Свобода выбора в системе нравственных категорий.




Категория «свободы» является важнейшим условием бытия и моральности человека. Однако вопрос о сущности свободы как одной из центральных проблем этики до настоящего времени не прояснен. Проблема свободы привлекала к себе внимание философов с древнейших времен; в разных философских учениях даются свои определения этому понятию. Еще Эпикур считал, что основой счастливой жизни человека должно служить сознание внутренней свободы. Он подчеркивал активную роль свободы людей при выборе собственных действий, а также возможность их нравственной оценки. По Эпикуру, человек способен обладать свободой воли и нести ответственность только тогда, когда его действия не подвержены непосредственному влиянию необходимости. Однако большинство поступков людей совершается под влиянием необходимости, исключающей свободу воли человека. Согласно Эпикуру, необходимость и свобода взаимоисключают влияние друг на друга.

Следующий этап развития понятия «свобода» связан с Аристотелем. Аристотель в «Этике» проводит мысль, что поступки людей должны сообразовываться с объективной необходимостью и что люди могут руководить своими действиями только в том случае, если их совершение находится во власти человека. По этому принципу Аристотель и подразделяет поступки на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные поступки вызваны действием внешних причин, они совершаются подневольно (под влиянием природной стихии или чьей-то власти) или по неведению (совершающий действие не может знать обо всех возможных последствиях). Не всякие произвольные действия добровольны, человек вынужден их совершать, если не хочет испытать страдания. Проблема свободы как произвольности была поставлена Аристотелем в связи с природой добродетелей. Среди произвольных поступков выделяются намеренные (преднамеренные), которые совершаются сознательно, по выбору, и сознательные действия – не те, которые совершены только из желания, людям свойственно желать и несбыточного, выбор же касается того, что зависит от человека, а именно: средств достижения цели и способов их употребления.

Очередное понимание свободы основывается на самопроизвольном отклонении от предзаданной необходимости и связано со свободным выбором. Такая позиция содержится в религиозном сознании, в котором представления о свободе соотносятся с постижением идеи Бога, законов божественной морали, с благодатью. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, она сама делает выбор добра и зла.

По И. Канту, свобода диктуется законами (в частности, категорическим императивом) практического разума, а необходимость составляет область теоретического разума.

В прагматизме свобода представляется способом достижения насущной выгоды, а в экзистенциализме – реализацией эгоистических интересов, абсолютной свободой. В данных случаях свобода – это иллюзия, как бы предоставляющая человеку возможность не руководствоваться никакими правилами.

Абсолютная и относительная свободы представляют собой идеальное, существующее в перспективе, и реальное, связанное с самореализацией субъекта, состояния. Потенциальная и актуальная свободы отражают наличие благоприятных социальных обстоятельств и готовность субъекта к самоосуществлению морального выбора. Органическая свобода – та, в которой цели субъекта совпадают с общественными и способствуют самореализации субъекта (личности). Страглистская свобода вскрывает причину конфликта человека и общества. Источник этого конфликта видится в активной позиции субъекта, борющегося со всеми социальными препятствиями. Эскапистская свобода, согласно которой субъект бежит от мира, показывает возможность реализации себя во внутренних формах (в себе, в своем мире), чтобы там обрести свободу. Адаптивная свобода позволяет субъекту приспосабливаться к обстоятельствам, адаптироваться к миру. Выделяют также свободу

Воля – это свобода от насилия, принуждения; это простор в желаниях и вожделениях; это самоволие. Самоволие проявляется через ограничения, обуздание своеволия, которые человек принимает сам по собственной воле. Личная воля человека в сфере права может быть соотнесена с общей волей, которая выражена в социальной дисциплине и законодательстве, а в сфере морали – с долгом. Это означает, что человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм и не допускать произвола (волюнтаризма).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: