Тема 5. Эластичность.
Теоретические вопросы к обсуждению:
1. Эластичность спроса по цене. Виды эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности.
2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
3. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.
4. Практическое применение теории эластичности в микроанализе.
Самостоятельная работа
1.Подготовка теоретических вопросов
2. Решение задач и заданий в тестовой форме.
Формы контроля, оценочные средства: фронтальный опрос.
Задачи по теме: «Эластичность»
Задача 1. Цена товара выросла с 10 рублей до 12 рублей. Объем спроса сократился с 200000до 180 000 единиц. Чему равен коэффициент ценовой эластичности? Что такое эластичность?
Задача 2. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (см. таблицу.) Рассчитайте эластичность спроса на различных интервалах, выбранных нами для анализа и определите зависимость эластичности и выручки от продажи.
Таблица 1
Расчет выручки от продажи и коэффициента ценовой эластичности спроса
Число проданных батонов | Цена, руб. | Выручка, руб. | Коэффициент эластичности |
3 - 50 | |||
3 - 00 | |||
2 - 50 | |||
2 - 00 | |||
1 -50 |
Задание 3.
Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы исходя из следующих данных об объемах продаж при разных ценах:
Объем продаж, тыс. шт. | |||||||
Цена, руб. |
Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объема продаж?
Задание 4. С повышением заработной платы потребителей со 100 до 150 тыс. руб. спрос на продукцию фирмы вырос на 15%. Какова эластичность спроса по доходам?
Задание 5. Цена товара Х выросла со 100 до 200 руб., в результате спрос на товар У повысился с 2000 до 2500 шт. ежедневно. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары Х и Увзаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?
Задание 6. Если эластичность спроса по цене на видеокамеры равна - 3, то каково будет процентное изменение объема спроса на них, которое последует после десяти процентного увеличения цены?
Задание 7.Известно, что еженедельно на рынке продается 120 ед. товара по цене Р = 12 долл./ед. При условии равновесия на рынке снижение цены на 1% повышает объем спроса на товар на 0,6%. Найдите функцию спроса на данный товар, предполагая, что она линейная.
Задание 8. Маркетинговые исследования дали следующие результаты: эластичность спроса по цене на шампунь сорта А составила: Еа = -3; эластичность спроса по цене на шампунь сорта В составила: Eв = -2,8; перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В: Еав = +4; эластичность спроса на шампунь этих марок по доходу равна: EIа = 1,2; EIв = 2.
Определите:
1) как изменится объем спроса на шампунь А, если цены на марку В уменьшатся на 2%;
2) как изменится объем спроса на шампунь А и В, если доход покупателей возрастет на 5%;
3) как изменится объем спроса на шампунь Б, если цены на В уменьшатся на 10%;
4) как отреагируют покупатели шампуня А на повышение цен на 15%.
Задание 9. Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности: по цене -0,6; по доходу 0,8. В будущем году общий уровень цен не изменится, доход населения увеличится на 4% и цена картофеля возрастет на 5%. Определите, на сколько изменится величина спроса на картофель.
Задание 10. Предложение товара А описывается уравнением Qs = = 10 + 0,5Р. Равновесная цена установилась на уровне 40 ден. ед. Введен налог на товар А в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара. Определите новые параметры равновесия на рынке, зная, что ценовая эластичность спроса на этом участке -2, а функция спроса — линейна; как распределилось налоговое бремя; размер потерь "мертвого груза".
Задания в тестовой форме
(на каждый вопрос есть только один правильный ответ)
1. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен - 1\3. Это означает, что:
1) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1\3 процента;
2) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на 3 процента;
3) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1\3 процента;
4) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.
2. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то спрос:
1) неэластичный; 2) эластичный;
3) единичной эластичности; 4) абсолютно неэластичный;
5) абсолютно эластичный.
3.Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то данное предложение:
1) неэластично; 2) единичной эластичности;
3) эластично; 4) абсолютно эластично;
5) абсолютно неэластично.
4. Цена товара выросла с 20 до 24 рублей. Объем спроса сократился с 1000 до 900 штук. Чему равен коэффициент ценовой эластичности спроса?
1) 5; 2) 0,5; 3) 2; 4) 0,2; 5) 4.
5.Если бы эластичность спроса по цене на утюги была бы нулевой, это означало бы, что:
1) по существующим ценам можно продать любое количество утюгов;
2) данное количество утюгов может быть продано по сколь угодно высоким ценам;
3) покупатели готовы купить любой объем данного блага по любой цене;
4) покупатели не согласятся ни на какие изменения в объеме продаж и ценах утюгов.
6. Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так:
Цена 200 230 250 260270280
Эластичность 0,7 0,8 0,9 1,0 1,3 1,8
Рассчитайте, какую цену они рекомендуют установить, чтобы максимизировать выручку:
1) 200; 2) 230; 3) 250; 4) 260 5) 270 6) 280.
7.Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y имеет отрицательное значение {Е < 0). Это означает, что:
1) X и Y являются товарами-субститутами;
2) X и Y являются взаимодополняющими товарами;
3) X и Y являются независимыми товарами;
4) спрос на товар X неэластичен по цене
5) спрос на товар Y неэластиченпо цене
8. Коэффициент перекрестной эластичности спроса, близкий к нулю, могут иметь такие товары, как:
1) машины и бензин; 2) ручки и карандаши;
3) хлеб и сахар; 4) книга и мотоцикл.
9. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:
1) росту расходов населения на жевательную резинку;
2) снижению расходов населения на жевательную резинку;
3) повышению спроса на продукты питания;
4) снижению спроса на продукты питания
5) ничего на рынке не изменится.
10. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:
1) предложение неэластично; 2) спрос эластичен;
3) спрос совершенно эластичен; 4) предложение эластично;
5)спрос неэластичен
11. Из нижеперечисленного выберите фактор, не влияющий на ценовую эластичность спроса на товар X:
1) доля расходов на товар X в доходах потребителей;
2) наличие или отсутствие субститутов;
3) вкусы потребителей;
4) технология производства товара X;
5) широта определения товара Х