных препаратов
Реанимация и интенсивная терапия Неотложные состояния:   · Острая дыхательная недостаточность · Острая сердечнососудистая недостаточность · Судорожный синдром · Отек и набухание головного мозга Своевременно диагностировать и предоставить неотложную помощь во время неотложных состояний: · Острая дыхательная недостаточность · Острая сердечнососудистая недостаточность · Судорожный синдром · Отек и набухание головного мозга
  Последующие дисциплины
  Семейная медицина Патогенез, эпидемиологию, клинику, возможные осложнения, принципы профилактики и лечения бешенства и столбняка Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза с бешенством и столбняком. Своевременно госпитализировать больных в инфекционный стационар. Заполнить экстренное сообщение. Предоставить неотложную помощь в случае необходимости
  Внутрипредметная интеграция
  Инфекционные болезни Особенности эпидемиологии, патогенеза, динамики клинических проявлений, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней Проводить дифференциальную диагностику бешенства и столбняка с другими инфекционными болезнями. Назначить лечение больным бешенством и столбняк. Предоставить неотложную помощь на догоспитальном этапе.

4. Содержание занятия (структурно-логическая схема).

 

 

 

 


6.Матеріали относительно методического обеспечения занятия.

 

6.1. Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений /с предоставлением в конце блока задач эталонов ответов - тесты из базы данных лицензионного экзамена Шаг-1 (https://kroktest.org.ua/)

 

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

И. ОСНОВНАЯ

1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).

2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. кольор.вкл.

3. Практическая інфектологія: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.

4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; за ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.

2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.

3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНІАЦ медицинской статистики; МВЦ «Медінформ», 2011. - 420 с.

4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.

5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.6.3.Орієнтуюча карта щодо вивчення студентами літератури

№п/п Основные задания Указания Ответы студентов
1. Изучить материал по теме «бешенство,столбняк»   Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы  
2. Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного   Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного  
3. Составить план лечения больного     Тестовый письменный контроль  
4. Знать осложнения захворюваннята их лечение   Решение ситуационных задач

 

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

А. Вопросы для самоконтроля

• этиологию бешенства, факторы патогенности возбудителя;

• патогенез бешенства;

• клинические проявления бешенства;

• принципы клинической диагностики и дифференциальной диагностики;

• принципы лечения;

• принципы профілатики бешенства;

• этиологию столбняка, факторы патогенности возбудителя;

• патогенез столбняка;

• классификацию столбняка за ходом, клинической картиной;

• клинические проявления различных форм столбняка;

• осложнения столбняка;

• принципы клинической диагностики и дифференциальной диагностики;

• принципы лечения;

• принципы профілатики столбняка.

 

Б. Тесты для самоконтроля:

выбрать правильные ответы:

1. К какой группе инфекций принадлежит столбняк?

A. Антропонозы

B. Трансмиссивные инфекции

C. Медленные инфекции

D. Эндогенные инфекции

E. Антропозоонозы

2. Что с перечисленного характерное для бешенства?

A. Аэрофобия

B. Нефрозонефрит, гипотермия

C. Гепатит, каждый зуд

D. Гипотония, миокардит

E. Гипертермия

3. Что с перечисленного характерно для столбняка?

A. Опистотонус

B. Фотофобия, гипотермия

C. Акустикофобия, каждый зуд, бульбарные расстройства

D. Тризм, судороги

E. Гипотония, гипотермия, рвота

4. Какие основные меры специфической профилактики столбняка?

A. Применение этиотропных препаратов

B. Вакцинация грудных детей

C. Вакцинация взрослых из групп риска

D. Введение специфического иммуноглобулина

E. Изоляция больных, введение специфического иммуноглобулина

 

5. Назовите клинические стадии бешенства:

A. Предсказателей

B. Начальная, розжига, реконвалесценции

C. Начальная, розжига, хронизации

D. Возбуждения

E. Параличей

 

6. Что повреждает возбудитель бешенства?

A. Опорно-двигательный аппарат

B. Мочеполовую систему

C. Нервную систему

D. Печень, почки

E. Слизистые оболочки и кожу

7. Какие методы применяют для диагностики бешенства у животных?

A. Бактериологический

B. Вирусологический

C. Гистологический

D. Диагностика базируется лишь на эпидемиологических данных

E. Диагностика базируется лишь на клинических данных

 

8. Что чаще всего является резервуаром и источником вируса бешенства в природных очагах?

A. Лисы

B. Собаки, кошки

C. Больной человек

D. Волки

Е.Предмети, зараженные слюной больных животных

 

9. Как внедряется токсин возбудителя столбняка в центральную нервную систему?

A. Сквозь периневральные и интраневральные лимфатические щели

B. Сквозь кровеносную, лимфатическую систему и за ходом чувствительных нервных волокон

C. Сквозь гематоэнцефалический барьер

D. За ходом чувствительных нервных волокон

E. С током крови

10. При столбняке:

A. Возбудитель чувствительный к пенициллину

B. Диагноз подтверждается выделением возбудителя из крови

C. Токсин распространяется из места инокуляции только с током крови

D. Основная причина смерти - сердечная недостаточность

E. Для профилактики используют противостолбнячный иммуноглобулин

 

Эталоны верных ответов:

1. E 6. C

2. А, Э 7. C

3. А, D 8. A, D

4. В, С 9. А, Е

5. А, D, Е 10. A

 

В. Задачи для самоконтроля с ответами

Задача № 1

Пациент И, 43 г., заболел остро. В течение последнего года больной любил бегать босиком. Обратился с жалобами на боль и скованность движений нижней челюсти, мышц живота и спины, затрудненное глотание. Со временем у него появилось тоническое напряжение и судомне сокращения жевательных мышц, которое затрудняло открывания рта.

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. Лечение

Ответ: Столбняк

Задача № 2

В хирургический кабинет обратилась женщина 26 г., которую во время прогулки в парке покусала неизвестная собака. Широкие рваные раны локализованы на лице.

Которую лечебно-профилактическую помощь требуется немедленно предоставить пациентке?

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. Лечение

Ответ: Профилактика бешенства

Задача № 3

Больной отметил через месяц в городе укуса хорька покраснение и отечность. За день до этого возникло чувство непонятного беспокойства, скуки. На 3-й день температура 380С, спазматические судороги, особенно при попытке глотать воду. Стал возбужденным, волнение вызывает приступ судорог.

 

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. Лечение

Ответ: Бешенство

Задача № 4

У больного 30 лет, ярового за ногу укусила бродячая кошка, на месте укуса через 2 недели появились неприятные ощущения. Больной жалуется на бессонницу, наличие галлюцинаций, повышенную потливость.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования

3. Лечение

Ответ: Бешенство

Задача № 5

Больной 45 лет трое суток случайно поранил правую руку рыболовным крючком.по медицинской помощью не обращался. При осмотре: состояние больного тяжелое, температура 40,5 0С, кожа потная, красная. Дышит тяжело, часто. Больной дрожит, произносит слова с трудом - отмечается тризм. Правая рука отекла, болезненная при пальпации, на ладони - рваная рана 5 х 5 мм со значительными признаками воспаления, местные судороги. Лимфатические узлы не увеличены. При пальпации живота ригидность мышц брюшной стенки.

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. Лечение

Ответ: Столбняк

 

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• Овладеть методикой обследования;

• Провести курацию больного;

• Провести дифференциальную диагностику;

• Составить план лабораторного обследования;

• Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

• Распознать осложнения;

• Составить план лечения больного;.

• Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

• Оформить медицинскую документацию;

 

 

9.1. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики бешенства

Задача Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля  
1. Овладеть методикой клинического обследования больного бешенством. Провести курацию больного с подозрением на бешенство 1. Установить жалобы больного Отделить жалобы, которые характеризируют синдромы: – местных поражений (появление неприятных ощущений в участке укуса – жжение, тянущая боль с иррадиацией к центру, зуд, гиперестезия кожи) – поражений ЦНС (ранние симптомы нарушения психики: боль головы, звон в ушах, немотивированный страх, тоска, тревога, депрессия, реже – повышенная раздраженность)  
II. Выяснить анамнез: 1. Анамнез болезни   2. Анамнез жизни   3. Эпидемический анамнез     Обратить внимание на: – частое возникновение снова местных воспалительных явлений в участке укуса, хотя рана уже может целиком зарубцеваться; – появление лихорадки; – потерю аппетита – нарушение сна (сон в больного сопровождается страшными сновидениями) – другие симптомы (в случае укуса отмечаются нюховые и зрительные галлюцинации) Указать перенесенные болезни и анамнез прививок Установить находился ли больной в регионах с повышенным риском заражения бешенством (антропургические или естественные очаги), факт укуса или ослизнения больным, или подозрительным на бешенство животным  
IIІ. Провести объективное обследование:   1. Общий осмотр   2. Пищеварительная система     3. Сердечно-сосудистая система     4. Дыхательная система:     5. Нервная система Помнить: от момента появления первых симптомов и к смерти больного проходит 4–8 дней Обратить внимание на: – вялость, адинамию, заторможенность больного, которые сменяются периодом возбуждения; – повышение температуры тела от субфебрильной до 40–41 °С; Обратить внимание на: – интенсивное слюноотделение; – появление рвоты; – метеоризм Обратить внимание на: – значительную тахикардию; – нарушения сердечного ритма; – глухость тонов сердца Обратить внимание на: – частое дыхание; – расстройства дыхания (резкое затруднение вдоха, поверхностный выдох) Обратить внимание на: – апатию и депрессию начального периода, которые сменяются беспокойством, а со временем помрачением сознания; – повышение рефлекторной возбудимости, которое сменяется выраженным снижением двигательной и чувствительной функций; – гидрофобию, аэрофобию, фотофобию, акустикофобию; – появление судорог; – слуховые и зрительные галлюцинации
  2.   Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерпретировать их результаты   1. Общий анализ крови 2. Общий анализ мочи 3. Гистологический метод: а) у погибших животных б) у погибших людей 4) Биологическая проба     5) Серологические методы а) у погибших животных б) у погибших людей   У погибших животных и людей применяют выявление в головном мозге (кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг) типичных для этой болезни патоморфологических включений – телец Негри. Для исключения бешенства у животных применяют биологическую пробу (внутримозговое заражение молодых лабораторных животных патологическим материалом). Используют реакцию, которая выявляет тельца Негри с помощью антител, меченных ферментом пероксидазой, и метод флуоресцирующих антител в тканях главного мозга, слюнных железах, в отпечатках с поверхности роговицы глаза  
                 

 

 

Профессиональный алгоритм относительно формирования навычек и умений диагностики столбняка

Задача Последовательность выполнения Замечание, предупреждение относительно самоконтроля
1. Овладеть методикой клинического обследования больного столбняком. Провести курацию больного с подозрением на столбняк I. Установить жалобы больного Отделить жалобы, которые характеризуют синдромы: – местных поражений (тянущая боль в участке раны) – общих поражений (затрудненное глотание, повышение температуры тела, профузный пот, интенсивная боль в мышцах вследствие их постоянного тонического напряжения, затрудненное мочевыделение и дефекация) – поражения ЦНС (бессонница, беспокойство, боль головы)
II. Выяснить анамнез: 1. Анамнез болезни     2. Анамнез жизни   3. Эпидемический анамнез   Обратить внимание на: – острое начало; – возникновение снова местных воспалительных явлений в участке раны; – боль и скованность движений нижней челюсти, мышц живота и спины; – другие симптомы Выяснить перенесенные болезни и анамнез прививок против столбняка Инфицирование происходит контактным механизмом, пути передачи – травматический, парентеральный, с заражением через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки (чаще всего колотые раны, реже другие виды ран, а также ожоги, отморожения, пролежни, электротравмы), куда попадают загрязненные возбудителем части грунта, гноя или фекалий. Факторами передачи также могут быть загрязненные клостридиями медицинские инструменты и другие режущие и колющие предметы
IIІ. Провести объективное обследование:     1. Общий осмотр   2. Опорно-двигательный аппарат   2. Пищеварительная система   3. Сердечно-сосудистая система     4. Дыхательная система:     5. Нервная система Помнить: период инкубации длится от 3 до 54 дней (чаще всего 6–14 дней). Чем он короче, тем тяжелее течение болезни и выше летальность. Различают такие клинические формы столбняка: 1) общий (генерализированный) – типичный (нисходящий); 2) атипичний – бульбарний, столбняк новорожденных, молниеносный, гинекологический, торакоабдоминальный, восходящий; 3) местный (лицевой паралитический столбняк Розе). Обследование больного нужно проводить очень осторожно, поскольку наименьшие раздражения могут легко вызвать тяжелые рефлекторные судорожные приступы. Обратить внимание на: – общую ригидность мышц; – сардоническую улыбку; – значительное повышение температуры тела; – профузный пот Обратить внимание на: – интенсивную боль в мышцах вследствие их постоянного тонического напряжения; – тоническое сокращение мышц разгибателей предопределяет выгнутое положение больного с заброшенной назад головой – опистотонус Обратить внимание на: – спазм глотки нарушает акт глотания, которое вместе с тризмом приводит к голоданию и обезвоживанию; – затруднение дефекации Обратить внимание на: – значительную тахикардию; – частое возникновение лабильной гипертензии Обратить внимание на: – частое дыхание; – судороги дыхательных мышц, диафрагмы, а также ларингоспазм, которые приводят к затрудненному поверхностному и частому дыханию, которое служит причиной недостаточной вентиляции легких; – застойную пневмонию Обратить внимание на: – полностью сохраненное сознание в больных; – рефлекторные судороги, которые могут быть болезненными и опасными, и усиливаться в случае прикосновения, световых, звуковых и других раздражителей; – глубокие рефлексы сухожилий усилены; – прогрессирующую гипоксию, которая может стать причиной необратимых изменений в ЦНС и летального исхода
  2.   Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерпретировать их результаты (диагноз столбняка устанавливают, преимущественно, клинически, специфические методы малоинформативные)   1.Общий анализ крови     2.Общий анализ мочи 3.Контроль ВЭБ   4.Бактериологический метод:     5. Биологическая проба   Отсутствие типичных изменений (кроме случаев возникновения вторичных бактерийных осложнений) Отсутствие типичных изменений (кроме случаев возникновения вторичных бактериальных осложнений) Специфическую диагностику проводят редко; она состоит в выявлении возбудителя столбняка и его токсина в патологическом материале с раны, а в случае столбняка, который возник после родов или абортов, исследуют выделение из влагалища и матки. Выращивание возбудителя осуществляют в анаэробных условиях, мазки красят за Граммом. Иногда используют биологическую пробу – заражение материалом из раны белых мышей (при положительном результате через 1–2 суток у них появляются симптомы болезни)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: