Греческая культура классического, времени.




Греки думали, что боги - везде и что они могут наблюдать любые человеческие дела и поступки: Однако есть священные места (гиерон), где следует богов почитать. В таких местах обычно воздвигались храмы. Классический греческий храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами (периптер). Основа древнегреческой религия - не этика, а ритуал. “Справедливость” и “несправедливость” могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. “Бессмертным” богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях кусни мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des (“я даю, чтобы ты дал”). Самым значительным жертвоприношением считалась гекатомба - одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия греков в значительной степени носила формальный, обрядовый характер, она не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что, несомненно, сказалось на характере греческой цивилизации.Верховным богом считался "отец богов и людей" Зевс. Предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан, принесли с собой почитание этого небесного бога, бога-громовержца. По представлениям греков Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. проводились Олимпийские игры.Пантеон двенадцати олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в V в. до н.э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н.э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии.Спутницей и женой Зевса была Гера, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Многочисленные мифы повествуют о том, что спутницами Зевса были различные богини (Деметра, Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Однако Гера была законной женой Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины. Брат Зевса Посейдон был богом моря, а другой его брат - Аид - богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Эмблемой Посейдона был трезубец; он также вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. Богиней плодородия была Деметра; возвращение ее дочери Персефоны (Коры) из подземного царства знаменовало наступление весны и возрождение природы. Деметре были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике. Аполлон (Феб-Аполлон), в образе и культе которого заметно восточное влияние, был богом Солнца; он и покровительствовал искусствам и насылал эпидемии. Наиболее значительные храмы Аполлона были расположены в Дельфах и на острове Делос. Особенно славились Дельфы, где давали прорицания жрицы- пифии. Артемида, сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты, особенно почиталась в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Арес, как и Артемида, не являлся греческим по происхождению богом; первоначально он был солнечным богом фракийцев (они обитали на территории современной Болгарии). У греков он стал жестоким божеством войны, который мало почитался. Ближневосточная богиня плодородия Афродита стала в Греции богиней любви. По преданию она родилась из пены морской; ее родиной считался остров Кипр. Большой популярностью пользовался дружелюбный бог Гермес - покровитель путников и торговцев. Он сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов. Скульптурные изображения Гермеса (гермы) часто ставились в общественных местах. Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, чьим символом была сова, была богиней мудрости и особо почиталась в Афинах. Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, был мужем Афродиты. Богиней домашнего очага была Гестия. Дионис (Вакх), бог плодородия, вина, покровитель театра, был сыном Зевса и Семелы. Хотя он и не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции. Важнейшим условием распространения культуры является письменность. Культура Греции классического периода вступает в пору своего наивысшего расцвета, и это в большей степени способствует добыча мрамора в Пентеликоне, что в юго-восточной части Средней Греции, носящей имя Аттика.Главным центром развития классической греческой культуры считались Афины. Но строительство ведется так же и в других областях Эллады. Именно в это время в северо-западной части Пелопоннеса, а именно в Олимпии возводится храм Зевса, который поражает своим величием. Строительством этого святилища руководил знаменитый греческий архитектор Либон, которому удалось создать сооружение «сурового» стиля, который был присущ многим творениям V века до нашей эры. Множество храмов того периода было выстроено на Сицилии, а так же в Южной Италии, среди которых наиболее выдающимися являлись: храм Посейдона построенный в Песте, храм Зевса, построенный в Агригенте и пр.В Афинах на первоначальных этапах развития классической культуры было создано множество монументальных сооружений, строительство которых заняло мене двадцати лет. Среди общей массы сооружений этого периода особенно выделяются Пропилеи, Перфенон и святилище Афины-Победительницы.В сооружениях V века отчетливо просматривается смещение дорической и ионической архитектуры. Идеальной гармонии в совмещении этих двух стилей смогли достичь мастера Калликрат и Иктин, во время возведения Парфенона. Это сооружение очень сильно отличается от того же храма Зевса – все оно получило некую легкость. Такой эффект получился при смене массивных, толстых колонн на более тонкие и изящные. Из ионического стиля в классическую культуру пришел фриз, устраиваемый на внешней западной части сооружений.Найти идеальное соотношение дорического и иноческого стилей старался архитектор Мнесиклет. Он занимался созданием ворот Пропилеев – вход в Акрополь. В этом сооружении колоны дорического стиля отлично сочетаются с рядом стоящими колоннами ионического стиля.Как уже говорилось, одним из наиболее известных сооружений раннего греческого классицизма является небольшой храм Афины-Победительницы. Возводился он под руководством Калликрата, который в этом случае решил использовать только один стиль – ионический.Во времена Пелопоннеской войны в живописной местности был выстроен Эрехтейон, знамений своими кариатидами, расположенными с южной стороны сооружения. При создании этого сооружения строитель так же отдали предпочтение только ионическим традициям.Наиболее знаменитые творения афинских мастеров располагаются в пределах Акрополя. Сам город состоит скромных, низких домов, и разрезан многочисленными кривыми и узкими улицами. Про бурное развитие в этой местности свидетельствовал порт Пирей и сооружение, в котором древние греки проводили музыкальные состязания.Греческие мастера, жившие в период становления классической культуры, по возможности старались украсить и благоустроить города. К примеру, аристократ Кимон засадил рыночную площадь тенистыми платанами, а так же заложил в роще, посвященной Академу, гимнастические площадки и выстроил колоннады, призванные в самые жаркие часы давать тень. Наиболее знаменитой колоннадой стала Стоя Пойкиле, украшением которой занимались Полигнот и прочие мастера живописи того времени. В росписях мастера прославляли деяния афинян, рассказывала картинами о многочисленных войнах и битвах.Длинная стена, соединившая порт Пирей с Афинами, так же была построена в этот время и сегодня она признана одним из величайших памятников архитектуры периода развития греческого классицизма.

Возвышение Македонии

Македония граничила с греческими полисами. Царь Филипп II подчинил знать, которая раньше занималась войной и охотой. Он научился у греков создавать строй воинов (фалангу) из 16 рядов солдат в глубину. Вперед выдвигались копья длиной в 5 — м. Впереди фаланги шли легковооруженные воины, начинали бой и потом отступали. По флангам конница охраняла фалангу.
В 355 г. до н. э. греческий полис Фокида захватил участок земли, принадлежавший дельфийскому храму бога Аполлона, а потом и храмовые сокровища. Фивы объявили Фокиде войну и попросили помощи у Филиппа. Война получила название «священной». Фокидян поддержали Спарта и Афины. А Филипп провозгласил себя защитником общегреческой святыни. Он разгромил фокидян, утопил 3 тысячи пленных, а тело командующего распял на кресте. Изнурительная Священная война закончилась. Ее результатом было дальнейшее ослабление греческих полисов и усиление влияния македонского царя. Он не только стал хозяином на Халкидике и в Южной Фракии, но и гегемоном Фессалии, членом Дельфийской амфиктионии (союза греческих полисов — охранителей храма Аполлона в Дельфах) и тем самым получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции. Греки поняли, что Филипп намеревается подчинить всю Грецию. Афинское общество раскололось на сторонников и противников македонского главенства в Греции. Оратор Исократ и другие настаивали на том, чтобы Народное собрание признало все завоевания Филиппа II. Афины не послали помощь греческому городу Олинфу, который Филипп захватил. «Вы получили золото, вы предали родину»,— обвинил сторонников Исократа другой оратор Демосфен. Он возглавлял демократическую группировку граждан. Демосфену удалось создать союз Фив, Афин, Эвбеи и других государств против Филиппа. В 338 г. до н. э. при Херонёе произошла битва. Греки потерпели сокрушительное поражение. Филипп созвал общегреческий конгресс. Он провозгласил Эллинский союз городов. Запретили войны между полисами, возврат долгов, отнятие имущества, всякие перевороты. Конгресс объявил священную войну Персии. Изнурительная Священная война закончилась. Ее результатом было дальнейшее ослабление греческих полисов и усиление влияния македонского царя. Он не только стал хозяином на Халкидике и в Южной Фракии, но и гегемоном Фессалии, членом Дельфийской амфиктионии (союза греческих полисов — охранителей храма Аполлона в Дельфах) и тем самым получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: