Библиографический список




А.Н. Суханова

Красноярский институт железнодорожного транспорта

филиал Иркутского государственного университета путей сообщения

г. Красноярск, Россия

БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема трудоустройства среди выпускников высших учебных заведений. Безработица является одной из самых распространенных проблем не только в России, но и в мире. Цель исследования - выявить причины и факторы, которые мешают студентам быстро найти работу. На основе результатов данного исследования выведены предложения по сокращению проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда.

Ключевые слова: Безработица, рынок труда, студент, выпускник, молодой специалист, заработная плата, карьерный рост.

В настоящее время безработица, является одной из основных проблем нашей страны. Каждый год из ВУЗов России выпускаются сотни тысяч человек. И эти люди переходят из категории «студенты» в категорию «безработные». Молодым специалистам становится все сложнее найти работу, уже не говоря о работе по специальности, а ведь молодежь – это будущее нашей страны. С чем же связано такое положение дел в стране и как справиться с данной проблемой?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала введем понятие безработицы и выявим ее основные причины. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Существует три основные причины безработицы:

1. потеря работы;

2. добровольный уход с работы;

3. первое появление на рынке труда.

Именно с третьей причиной связана молодежная безработица. Однако, в настоящее время можно выделить еще ряд причин, которыми все чаще стали руководствоваться студенты и выпускники:

1. Первая и основная причина – это размер заработной платы. Все мы хотим получат достойную заработную плату. Однако, не на всех предприятиях работники могут похвастаться размером своего оклада в начале карьеры. Не удивительно, ведь размер заработной платы зачастую зависит от накопленного опыта, коим выпускники не могут похвастаться. Ниже представлены размеры средней заработной платы в Москве на конец 2015 года по нескольким профессиям (Рис. 1).

Рис. 1. Средние зарплаты в Москве на конец 2015 года

 

2. Второй, не менее важной причиной является престижность профессии. Многие студенты, совместно с учебой подрабатывают официантами, расклейщиками объявлений, разнорабочими в супермаркетах и т.д. Однако, после окончания ВУЗа люди рассчитывают найти не только работу по своей специальности, но и ожидают, что их будущее место работы будет престижным и уважаемым. Увы, в настоящее время в нашей стране сложно устроиться по специальности. Этому есть несколько объяснений: Во-первых, нет такого количества рабочих мест. Во-вторых, каждый день появляются новые специальности и, соответственно, и новые требования к ним. Вузы не всегда успевают за прогрессом на рынке труда и молодой специалист, устраиваясь на работу, с ужасом осознает, что его не учили тому, что нужно выполнят на определенном месте работы. Третье объяснение – это несоответствие профессии ожиданиям выпускника. Часто бывает так, что молодой специалист, устроившись на работу по специальности и проработав там некоторое время, осознает, что это совсем не то, что он ожидал от данной сферы деятельности и он не хотел бы посвятить этому свою жизнь. Как видно из Рис. 2, более половины опрошенных, к сожалению, не работают по специальности.

Ситуация усугубилась введением в 2015 году государственной думой так называемого «закона о профессиональных стандартах» т.е. требований к работникам по уровню образования, наличию стажа и определенных умений. Эта новость напугала многих абитуриентов и студентов, ведь согласно этому закону люди не смогут работать не по специальности в случае потери работы или не наличия рабочих мест в своей сфере деятельности. Однако позже Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ольга Баталина опровергла данную информацию. Она заверила, что правила обязательной стандартизации будут касаться лишь тех профессий, которыми действительно нельзя заниматься без наличия специального образования. Это, например, учителя, врачи, пилоты воздушных средств передвижения и т.д.

Рис. 2. Соответствие работы специальности, полученной в вузе/ссузе (время проведения опроса – август 2015)

3. Не последнее место при поиске места работы занимает перспектива карьерного роста. Молодые специалисты не хотят всю жизнь протрудиться на одном и том же месте, и той же должности, а хотят продвигаться по карьерной лестнице. Но для продвижения по этой лестнице нужно время, как минимум 10 лет. Нынешние же студенты не горят желанием ждать такое количество времени для повышения до престижной, высокой должности. Согласно рис. 3 перспектива карьерного роста играет одну из ключевых ролей при выборе будущего места работы.

Рис. 3. Факторы, влияющие на выбор места работы

Карьерный рост сотрудника зависит не только от предприятия, но и от него самого, его желания добиться успеха в своей работе, решительности и умения преодолевать препятствия на своей карьерной лестнице. Все это может возникнуть только при одном условии – человек любит и доволен своей работой. Если сотруднику не комфортно на своем месте работы или он трудится без какого-либо желания, он вряд ли достигнет успехов в данной области.

Итак, мы выделили три основные причины молодежной безработицы, а именно: размер заработной платы, престижность профессии и перспектива карьерного роста. Однако, все эти три причины можно сложить в одну причину, которая, к сожалению, является основной в данное время в нашей стране – это неуверенность выпускников в завтрашнем дне. При нынешнем экономическом и социальном положении в стране, людям становится все сложнее не только найти работу, но и удержать ее. Многие предприниматели выставляют очень высокие требования при найме новых сотрудников, такие как большой опыт работы в данной сфере, наличие специальных навыков и умений. При всем этом, нет никакой гарантии, что молодой специалист не потеряет новую работу в короткие сроки.

Сделать молодежь более уверенной поможет наличие специальных программ для молодых специалистов на предприятиях. Организации должны сделать работу своих сотрудников как можно более комфортной и как можно менее стрессовой. Чтобы, выпускник не усомнился в своем выборе профессии, организации должны показывать себя перед ним во всей красе. Показать возможности развития, карьерного роста и финансовой независимости. Неплохим решением может стать «день открытых дверей» в организациях для студентов, проводимый для того, чтобы показать будущим специалистам, какие задачи им предстоит решать и с какими трудностями придется столкнуться. Молодой специалист, в сою очередь, не должен бояться трудностей и препятствий, так как они являются неотъемлемой частью взрослой жизни. Так же можно посоветовать выпускникам и молодым специалистам запастись терпением. Ты сможешь достичь всего, но на это требуется время.

Обязательным является ежегодный пересмотр образовательных программ в учебных заведениях и введение дополнительных дисциплин, чтобы студент, выпускаясь из Вуза был уверен в том, что не придет в организацию неподготовленным к новым техникам и технологиям производства. Не нужно бояться, если столкнулся с чем-то незнакомым. Новые технологии и способы производства возникают постоянно, но и учиться никогда не поздно.

Безусловно, решение такой глобальной проблемы как безработица требует много усилий и времени как со стороны государства, так и со стороны работодателей и самих сотрудников. Однако, кое-что можно сделать уже сейчас.

Библиографический список

1. Захаров, М.И. Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учеб. Пособие / М.И. Захаров. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 467 с.

2. Захарова, Л.Н. Основы психологического консультирования организаций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Н. Захарова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 276 с.

3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. — М.: Вузовский учебник, 2009. – 638 с.

4. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей [Текст]: пер. с англ. / С.Р. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 408 с.

5. Миронова, М.С. Взаимодействие руководителя и подчиненного: фокус на вовлеченность персонала [Электронный ресурс] / М.С. Миронова // PRO-персонал. – 2013. - №31. – С. 15 – 18.

6. Фофанова, Н.А. Подготовка безработных – путь к занятости [Электронный ресурс] / Н.А. Фофанова // Служба кадров – 2013. - №11. – С. 20 – 21.

7. Екомасов, В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [электронный ресурс] / В.В. Екомасов // Кадры предприятия – 2003. - №3. С. 15 – 18.

8. Официальный сайт www.grandars.ru // Безработица [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/bezrabotica.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: