Проектирование освещения




Помещение для временной студии

Для студии с полезной съемочной площадью примерно 20…30 м2 общий метраж должен быть 40…50 м2. Высота потолка желательна в два раза выше высоты общего плана кадра, т.е. при съемки общим планом в верхний обрез кадра не должны попадать монтажные фермы фона, студийных конструкций и колосники осветительной аппаратуры, если только это не обусловлено художественным замыслом.

В помещении должна быть хорошая вентиляция (естественная или искусственная). Это особенно важно, когда вы используете большую осветительную мощность вкупе с дымогенераторами, или в съемках участвует много людей.

К помещению должна быть подведена промышленная электрическая трехфазная сеть с напряжением 380 В. Или, по крайней мере, такой ввод должен быть доступен где-то в здании. Использование обычных бытовых розеток в квартирах или офисах дает ограничение по используемой мощности. Следовательно, будет затруднительно снимать сцены с большим количеством заливающего света. Если силовой подводки нет, но снимать с большим светом необходимо (особенно характерно для натурных съемок), то используют различные типы генераторов и электростанций. Они бывают от простых маломощных в пределах 1…2 кВт до мощных дизелей, установленных на шасси грузовых автомобилей. Такими комплексами обычно комплектуются ПТС.

Помещений, удовлетворяющих таким нормативам, относительно немного. Это могут быть сцены или фойе домов и дворцов культуры, кинотеатры, актовые залы школ, ПТУ и вузов. В крайних случаях можно использовать спортивные залы, которые по техническим условиям могут быть использованы для проведения зрелищных мероприятий.

Также под студию можно оборудовать небольшие цеха заводов, фабрик, площади выставочных комплексов, ангары и прочее.

Проектирование освещения

Когда помещение найдено, начинается разработка съемочного пространства на основе постановочного сценария. Определяются зоны и направления съемок, необходимый объем и качественный состав освещения. Это работа оператора и художника проекта. При этом необходимо учитывать, что крайне редко удается настолько точно спроектировать свет в кадре, что бы все при съемке было именно так, как вы запланировали. Всегда возникает что-то неучтенное, новое. Иногда хочется просто попробовать. В любом случае каждое изменение светового оформления в кадре чревато перестановкой приборов, изменением основных конструкций и декораций.

Если в команде режиссера есть опытный художник, оператор вкупе с грамотным постановщиком света, тогда решения этой команды будут весьма точны и сэкономят массу времени и средств для продюсера. Но такая роскошь не всегда доступна для малобюджетных проектов. В подавляющем большинстве случаев съемочная группа состоит из режиссера и оператора (кучу помощников и праздношатающихся я не считаю). Кроме того, стилистика съемки множества материалов отличается от постановочного стиля собственно кинопроизводства с длительным периодом подготовки к съемкам. Различные малобюджетные рекламные ролики, клипы снимаются в общей канве, выданной творцом или самим режиссером. Преимущественно расчет идет на отсъем большого количества разнопланового материала, который потом будет обрабатываться в монтаже.

В таких ситуациях режиссер задает общую тему того, что происходит на площадке и комбинирует, комбинирует, играет со светом, с декорациями. И именно сам режиссер, иногда при помощи оператора, выполняет функции светопостановщика. При этом возникает необходимость быстро менять декорации, световое оформление. Аппаратура греется, народ устает, денежки продюсера капают. И если ваша спроектированная студия не будет достаточно функциональна и безопасна, то вас ожидают проблемы. С другой стороны, чем более функциональна и гибка съемочная площадка, тем более она дорогостоящая. Мы опять столкнулись с нашей старой совдеповской проблемой. Как получить побольше за минимальные деньги?

Понятно, что малый бюджет накладывает прежде всего творческие ограничения. Как бы вы страстно ни желали, но ваши возможности урезаны объемом световой аппаратуры и ее монтажной гибкостью.

Для решения этой проблемы мы, в свое время, использовали два подхода - компьютерное моделирование и модульное построение студии.

Первое было подсказано нашими компьютерщиками, которые занимались компьютерной графикой и анимацией. Мы заранее проектировали некоторые наиболее типичные сцены в 3D MAX с различными вариантами освещения. Конечно, это не дает полноценной картины, но достаточно информации - где, в каком количестве и какой свет установить, чтобы с одной стороны получить требуемые параметры, а с другой стороны иметь некоторый простор для модификации. На основе этих моделей мы проектировали базовую монтажную конструкцию, на которую подвешивался нужный свет, учитывались возможные изменения.

Вы можете сказать, что это дорого и скучно. Возможно, это дело вкуса! Однако, вы можете сэкономить свои деньги на подготовительном периоде, а затем переплатить во время съемочного процесса. По крайней мере, при осуществлении постановки и проведении подготовительного периода вы должны в принципе определить и то, что вы хотите от актеров (да и всей съемочной группы), а также то, что вы хотите видеть в кадре. Право, гораздо проще и дешевле сделать несколько десятков эскизов, а потом уточнить их на компьютере, чем городить с тройной избыточностью горы аппаратуры.

Если множество современных молодых режиссеров не пользуются такими технологиями, то это происходит либо по причине самоуверенности, либо низкой квалификации и непонимания того, зачем нужны такие люди, как художник, мастер по свету и т.п. Бывают еще случаи отмывки денег, но этот вариант нас не интересует.

Далее, когда определено где и какие источники должны быть, мы начинаем соотносить нашу модель с возможностями реальной осветительной аппаратуры.

На этом этапе мы определяем - какой свет будет условно постоянным, т.е. его месторасположение не будет меняться ни при каких условиях. Единственным изменением для такого света является его выключение. Если вы хотите управлять интенсивностью такого света, необходимо поставить какой-нибудь диммер с возможностью управления. Условно-постоянный свет можно монтировать как на фермах, так и на стенах или потолке.

Остальная группа приборов может изменять свое положение в пространстве. Она, как правило, располагается на штативах.

Все вместе комплектуется необходимым набором аксессуаров.

Если вы определились с набором и параметрами света, все остальное вытекает автоматически: потребляемая нагрузка и требования к источнику питания. На этом этапе возможно сформировать предварительную смету или ее варианты, соответствующие бюджету проекта. Как только смета утверждена вы начинаете комплектацию и монтаж студии. Параллельно с художником по свету работает главный художник проекта.

Спроектированную студию необходимо протестировать, чтобы убедится, что проводка выдержит, что температура в студии будет пригодной для работы, что фоны, декорации и реквизиты не загорятся ни при каких условиях, что вся аппаратура пожаробезопасна. Лучше всего, чтобы в приемке студии участвовал представитель Госпожнадзора. Когда студия проверена и принята, можно начинать снимать.

Разумеется, можно еще много рассказывать о том, как сделать студию недорогой, но эффективной, но это тема для других статей.

 

Полезные советы по планированию и созданию световой студии

Ниже приведен, в соответствующей последовательности, ряд решений и действий, которые нужно принять и предпринять для создания реальной световой студии. Задача этого раздела - помочь пользователю, не являющемуся профессионалом в области освещения, понять основы постановки света, спланировать элементарную студию, (1-3 неподвижных объекта, 1-2 камеры с фиксированным положением, источники света в одном полупространстве относительно снимаемой сцены) или правильно поставить задачу перед профессионалом, если вам потребуется более сложное решение.

1. Определение типа передач.

Принять решение, какие передачи будут сниматься в студии:
например, новости, метеопрогнозы, круглые столы, ток-шоу, и т.д.

2. Определение световой концепции.

Продумать, какое настроение должна создавать передача и как освещение должно помочь в достижении требуемого эффекта:
например, ярко освещенная площадка в центре студии, где происходит действие, с затененной периферией и слегка подсвеченными предметами на заднем фоне, отбрасывающим тени (работа без хромакея) создаст чрезвычайно драматичную атмосферу.

3. Определение технических параметров работы.

Обдумать условия работы в студии, влияющие на постановку освещения:
сколько камер будет работать, сколько человек будет участвовать в передаче, будут ли камеры и объекты съемки двигаться, как будет выполняться уход на рекламу, какие будут сниматься планы, будет ли в студии операторский кран и т.д.

4. Определение физических параметров студии.

Провести замеры параметров, согласовать смежные вопросы с другими техническими службами телекомпаниями:
общая площадь, предполагаемая освещаемая площадь, наличие окон, цвет и текстура стен, необходимость использования хромакея, параметры электросети в студии, параметры системы вентиляции и кондиционирования в студии, местоположение объектов съемки и камерных головок, необходимость использования операторского крана, предполагаемые маршруты перемещения объектов съемки и камерных головок и т.д.

5. Определение технических требований к освещению.

Исходя из информации пп. 1-4 определить параметры будущей световой студии:

a. Искомый уровень освещения рабочей зоны, фона, объектов съемки.
Зависит от параметров камеры, использования экстендера, оптических насадок и фильтров, рабочего диапазона диафрагменных чисел (для работы с глубиной резкости).

b. Рабочая цветовая температура.
3200К или 5400К. Оба варианта возможны, хотя в студиях чаще применяется 3200К. Зависит от выбора световой концепции (требуемого настроения). При определении цветовой температуры следует принять во внимание: наличие окон в студии, наличие в студии ранее приобретенных светильников и их цветовую температуру, наличие оптических фильтров для работы с той или иной цветовой температурой.

c. Возможность управления яркостью.
Фиксированная яркость (включено/выключено), аналоговое управление 0…+10В, цифровое управление DMX512. В первую очередь нужно определить, будет управление яркостью или нет. Плюсом управляемой системы является значительное облегчение настройки и перенастройки системы освещения под разные сцены. Минусом является более высокая цена. Цифровой протокол управления, по сравнению с аналоговым, дает возможность значительно уменьшить количество сигнальных проводов, но имеет еще более высокую стоимость. Применение цифрового стандарта DMX512 имеет смысл при строительстве студии с большим количеством светильников (или когда планируется увеличение их количества в будущем).

d. Рабочая высота. Способ установки или подвеса светильников.
Рабочая высота зависит от высоты потолка, от того, какая задача стоит перед каждым конкретным светильником и от того, какой вариант установки используется.
Существует два основных варианта - установка на штативы и подвес. Установка на штативы используется на выезде, либо в студии, если в ней по каким-либо причинам нет возможности организовать систему подвеса. Штативы подбираются исходя из веса светильников и требуемой высоты их расположения.
Вариант подвеса для студии является, безусловно, более удобным.
Для создания системы подвеса используются два типа устройств: световая арматура (рельсы, балки, а также элементы их крепления к потолку, стенам и друг к другу, такие, как кронштейны, зажимы, каретки и т.д.) и собственно устройства под веса (пантографы, телескопические подвесы, струбцины и т.д.).
Системы подвеса: пантографы, телескопические подвесы и каретки, могут иметь опцию управления (механическую при помощи шеста или электрическую при помощи специального пульта).

e. Верхнее ограничение по суммарной потребляемой мощности светильников.
Устанавливается исходя из возможностей студийной электросети. Здесь надо иметь в виду, что в студии есть не только световое, но и другое оборудование, также участвующее в съемке. Рекомендуется выделять отдельный контур питания для светового оборудования.

f. Верхнее ограничение по суммарной выделяемой тепловой энергии светильников.
Рекомендуется обратиться к специалистам по системам кондиционирования за детальной информацией о тепловом режиме в студии и о стоимости дополнительных систем охлаждения.

6. Создание световой студии.

a. Выбор и расположение рисующего света.
Так как основной задачей рисующего света является моделирование солнца, то для его создания, как правило, используют жесткий свет (прожектора). В некоторых случаях может использоваться мягкий свет (люминесцентный), но в таком случае обязательно нужно использовать растровые решетки для углового ограничения светового пучка. Рисующий свет дает основную часть освещенности непосредственно на объектах съемки и создает глубину изображения за счет тени. Его обычно помещают перед объектом под углом 30-60° вбок и 45-60° вверх от фронтального направления. Смещение вбок вызвано требованием создать иллюзию глубины изображения (при освещении с фронтального направления картинка была бы "плоской"). Смещение вверх обычно обусловлено необходимостью скрыть из поля зрения резкие тени позади объекта (хотя для решения некоторых творческих задач может, наоборот, потребоваться использование теней в качестве выразительного средства и положение рисующего света следует выбрать по-другому). Ширина пучка каждого источника рисующего света выбирается в зависимости от того, какие объекты должен осветить источник и от того, какие паразитные засветки он может создать. Расстояние от рисующего светильника до объекта определяется искомой освещенностью объекта, мощностью прожектора, выбранной шириной пучка и использованием светофильтров.
Если используется несколько камер, лучше производить настройку для каждой камеры по крупному плану. Если в кадре будет несколько объектов, на каждый из них следует направить свой рисующий светильник, при этом с помощью шторок следует добиться, чтобы от него не было засветки на другие объекты. Если же это невозможно, нужно сделать так, чтобы на все объекты рисующий свет падал параллельно. Обычно желательно иметь возможность управления яркостью рисующих светильников.
Уровень освещенности, создаваемый рисующим светом должен находиться в диапазоне 30-50% от общей заданной освещенности сцены.

b. Выбор и расположение заливающего света.
Заливающий свет обычно устанавливается после рисующего. Основные задачи заливающего света - сгладить неэстетично резкие тени, образовавшиеся от рисующего света и обеспечить равномерное освещение области съемки для получения сбалансированных общих планов. В идеале заливающий свет не должен давать своих теней, поэтому основное требование к нему - максимальная мягкость света. В качестве заливающего света рекомендуется использовать люминесцентные светильники (галогенные прожектора, в случае использования их в качестве заливающего света, лучше использовать с софтбоксом). Вместе с тем, следует избегать паразитных засветок, которые могут попадать на задний фон или в камеру (в случае работы с люминесцентным светом следует применять растровые решетки, а при работе с галогенным светильником и софтбоксом эта проблема может оказаться неразрешимой). Очень важно обращать внимание на то, чтобы уровень освещенности по всей области съемки был примерно одинаковым или, если менялся, то равномерно.
Заливающие светильники обычно располагают перед объектом под углом 45-90° вверх от фронтального направления либо прямо перед объектом, либо так, чтобы заливающий свет падал под углом примерно 90° относительно рисующего света. Расстояние от заливающих светильников до объекта определяется искомой освещенностью объекта, мощностью светильников, степенью перекрытия их световых пятен и использованием светофильтров. Не рекомендуется располагать заливающий свет за объектом съемки.
Уровень освещенности, создаваемый рисующим светом должен находиться в диапазоне 70-80% от общей заданной освещенности сцены.

c. Выбор и расположение контрового света.
Контровой свет предназначен для визуального отделения снимаемых объектов от фона и должен для этого создавать уровень освещенности в 1,5 - 2 раза больше чем освещенность области съемки и освещенность фона. Чаще всего в качестве контрового используется жесткий свет (обычно прожектора со шторками для тщательного контроля светового пучка). Если объект съемки - человек, то контровой свет может подчеркнуть фактуру волос и одежды.
Контровой свет располагается позади объекта съемки. Если съемка производится одной - двумя неподвижными камерами, то можно поместить контровой свет непосредственно за объектом на той же высоте и даже ниже. Такое расположение дает особенно отчетливый эффект в виде легкого ореола по периметру объекта. Но, в связи со спецификой расположения контрового света, наиболее важная задача при его установке - не допустить встречной засветки в работающую камеру. Поэтому, в случае, когда возможно движение камер, либо объектов съемки, необходимо размещать контровой свет под углом 30-60° вбок и 45-60° вверх или 30-60° вниз от направления съемки. Причем эти условия следует соблюсти для каждого светильника контрового света относительно каждой камеры. Также необходимо следить, чтобы резкие тени от контрового света не попадали в область съемки. Расстояние от светильника контрового света до объекта обычно определяется глубиной пространства за объектом.
Если в кадре будет несколько объектов, на каждый из них следует направить свой светильник контрового света, при этом с помощью шторок следует добиться, чтобы от него не было засветки на другие объекты. Уровень освещенности, создаваемый контровым светом должен находиться в диапазоне 150-200% от общей заданной освещенности сцены.

d. Выбор и расположение фонового света.
Фоновый свет устанавливается либо в последнюю, либо в первую очередь. Используется для подсветки заднего плана. Если при установке рисующего и заливающего света не допущено засветки фона, при помощи фонового света можно добиться выразительного художественного эффекта.
Обычно желательно иметь возможность управления яркостью фоновых светильников и возможность использования с ними эффектных светофильтров.
Фоновый свет обычно располагают за объектом либо сверху на подвесах, либо внизу на малых штативах и направляют на фон. Количество, расположение светильников и расстояние до фона подбирают таким образом, чтобы добиться искомой освещенности фона с учетом мощности светильников, степени перекрытия их световых пятен и использования светофильтров.
Уровень освещенности, создаваемый фоновым светом варьируется наиболее сильно. В случае использования хромакея он должен находиться в диапазоне 30-70% от общей заданной освещенности сцены и зависит от цвета фона. В случае же декоративного фона этот уровень определяется лишь стоящий перед художником по свету творческой задачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: