Божественное провидение отправляет




ХАНУКА - ХИНУХ

Воспитание — это самая важная тема, которая стоит у нас на повестке дня в связи с наступившим праздником — Ханукой. Трудно найти другой аспект, который бы настолько влиял на будущее. Ведь именно воспитание детей нынешних определяет, каким будет человечество дальше. А слово «Ханука» — однокоренное со словом «Хинух». Что и означает на иврите — «воспитание».

Много раз приходится слышать от родителей: «Да, мы ничего не знаем о Торе и не соблюдаем ее законы, но зато у нас был дедушка, не просто дедушка, а раввин! А бабушка пекла мацу! А дядя со стороны папиного папы был моэлем! А бабушкин отец был кантором, прославленным хазаном! А у родителей мужа в роду шойхет!»

Все замечательно. Но откуда же возьмутся в следующих поколениях раввины, моэли, хазаны и шойхеты? Ведь сейчас модно учить детей на адвоката или врача…

Итак, нам свойственно гордиться предками и скромно умалчивать о себе. Нам, мол, не до того, мы живем в другое время, с нас и взятки гладки, с нас и спроса нет.

Эта тенденция прослеживается во всех странах рассеяния и в Израиле.

Благоговейно указывая на портрет деда-раввина, евреи разводят руками, когда дело доходит до практического вопроса: даешь ли ты своему сыну полноценное еврейское воспитание? Готов ли ты сам получить такое воспитание?

То есть, образно говоря, если на долю предыдущих поколений приходился роскошный торт, то нам достаются крошки. А детям? А внукам? Тем и крошек не достанется!

Чтобы противопоставить этой тенденции другую, мы должны начать вкладывать силы, время, деньги, сердце и душу в еврейское воспитание своих и чужих детей. Надо думать на три поколения вперед. Надо поставить дело воспитания на такую высоту, чтобы набранного уровня хватило надолго вперед.

Но как же будешь говорить ребенку «учись!», если сам не учишься? Как скажешь ему «молись!», если сам начинаешь утро с другого? Представьте себе, есть героические родители, которые начинают ходить в синагогу, приобщаться к традициям, интересоваться кашрутом, соблюдать субботу, посещать уроки — все ради детей. И это правильно.

И такими самоотверженными усилиями достигается успех. Нелегко людям советской формации переломить себя. Но это стоит сделать. Ребенок будет воспитываться в еврейской школе и получать поддержку дома, будет встречать поддержку и понимание и продвигаться по верному пути вместе со своей семьей.

…Чистым и святом маслом будет гореть лампада его души. Как ханукальные свечи.

***

В хасидизме очень любят проводить параллели и сравнения.

Кто-то может сказать, какое мне дело до воспитания? Своих детей у меня пока нет, я сам уже достаточно взрослый(ая)? Правда, какое? Но, наши Ребе не раз подчеркивали в своих беседах, что ребенок в нашем поколении это каждый второй, вполне «взрослый», еврей. Еврей, который еще не повзрослел достаточно, чтобы понять к какому особенному народу он принадлежит. Еврей, который «балаган» не еврейской жизни, предпочитает «порядку» еврейской. Еврей, в сознании которого бунт против Всев-него, это выражение своего «Я», своего животного «Я»… Еврей, который подобно ребенку, не способен осознать всех последствий своих поступков в этом мире. Еврей, который пока не готов взять на себя ответственность за продолжение наследия своих предков…

Поэтому важно понять, что урок о воспитании – это урок, имеющий прямое отношение к каждому из нас. Жизнь хасида – это постоянная работа над собой, это постоянное самовоспитание…так может уже хватит отлынивать?..

***

Чтобы процесс воспитания или самовоспитания был успешен важно понять его главные составляющие. А в этом лучший помощник – учение хасидизма.

***

Живое участие в жизни каждого человека, отклик на мысль и чувство каждого еврея - вот те черты, которые определяют сущность хасидизма как религиозного учения. Оно возникло более трех веков назад и с тех пор несет людям свет добра и веры.

Что вызвало его появление?

В жизни еврейского народа наступил кризисный момент, когда трудности наполнили и материальную жизнь, и отношения с властями на тех территориях, где евреи жили. Трудности и испытания текущего дня многих заставили усомниться в вере предков, искать другой поддержки в жизни. Но разуверившийся еврей подобен больному, нуждающемуся в лекарстве. Но что излечит заблудившуюся душу?

Вспоминается притча о ребенке, для спасения которого нужно было вынуть главный бриллиант королевской короны, растереть его в порошок, приготовить питье и давать его малышу. Согласно притче, это было единственное средство спасти детскую жизнь. И отец, не колеблясь, применил его, пожертвовав знаком земной власти. Прекрасно чудо исцеления, но главная идея этой притчи - чудо любви, вдохновляющей людей на духовные подвиги.

Поэтому, во-первых: это ЛЮБОВЬ…

«Аава»» (любовь) - это дыхание жизни в служении хасидизма. Это нить, которая связывает хасидов друг с другом, связывает Ребе с хасидами, хасидов - с Ребе. Она действует как пробуждающая любовь («свет прямой»») и как отклик на любовь других («свет отраженный»»). Любовь не знает преград, распространяясь во времени и пространстве.

Именно хасидизм открыл нам простую истину: в каждом еврее скрыт целый мир, каждому Бог подарил некую долю божественного начала. И именно этот мир мы должны любить в каждом еврее. Он полюбит наш мир. И так будет поддержано светлое начало. А если мы будем последовательны в этой любви, то духовное начало приумножится.

Ярчайшее тому доказательство - жизнь и деяния Любавических ребе. Основатель династии, Бааль Шем Тов, всю жизнь помнил два отцовских завета: «Надо любить каждого», «Не бойся никого, кроме Бога».

То, что замыслы Ребе осуществились, свидетельствует об истинности. Он сплотил свой народ. Он превратил помощь каждому в духовное событие для всего народа. Идеи хасидизма несут свет добра, мудрость Торы к каждому сердцу. Поэтому хасидизм быстро увлек многочисленных последователей.

И месяц кислев - святой месяц - прекрасное время, чтобы еще раз об этом подумать. Именно в дни кислева решалась судьба хасидизма. Когда первому Любавическому Ребе Шнеуру Залману угрожало заточение в тюрьму, евреи, вдохновленные его мыслями и понимающие, как важны они для всего нашего народа, спасли его.

Многообразны и бесчисленны связи человека с миром. И, чтобы понять их, нужно научиться правильно, относиться к себе. Наши мудрецы советуют:

«Истина - это средний путь. Быть чересчур строгим или чрезвычайно снисходительным к себе одинаково неразумно».

И лишь когда человек верит в себя, он осознает, что не только над ним, но и над всем миропорядком возвышается воля Бога, его мысли будут добры, а поступки разумны - эту связь подчеркивал Шнеур Залман.

«Материальность еврея духовна – Всев-ний дарует материальное, чтобы мы превратили его в духовное».

Именно духовное начало просветляет наш разум, и мир перестает казаться вместилищем случайных обстоятельств. Причем касается это и событий исторического масштаба, и мелких на первый взгляд фактов.

Упал осенний лист с ветки. Кружась, он достигает земли, но не замирает. Откуда-то налетает легкий ветерок и, играя листом, несет его куда-то. Бессмысленно ли это? Случайно ли? Кто хочет узнать и пойдет следом, увидит, как лист пересек тропинку, опушку, дорогу и еще продолжает движение. Но вот мы заметили: на обнаженной земле, на самом солнцепеке, лежит букашка. Ей некуда укрыться от прямых солнечных лучей, слишком жарких для нее. И вот листик накрыл букашку, защитил ее. И это не случайно - это входило в замысел Бога.

Во-вторых: РАДОСТЬ…

Один из обычаев хасидизма - пребывать в радости, даже когда есть какая-то проблема, потому что это чувство подсказывает лучший выход из трудных ситуаций, чем растерянность и тоска.

Юноше было всего 17 лет, и никто не знал о его незаурядности. Одежды он носил совсем простые, лишь лицо и глаза выделяли его из толпы. Но, чтобы их заметить в ту пору, надо было быть весьма проницательным человеком. Существовал обычай ходить в маленькие местечки, где живут евреи, находить таких, что работают тяжелее других, каждый день. Именно им он старался рассказать о Боге, чтобы у них в душе появилось больше духовности. Но люди, встречавшиеся ему, были очень интересны и, раз встретившись с ним, вновь искали общения. Однако никто не предполагал, что настанет такая пора, когда все евреи узнают этого молодого человека.

В этот день он ходил в маленькое украинское местечко, в сельскохозяйственную коммуну. Это была середина недели, и потому его удивило, что никто не работал ни в поле, ни на фермах. Пусты были и дома. Тишина удивила и насторожила гостя. Вдруг зазвучал голос, гость пошел на него. Голос раздавался из синагоги. Он подошел и увидел, что все люди: женщины, мужчины и даже маленькие дети - в синагоге. Это объясняло пустоту всего поселка. На биме (возвышении), в центре синагоги, стоял человек, не местный, и из его слов гость узнал причину собрания. Людей беспокоило, что уже давно не было дождя, еще немного - и засуха уничтожит весь урожай, сделав бесполезным их тяжелый труд.

Незнакомец говорил: «Вы хотите дождя? Хотите, чтобы что-то выросло? А сами вы делаете то, что от вас ждет Бог?» Звук плача раздался от того места, где стояла группа женщин. Между тем, оратор продолжал: «Бог сделал мир для Торы и исполнения заповедей. Вы сами взяли свои жизни и ведете их на земле, как животные». Лицо мужчины было очень испуганно, тревожно. От страха люди не могли смотреть на оратора. А тот продолжать изливать на них огонь праведного гнева.

Юноша, который стоял в углу и это слышал, не мог понять, как можно уничтожать словом таких простых евреев, которые делают все, что могут. Он сказал: «Тихо!» От неожиданности все головы повернулись в его сторону: и присутствовавших земледельцев, и самого оратора. Оратор был в шоке: кто осмелился мешать, когда он говорил? Ведь такие люди рядом с ним - ничто! Но юноша не испугался. Он вступил в диалог с мужчиной: «Кто дал тебе разрешение говорить людям такие тяжелые, страшные вещи? Простые люди очень дороги Богу, а ты, который лишь чуть знает Тору, думаешь, что можешь им сказать все, что тебе вздумается?!»

У оратора язык как будто прилип к нёбу: он знал, что здесь только простые люди, которые никогда ему не возражают, не знают даже, чем ему возразить, и вдруг... Незнакомец на несколько минут будто онемел. А юноша продолжал: «Почему ты решил, что в отсутствии дождей виноваты эти люди? Как ты можешь их в чем-то упрекать, ничего наверняка не зная?» И на это у оратора не было ответа, он по-прежнему молчал, а у людей от этого появилось немного надежды.

Надежда простых евреев крепла, когда они смотрели на юношу, говорившего о них от всего сердца. Сейчас все его слушают, а он говорит: «Дорогие евреи, вы знаете, что Бог вас очень любит. Ему не нравится лишь, когда вы грустные, невеселые, угрюмые. Быть грустным - еще хуже, чем не учить Тору. И то, что сейчас нет дождей, это просто временные испытания. Бог хочет видеть, будете ли вы в трудное время верить в него или нет?»

Испуганный оратор покинул возвышение. Юноша продолжал: «Дорогие евреи! Давайте танцевать и верить. Один Бог решает, когда будут дожди. И от того, что уже давно стоит засуха, мы не меньше верим, что Бог любит нас и пошлет в свой час дождь вашим полям. Так давайте же петь, танцевать, веселиться - ведь это такое счастье - верить в Бога и любить его!»

Измученные страхом и тяжелыми ожиданиями люди сразу почувствовали правду его слов. Откуда-то зазвучала музыка, кто-то пустился в танец, кто-то запел. И в это минуту на улице на землю упали первые капли, а вслед за ними пришел настоящий, щедрый дождь.

 

В-третьих: ЧИТСТОТА ВЕРЫ– Очищение мира…

Божественное провидение отправляет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: