Экономико-правовой факультет




 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

 

Методические рекомендации,

программа курса,

вопросы, перечень литературы

для студентов специализации

“Правоведение”

 

 

Одесса-2006

 

УДК 346,9

 

Утверждено проректором по научной работе

ОНУ им. И.И. Мечникова

 

 

Рекомендовано методической комиссией

ЭПФ ОНУ им. И.И. Мечникова

Утверждено на заседании кафедры административного и предпринимательского права ОНУ им. И.И. Мечникова от

 

Составители: Бондарь В.Я., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и

предпринимательского права экономико-правового факультета ОНУ им. И.И.

Мечникова

Вернер Н.Н., старший преподаватель кафедры административного и

предпринимательского права экономико-правового факультета ОНУ им. И.И.

Мечникова

Рецензенты: Подцерковный О.П. – кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и хояйственного права экономико-правового факультета ОНУ им. И.И. Мечникова.

Правовое регулирование бухгалтерского учета:

Методические рекомендации и программа курса для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Правоведение» / Н.Н. Вернер. – Одесса, 2005. – с.

 

Методические рекомендации для изучения

отдельных тем

 

 

Тема 1. Правовое положение бухгалтерского учета в Украине

 

Появление бухгалтерского учета разные авторы связывают с различным периодом времени. Одни - с появлением письменности, другие – с момента появления двойной записи бухгалтерии известного математика Лукой Пачоли в 1494г., третьи – с периодом, когда 100лет назад возникли различные теоретические разработки. В Украине бухгалтерский учет с целью создания единых правил его ведения и его усовершенствования подлежит государственному регулированию. Действует Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Органами, наделенными правомочиями в сфере регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине, являются Министерство финансов Украины, Национальный Банк Украины, Государственное казначейство, Методологический совет по бухгалтерскому учету.

Финансовая отчетность – это бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Финансовая отчетность не отнесена к конфиденциальной информации.

 

 

Тема 2. Предмет и методы бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета являются урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с упорядоченной и регламентированной информационной системой, отражающей совокупность имущества по составу и размещению, по источникам образования, а также отражающей хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов. Объектом бухгалтерского учета является имущество предприятия, используемое им в хозяйственной деятельности.

Методы бухгалтерского учета – это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета Научным содержанием метода бухгалтерского учета является рассмотрение, изучение, регистрация и обобщение фактов и явлений в процессе хозяйственной деятельности в их движении, изменении, взаимосвязях и взаимодействии. К методам бухгалтерского учета следует отнести такие, как: метод документации; инвентаризация; счета бухгалтерского учета; двойная запись; бухгалтерский баланс; бухгалтерская отчетность; метод денежной оценки; калькуляция.

 

Тема 3. Организация и ведение бухгалтерского учета

 

Организация ведения бухгалтерского учета возложена законодательством Украины на собственника предприятия либо уполномоченного органа (должностного лица). Ему же предоставлено право выбора ведения бухгалтерского учета по одной из форм организации: 1) создание бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером, или введение в штат предприятия должности бухгалтера; 2) пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель без создания юридического лица; 3) поручение ведения бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерии или аудиторской фирме; 4) самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Для организации и ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно:

- избирает учетную политику;

- с учетом единых основ, установленных Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» избирает форму бухгалтерского учета;

- разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

- утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему субсчетов и регистров аналитического учета;

- может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и отдельные структурные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятию.

Студенту необходимо четко усвоить полномочия руководителя предприятия и главного бухгалтера в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, установленные действующим законодательством.

 

Тема 4. Документация в бухгалтерском учете

 

Документация в бухгалтерском учете заключается в измерении и документировании всех хозяйственных операций, происходящих в деятельности предприятия. Доказательность и юридическая обоснованность всех данных бухгалтерского учета основана именно на документации. Документация является основанием для получения точных результатов хозяйственной деятельности, она служит четкой организации процесса производства и управлению всей работой предприятия. Первичная регистрация хозяйственных операций осуществляется путем составления документа в момент её осуществления или сразу по окончании её. Только документированные хозяйственные операции, принятые к учету, записываются в учетный регистр.

Каждый документ, свидетельствующий о совершении определенной операции, отличается от других по содержанию, месту совершения, участникам операции, целевому назначению и ряду других признаков. Однако, при всем их разнообразии, документы могут быть классифицированы по определенным признакам: по функциям и целевому назначению (распорядительные, исполнительные, бухгалтерского оформления и комбинированные), по порядку составления (первичные и сводные), по способу отражения операций (разовые и накопительные), по месту заполнения (внутренние и внешние), по способу заполнения, по типу хозяйственных операций (материальные, денежные, расчетные) и др.

Документы бухгалтерского учета должны иметь необходимые реквизиты, установленные в Положении «о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете», утвержденном приказом Министерства финансов Украины. Документ, который не содержит хотя бы один из необходимых элементов, является недоброкачественным. Также следует выделить подложные документы, содержащие материальный или интеллектуальный подлог.

Процедуру прохождения документов и их утверждения (документооборот) обязательно фиксирует руководитель предприятия, который утверждает перечень должностных лиц, наделенных правом давать разрешения на осуществление хозяйственной операций, связанных с отпуском денежных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества. Круг данных лиц должен быть строго ограничен.

Студенту также необходимо уделить внимание к изучению таких вопросов, как: график документооборота, способы исправления ошибок в документах бухгалтерского учета (корректорный и способ сторно), порядок изъятия документов, предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом Украины, а также налоговыми органами, а также необходимо знать обязанности руководителя предприятия в случае пропажи или уничтожения первичных документов бухгалтерского учета.

 

Тема 5. Инвентаризация в системе бухгалтерского учета

 

Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение наличия и состояния материальных и других ценностей, иного имущества и вложений предприятия, расчетов и обязательств. Сущность инвентаризации заключается в периодической проверке фактического наличия материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета. Инвентаризации подвергаются также расчетные отношения с разными предприятиями и лицами. Инвентаризация может быть полной и частичной, обязательной и инициативной, плановой и внеплановой.

Нормативной базой проведения инвентаризации на предприятиях всех форм собственности является Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товароматериальных ценностей, денежных средств и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины. Ответственность за организацию инвентаризационной работы возложена на руководителя предприятия, который должен создать необходимые условия для её проведения.

Результаты проведения инвентаризации определяются путем сопоставления данных описей с данными бухгалтерского учета.

Студентам необходимо знать процедуру проведения инвентаризации, а также рассмотреть варианты возможных результатов её проведения.

 

Тема 6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

 

Учетный регистр – носитель информации специального формата и построения, предназначенный для регистрации, группирования и объединения хозяйственных операций, оформленных первичными документами. Следует обратить внимание на различные варианты классификации учетных регистров: по внешнему виду (бухгалтерские книги, карточки, свободные листы), по характеру содержащихся записей (хронологические, систематические, комбинированные, по объему отраженных в них операций (аналитические, синтетические), в зависимости от формы (односторонние, двусторонние, многографные, шахматная форма).

Совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, а также технологию и регистрацию учетного процесса, является формой бухгалтерского учета. При изучении данной темы следует рассмотреть виды существующих форм бухгалтерского учета (журнальная форма, мемориальный ордер, журнально-ордерная форма), их структуру, преимущества и недостатки каждой из них.

 

Тема 7. Правовое регулирование учета основных средств

 

Пункт 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета №7 закрепляет, что основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, передачи в аренду иным лицам или для осуществления административных или социально-культурных функций, ожидаемый период полезного использования которых составляет 1 год, или операционный цикл которых более 1 года. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» содержит более узкое понятие, согласно которому основные фонды – это материальные ценности, которые используются в хозяйственной деятельности плательщиком налога в течение периода, который превышает 365 календарных дней с даты введения в эксплуатацию, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом. Существует 4 способа поступления основных средств на предприятие: 1)путем приобретения за денежные средства и в рамках бартерных операций, 2)путем самостоятельного изготовления, 3)путем внесения в уставный капитал, 4)путем безвозмездного получения.

Студенту необходимо знать классификацию основных средств предприятия: по степени использования в производственной и хозяйственной деятельности, по принадлежности, по отраслям народного хозяйства, по функциональному назначению, по натурально-вещественному составу, а также классификацию основных фондов, используемую в налоговом учете. Также студенту следует изучить виды стоимости основных средств, используемой в бухгалтерском учете: первоначальная, восстановительная, остаточная. Важным является вопрос об имеющихся вариантах использования остаточной стоимости основных средств, и непосредственно, об имеющихся способах амортизационных начислений (уменьшение остаточной стоимости), таких как: прямолинейный способ, метод уменьшения остаточной стоимости, метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, коммулятивный метод, производственный метод для специфических объектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: